Оценка предотвращенного эколого-экономического ущерба в результате осуществления природоохранных мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание

В последнее время самая актуальная проблема государственной экологической политики – это экономический ущерб от антропогенного воздействия, сохранение чистоты окружающей среды.
Велики воспроизводящие силы природы, но им необходимо разумное содействие человека, обладающего экологическими знаниями. Только при этом условии, а так же наличии и использовании природоохранных законов можно сохранить чистоту окружающей среды и преумножить природные богатства.
Но пока негативное влияние хозяйственной деятельности человека приводит к все большему загрязнению среды, и наносит ущерб здоровью человека.

Содержание

Введение

1. Основные экономические механизмы управления природопользованием…………………………………………...4
2. Расчет предотвращенного экологического ущерба в результате реализации природоохранных мероприятий……………………10
2.1 Атмосферный воздух…………………………………….10
2.2. Водные ресурсы……………………………………….....12
2.3. Отходы производства и потребления…………………..15
Приложение 1……………………………………………………….15
Приложение 2……………………………………………………….19
Приложение 3……………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Экология курсовая.doc

— 431.50 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский Государственный технический университет - УПИ

имени первого Президента РФ Б. Н. Ельцина»

Заочный факультет индивидуального обучения

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: ОЦЕНКА ПРЕДОТВРАЩЕННОГО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

 

 

 

 

 

 

Студент                                                                        Серебрякова Ксения

Группа                                                                                                ФИК- 2

Преподаватель                                                                             Мазуренко

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011


Введение

 

1.     Основные экономические механизмы управления природопользованием…………………………………………...4

2.       Расчет предотвращенного экологического ущерба в результате реализации природоохранных мероприятий……………………10

2.1 Атмосферный воздух…………………………………….10

         2.2. Водные ресурсы……………………………………….....12

         2.3. Отходы производства и потребления…………………..15

Приложение 1……………………………………………………….15

Приложение 2……………………………………………………….19

Приложение 3……………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В последнее время самая актуальная проблема государственной экологической политики – это экономический ущерб от антропогенного воздействия, сохранение чистоты окружающей среды.

Велики воспроизводящие силы природы, но им необходимо разумное содействие человека, обладающего экологическими знаниями. Только при этом условии, а так же наличии и использовании природоохранных законов можно сохранить чистоту окружающей среды и преумножить природные богатства.

Но пока негативное влияние хозяйственной деятельности человека приводит к все большему загрязнению среды, и наносит ущерб здоровью человека.

На современном этапе для осуществления экологической политики необходимо введение нового экологически чистого оборудования, внедрять экономические механизмы управления природопользованием, следить за исполнением законов об охране окружающей среды, создавать и финансировать проекты, направленные на защиту и очищение её от загрязняющих веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                           Основные экономические механизмы управления природопользованием.

 

Для того, чтобы сохранить среду, в которой живет человек, вводятся специальные механизмы управления природопользованием и экологической безопасностью.

Механизмы управления – это совокупность методов управления экономикой в целом и природопользованием как материальной основой экономики.

Целью механизма управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды является согласование экономических и экологических интересов общественного производства как федеральных, региональных, локальных, так и территориальных, ведомственных, на уровне связей между предприятиями.

По содержанию воздействия на объект управления методы обычно делятся на: организационно-административные, экономические, социально-психологические и др.

Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

Особое место в системе рационального природопользования занимают организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию управления на основе достижения науки и техники.

Социально-психологические методы управления представляют собой систему средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население данного района с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей и способности их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п.

Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.

Экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует организационно-экономический механизм управления экологической безопасностью, обеспечивающий рациональное ресурсосберегающее природопользование.

Организационно-экономический механизм управления экологической безопасностью - это система организационно-экономических мер, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, что означает наличие взаимосвязанных организационно-административных и экономических мер. В них содержатся элементы экономического воздействия. Так же, экономический механизм включает только собственно экономические меры, без административного воздействия.

