Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:30, контрольная работа
Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных компонентов окружающей природной среды, благоприятное состояние которого составляет естественную основу устойчивого социально-экономического развития страны. Он выполняет биологические, производственные, транспортные и иные функции. Атмосферный воздух более чем другие природные объекты, в силу присущих ему свойств, связан с жизненными интересами людей, его качество непосредственно влияет на здоровье человека, продолжительность жизни, а также на качественное состояние других элементов окружающей среды, особенно животного и растительного мира.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Атмосферный воздух как объект правовой охраны…………………............2
2.Естественное и искусственное загрязнение атмосферы…………………….3
3. Законодательство об охране атмосферного воздуха………………………...8
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………...........15
Радиоактивное
загрязнение атмосферы
К
зонам радиоактивного загрязнения
отнесено 14 субъектов Российской Федерации:
Белгородская, Брянская, Воронежская,
Калужская, Курская, Ленинградская, Липецкая,
Орловская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская,
Тульская, Ульяновская области, Республика
Мордовия.
Законодательство об
охране атмосферного
воздуха
Воздухоохранное законодательство объединяет нормативные акты бывшего СССР, акты, принятые высшими органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, федеральными ведомствами и другими органами. Основным законодательным актом, наиболее полно регулирующим общественные отношения в области воздухопользования и охраны атмосферного воздуха, является Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха". В законе закреплены наиболее принципиальные положения, касающиеся охраны воздушного бассейна от загрязнений и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействия, предотвращения истощения кислородных запасов, рационального использования воздуха в хозяйственных целях, воспроизводства его запасов в интересах оздоровления и улучшения окружающей человека природной среды; содержатся нормы о запрещении ввода в эксплуатацию любых производственных объектов, если они не оснащены очистными устройствами и сооружениями и в процессе работы могут стать источниками загрязнения воздушной среды, а также о запрещении эксплуатации транспортных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.
В этом законодательном акте получили дальнейшее развитие правила о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, предусмотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ и других воздействий, включая воздействие на погоду и климат.
Многие нормы ФЗ "Об охране окружающей среды" направлены и на охрану атмосферного воздуха. Нормы законов, регулирующие вопросы воздухопользования и охраны атмосферного воздуха, детализируются и конкретизируются в указах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ.
В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством устанавливаются нормативы воздействия на атмосферный воздух:
а). производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;
б).
территориальные нормативы –
величина критических совокупных нагрузок
на атмосферный воздух от различных
хозяйственных и иных объектов как
стационарных, так и передвижных,
с учетом трансграничного и
Запрещается также ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха; нарушение правил эксплуатации, а также не использование имеющихся сооружений, оборудования, аппаратуры очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Не допускается, кроме того, эксплуатация транспортных и иных передвижных средств с превышением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ.
Установлен запрет на производства, постановку на государственный учет и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, не имеющих сертификатов, содержащих сведения о соответствии содержания загрязняющих веществ в отработанных газах установленным нормативам выбросов; не разрешается размещение в населенных пунктах терриконов, отвалов, складирование промышленных отходов, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля осуществляется государственный учет (инвентаризация) неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение (мониторинг) за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.
Предупреждению загрязнения атмосферного воздуха служит право органов представительной и исполнительной власти, органов специализированного контроля принимать решения о приостановке эксплуатации или даже о закрытии предприятий, цехов, участков, агрегатов, а также передвижных средств, загрязняющих атмосферу и создающих угрозу жизни и здоровью людей.
Законодательством
предусматривается также
Таков далеко не полный перечень предусмотренных законодательством мер, направленных на охрану атмосферного воздуха.
Правовая охрана атмосферы - реализация конституционных прав населения и норм в экологической сфере привела к существенному расширению базы законодательного регулирования в области охраны атмосферного воздуха. Основными законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы природоохранной деятельности, служат следующие:
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03. 1997 г. с изм. и доп., вступившими в силу 06.06. 2008 г. В нем особые требования предъявляются к состоянию полетной техники, регулированию работы двигателей для снижения загрязнения атмосферы.
Федеральный
закон «Об уничтожении
Уголовный кодекс от 13.06. 1996 г. № 63-ФЗ ред. от 13.05. 2008 с изм. от 27.05. 2008 г. имеет ряд статей, касающихся атомной промышленности, содержит определение «экологические преступления».
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от 09.01. 1996 г., ред. от 22.08. 2004 г. В целях его реализации Правительством РФ был принят ряд постановлений, которые касаются права размещения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, их хранения и перевозки.
Федеральный
закон «Об использовании
В Госкомэкологии России рассмотрено и утверждено несколько нормативно-правовых документов, касающихся охраны атмосферы, в частности по методике расчета выбросов в атмосфера загрязняющих веществ.
ГОСТ (1986)"Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин».
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе и за соблюдением воздухоохранного законодательства, осуществляется органами государственной власти и управления всех уровней, органами местного самоуправления и специально уполномоченными на то государственными межведомственными органами. Под государственным контролем за охраной атмосферного воздуха понимается система мер, направленных на обеспечение строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, службами, предприятиями и другими органами, а также должностными лицами и гражданами требований воздухоохранного законодательства. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы в регионах осуществляют наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и учет вредных воздействий на него, т.е. формирование системы мониторинга воздушной среды. Эти органы ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий, способных обусловить резкое повышение уровня загрязнения воздуха, и соответствующую информацию доводят до предприятий – источников его загрязнения. Последние, в свою очередь, вносят изменения в режим работы соответствующих цехов, участков, агрегатов в целях прекращения или уменьшения выбросов загрязняющих веществ.
Контроль
за соблюдением законодательства об
охране атмосферного воздуха в пределах
предоставленной компетенции
Юридическая
ответственность за нарушения законодательства
об охране атмосферного воздуха. В системе
правового обеспечения охраны атмосферного
воздуха большое значение придается борьбе
с нарушениями воздухоохранного законодательства,
особенно их предупреждению. В этих целях
используется система мер юридической
ответственности. В законодательстве
закреплены виды правонарушений, совершение
которых влечет за собой дисциплинарную,
административную, материальную (гражданско-правовую),
уголовную ответственность. Комплексное
применение перечисленных правовых мер
способствует оздоровлению воздушного
бассейна и в целом окружающей среды.
Заключение
Основной задачей человечества в современный период является полное осознание важности экологических проблем, и кардинальное их решение в короткие сроки. Необходимо развивать новые методы получения энергии основанные не на деструктуризации веществ а на других процессах. Человечество как единое целое должно взяться за решение этих проблем, ведь если ничего не делать, Земля скоро прекратит свое существование как планета пригодная для обитания живых организмов.
В данной контрольной работе намеренно приведены данные о загрязнении атмосферного воздуха только по России. Масштабы выбросов ужасают своими объемами, но Россия занимает далеко не первое место в общей картине глобального засорения окружающей среды. В мировом масштабе эти цифры вырастают в разы! Такие промышленные державы как США, Англия, Франция и многие другие страны Европы несут львиную долю ответственности за уничтожение запасов атмосферного кислорода и разрушение озонового слоя Земли.
Список
использованной литературы