Организационно-административные и экономические методы управления экономикой, природными ресурсами, а также охраной окружающей среды - используются одновременно. Организационно-административные методы - это методы работы управляющих, руководителей, состоящих на службе в государственных структурах и органах местного самоуправления.

Экономический механизм неразрывно связан с организационно-правовым, дополняет его и способствует выполнению экологических требований природопользования, закрепленных в правовых нормах.

Принципы управления экологической безопасностью, прежде всего принципы построения организационно-экономического механизма использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Практика выработала такие принципы экономического механизма управления природопользованием и экологической безопасностью, как платность, научная обоснованность, экономическая ответственность.

Основным принципом экономического механизма природопользования и экологической безопасности является платность. Он означает использование природных ресурсов в процессе производства исключительно за плату.

Механизм управления экологической безопасностью и охраной природной среды в России включает ряд элементов (инструментов управления), основными из которых являются:

      платежи за использование природных ресурсов;

      платежи за загрязнение окружающей природной среды;

      платежи за размещение экологически вредных веществ;

      система правового и организационного обеспечения экономического стимулирования и экономической ответственности;

      система экологических фондов;

      система экологического страхования.

В свою очередь, эти элементы рассматриваемого механизма управления содержат конкретные виды воздействия на природопользователей.

Плата за природные ресурсы включает в себя выплаты непосредственно за право пользования природными ресурсами; платежи и штрафы за загрязнение окружающей природной среды; отчисления на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Мировой опыт показывает, что платность природопользования способствует более рациональному использованию природных ресурсов.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия всех форм собственности, объединения, организации и учреждения, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым земля на территории России предоставлена в собственность, владение, пользование или аренду. Земельный налог уплачивается с облагаемой налогом земельной площади, закрепленной за налогоплательщиком.

С 1991 г в России введены платежи за загрязнение окружающей среды. Введено три вида платы:

      за выброс в атмосферу загрязняющих экологически вредных веществ,

      за сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;

      за размещение экологически вредных отходов.

Платежи за загрязнение природной среды служат средством экономического воздействия на природопользователей, наносящих вред окружающей природной среде, побуждая их заботиться об экологической безопасности своего производства.

Плата за загрязнение окружающей природной среды, а также за размещение отходов и другие вредные воздействия перечисляется всеми природопользователями на счета экологических фондов.

Система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма обеспечения экологической безопасности, регулирования природопользования и охраны природной среды.

Экономическое стимулирование - составная часть механизма управления природопользованием и экологической безопасностью. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

Принципы экономического стимулирования выработаны и продолжают вырабатываться практикой. К ним относятся:

1. Комплексность (системность) стимулирования, означающая обязательность использования современных технологических процессов, если они имеют целью ресурсосбережение и проводятся экологически приемлемыми методами, а также стимулирование природоохранных мероприятий (утилизация отходов, строительство очистных сооружений в целях предотвращения загрязнения водных источников и атмосферного воздуха и др.). Следует стимулировать и деятельность менеджеров предприятия по переходу к выпуску экологически чистой продукции

2. Соблюдение баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями. Выплаты по экономическому стимулированию должны быть сопоставимы с размерами экономических санкций.

3. Сочетание стимулирования на различных уровнях экономического механизма.

4. Увязка стимулирования с другими элементами управления природопользованием и охраны природной среды: планированием, контролем, регулированием, санкциями. Экономическое стимулирование играет важную роль в обеспечении экологической безопасности, но применяемое отдельно, в отрыве от других элементов, не даст желаемого эффекта.

5. Сочетание материального и морального стимулирования. Например, широкая гласность результатов природоохранного труда и характера стимулирования, а также иные приемы морального поощрения.

Большинство из рассмотренных выше видов экономического стимулирования показали свою эффективность во многих странах. Наиболее эффективным средством стимулирования считаются налоги.

Принцип научной обоснованности управления экологической безопасностью и охраны окружающей среды означает разумное, основанное на научных исследованиях сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Принцип экономической ответственности находит свое выражение в обязанности природопользователей возмещать ущерб, причиняемый природной среде, здоровью людей и имуществу физических и юридических лиц в результате совершения экологических правонарушений.

Принцип комплексности означает стремление к многоцелевому использованию ресурсов, развитию малоотходных и безотходных производств, глубокой переработке сырья. Этому принципу должны соответствовать все элементы механизма управления экологической безопасностью.

Принцип хозяйственного расчета должен стать основополагающим при формировании системы управления всей производственной сферы, так как он отвечает интересам хозяйствующих объектов и общества в целом.

Финансирование природоохранной деятельности и экологические фонды. Для успешного функционирования механизма управления экологической безопасностью необходимо прежде всего финансирование - обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения; других источников.

Учет ресурсов, планирование, лимитирование и лицензирование - составляющие работы механизма управления экологической безопасностью. Рассмотрим эти составляющие подробнее.

Учет природных ресурсов с помощью кадастров. Общепринято, что учет определяется как сбор, систематизация, хранение и обновление сведений о количестве и качестве ресурсов. В настоящее время в России учет природных ресурсов осуществляется путем составления кадастров по видам ресурсов.

Кадастр - это свод количественных, организационных, качественных экономических и экологических показателей природного ресурса. Кадастр представляет собой специализированную базу данных. В нем приводятся и организационные сведения. Данные кадастров лежат в основе планирования использования ресурсов, их экономической оценки, ценообразования, определения ущерба, наносимого среде, системы мер по воспроизводству ресурсов, и т.д..

Планирование обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды и природопользования. Планирование - одна из важнейших функций менеджмента, в том числе и экологического. Под ним понимается разработка мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды и распределение объема их выполнения применительно к интервалам времени и территориям.

Действенными регуляторами природопользования служат так называемые лимиты. Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов.

Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ являются нормативы качества природной среды. Эти нормативы носят следующие названия:

ПДВ - предельно допустимые выбросы в атмосферу;

ПДС - предельно допустимые сбросы в водные источники;

ПДК - предельно допустимые концентрации;

ПДУ - предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей;

ПДН - предельно допустимые нагрузки на природную среду

В последние годы стали активно развиваться новые рычаги механизма управления экологической безопасностью, природопользованием и охраной окружающей природной среды, как экологическая сертификация и экологический аудит.

Экологическая сертификация - это удостоверение степени соответствия экологическим требованиям оборудования, технологии и продукции, а также предприятия в целом. Сертификация, другими словами, - это форма контроля.

Экологический аудит - это анализ и определение экономических последствий экологических затрат. Фактически это экономический анализ деятельности предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия, и эколого-экономической эффективности этих мероприятий.

Необходимым организационным элементом управления является наличие информационной базы о состоянии и охране природной среды. Статистические данные в системе информационного обеспечения незаменимы и играют основную роль. Собранные статистические данные необходимо обрабатывать с помощью современных методов эконометрики, в частности, методов статистики объектов нечисловой природы и статистики нечисловых данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Расчет предотвращенного экологического ущерба в результате реализации природоохранных мероприятий.

 

2.1. Атмосферный воздух.

Вычисление оценки предотвращенного годового ущерба от выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 

У=Уудпэ

1)Ууд = 67,4 (по Уральскому экономическому району РФ)

         N

2)Мп = ∑mi * Ai

    i=1

mi =5660,3

Ai= 2,7

N=6

Мп= (5660,3 * 2,7) + (5660,3 * 2,7) + (5660,3 * 2,7) + (5660,3 * 2,7) +

+(5660,3 * 2,7) + (5660,3 * 2,7) = 91696,86

3) Кэ=2 (по Уральскому региону)

У = 67,4 * 91696,86 * 2 = 12360736

 

По такому же способу дальше заполним таблицу для каждого из природоохранных предприятий.

Данные по предотвращенным сбросам загрязняющих веществ в результате реализации двух природоохранных мероприятий – установка пыле-газоочистного оборудования (предотвращен выброс загрязняющих веществ в количестве mаi1) и установка газоаналитического оборудования (предотвращен выброс загрязняющих веществ в количестве mаi2.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Определение стоимостной оценки предотвращенного ущерба от сокращения выбросов ЗВ в атмосферу (для mai1 )

№№
п/п

Наименование
загрязняющих веществ

1

,

усл.т/т

,
усл.т/год

т/год

в % к итого

тыс.руб.

год

в % к итого

1

2

3

4

6

7

8

9

1.

пыль неорганическая

5660,3

56,56114

2,7

91696,86

12360736

71,1

2.

угольная зола

 

 

 

 

 

 

3.

сернистый ангидрид

150,0

1,498891

20,0

18000

2426400

13,9

4.

окись углерода

170,8

1,706737

0,4

409,92

55257,216

0,3

5.

окислы азота

20,0

0,199852

16,5

1980

266904

1,6

6.

Углеводороды

4006,3

40,03338

0,7

16826,46

2268206,8

13,1

 

Итого:

10007,4

100

40,3

128913,24

17377503

100

Расчёты проиллюстрированы в диаграмме 1.

 

Вывод: Наибольший ущерб окружающей среде наносит выбросы пыли неорганической.

 

 

Таблица 2 - Определение стоимостной оценки предотвращенного ущерба от сокращения выбросов ЗВ в атмосферу (для mai2 )

№№
п/п

Наименование
загрязняющих веществ

2

,

усл.т/т

,
усл.т/год

т/год

в % к итого

тыс.руб.

год

в % к итого

1

2

3

4

6

7

8

9

1.

пыль неорганическая

 

 

 

 

 

 

2.

угольная зола

187,3

37,2

6,7

7529,46

1014971,2

20,1

3.

сернистый ангидрид

240.6

47,8

20,0

28872

3891945,6

76,7

4.

окись углерода

64,5

12,8

0,4

154,8

20867,04

0,4

5.

окислы азота

10,6

2,2

16,5

1049,4

141459,12

2,8

6.

Углеводороды

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

503

100

43,6

37605,66

5069242,9

100

Расчёты проиллюстрированы в диаграмме 2.

 

Вывод: Самый большой ущерб окружающей среде наносят выбросы от сернистого ангидрида.

 

2.2.           Водные ресурсы.

 

Вычисление оценки предотвращенного годового ущерба от сбросов загрязняющих веществ в водные ресурсы.

У=Уудпэ

1)Ууд = 9470,3 (по Свердловской области)

         N

2)Мп = ∑mi * Ai

    i=1

mi =1415,0

Ai= 0,15

N=5

Мп= (1415,0*0,15) + (1415,0*0,15) +(1415,0*0,15) + (1415,0*0,15) + +(1415,0*0,15) = 1061,25

3) Кэ=1,1

У= 9470, 3*1061,25*1,1 = 11055391

 

По такому же способу дальше заполним таблицу для каждого из природоохранных предприятий.

Данные по предотвращенным сбросам загрязняющих веществ в результате реализации трех природоохранных мероприятий – установка дополнительного очистного оборудования (предотвращен сброс загрязняющих веществ в количестве mBi1), изменение производственной технологии варки целлюлозы (предотвращен сброс загрязняющих веществ в количестве mBi2), реконструкции золоотвала (предотвращен сброс загрязняющих веществ в количестве mBi3).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Определение стоимостной оценки предотвращенного ущерба от сокращения сбросов ЗВ в водные ресурсы (для mвi1 )

№№
п/п

Наименование
загрязняющих веществ

mвi1

Аiв,

усл.т/т

Мпв,
усл.т/год

Уiв

т/год

в % к итого

тыс.руб.

год

в % к итого

1

2

3

4

6

7

8

9

1.

взвешенные вещества

1415,0

61,4

0,15

1061,25

11055391

0,8

2.

нефтепродукты

98,3

4,8

20,0

9830

102402353,9

84,1

3.

СПАВ

 

 

 

 

 

 

4.

БПК

 

 

 

 

 

 

5.

нитраты

789,3

34,2

0,20

789,3

10417,33

6,3

 

Итого:

2302,6

100

20,35

11680,55

21304043

100

 

Расчёты проиллюстрированы в диаграмме 3.

Вывод: Самый большой ущерб окружающей среде наносят выбросы от нефтепродуктов.

 

 

 

Таблица 4 - Определение стоимостной оценки предотвращенного ущерба от сокращения сбросов ЗВ в водные ресурсы (для mвi2 )

№№
п/п

Наименование
загрязняющих веществ

mвi2

Аiв,

усл.т/т

Мпв,
усл.т/год

Уiв

т/год

в % к итого

тыс.руб.

год

в % к итого

1

2

3

4

6

7

8

9

1.

взвешенные вещества

2645,3

40,7

0,15

1983,975

20667722,28675

8,7

2.

нефтепродукты

 

 

 

 

 

 

3.

СПАВ

280,2

4,3

11,0

15411

160541472,63

67,7

4.

БПК

3568,4

55,0

0,30

5352,6

55759800,558

23,6

5.

нитраты

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

6493,9

100

 

22747,5

 

100

 

Расчёты проиллюстрированы в диаграмме 4.

Вывод: Самый большой ущерб окружающей среде наносят выбросы СПАВ.

Таблица 5 - Определение стоимостной оценки предотвращенного ущерба от сокращения сбросов ЗВ в водные ресурсы (для mвi3 )

№№
п/п

Наименование
загрязняющих веществ

mвi3

Аiв,

усл.т/т

Мпв,
усл.т/год

Уiв

т/год

в % к итого

тыс.руб.

год

в % к итого

1

2

3

4

6

7

8

9

1.

взвешенные вещества

 

 

 

 

 

 

2.

нефтепродукты

56,7

2,2

0,20

56,7

590662,611

1,5

3.

СПАВ

 

 

 

 

 

 

4.

БПК

2453,2

92,7

0,30

3679,8

38333690,934

95

5.

нитраты

135,0

5,1

0,20

135

1406339,55

3,5

 

Итого:

2644,9

100

 

3871,5

 

100

 

Расчёты проиллюстрированы в диаграмме 5.

Вывод: Самый большой ущерб окружающей среде наносят выбросы СПАВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.           Отходы производства и потребления.

Вычисление оценки ущерба от размещения отходов.

                    к

Уотхотхуд*mjотх * Коj

                           j=1

1)     Уотхуд = 162,4 руб/тонну

2)     mjотх = 245,0

3)     Коj =7

4)     К =5

Уотх = 162,4* ((245,0*7) + (245,0*7) +(245,0*7) + (245,0*7) + (245,0*7) = =1114064

По такому же способу дальше заполним таблицу для каждого из природоохранных мероприятий.

 

Таблица 6. - Определение стоимостной оценки ущерба от размещения отходов предприятия

№№
п/п

т/год

класс опасности

в % к итого

тыс.руб.

год

в % к итого

1

2

3

4

5

6

7

1.

245,0

1

0,3

7

1392580

53,8

2.

2610,2

2

3,5

3

6358447,2

23,1

3.

16150,7

3

21,3

2

26228736,8

15,4

4.

56900,3

4

74,9

1

46203043,6

7,7

 

Итого:

 

100

 

 

100

 

Расчёты проиллюстрированы в диаграмме 6.

Вывод: Меньше всего ущерб окружающей среде наносят отходы 1го класса, а вреднее всего отходы 4го класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2. (для mai1 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3. (для mai2 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 4. (для mai2 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Диаграмма 1. (для mвi1 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2. (для mвi1 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3. (для mвi2 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 4. (для mвi2 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 5. (для mвi3 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 6. (для mвi3 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Диаграмма 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.               Методика определения предотвращенного экологического ущерба / В.И. Данилов – Данильян. М, 1999.

2.               Основы экономики природопользования / под ред. В.Н. Холиной. М.,2005.

3.                Экология / Л.В. Передельский и др. М., 2009.

 

 

2

 

Информация о работе Оценка предотвращенного эколого-экономического ущерба в результате осуществления природоохранных мероприятий