Охрана окружающей
среды осуществляется на основе соблюдения
следующих основных принципов:
- приоритета
охраны жизни и здоровья человека, сохранения
и восстановления окружающей среды, благоприятной
для жизни, труда и отдыха населения;
- сбалансированного
решения социально - экономических задач
и проблем окружающей среды в целях перехода
Республики Казахстан к устойчивому развитию
в условиях рыночных отношений и удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений
людей в здоровой и благоприятной окружающей
среде;
- обеспечения
экологической безопасности и восстановления
нарушенных естественных экологических
систем на территориях с неблагоприятной
экологической обстановкой;
- рационального
использования и воспроизводства природных
ресурсов, поэтапного введения платы за
природопользование и внедрения экономического
стимулирования охраны окружающей среды;
- обеспечения
сохранения биологического разнообразия
и объектов окружающей среды, имеющих
особое экологическое, научное и культурное
значение;
- государственного
регулирования и государственного контроля
неотвратимости ответственности за нарушение
законодательства об охране окружающей
среды;
- предотвращения
нанесения ущерба окружающей среде, оценки
возможного воздействия на окружающую
среду;
- активного
и демократичного участия населения, общественных
объединений и органов местного самоуправления
в области охраны окружающей среды;
- международного
сотрудничества в области охраны окружающей
среды на основе международного права.
Практическая
реализация природоохранных работ сталкивается
со многими проблемами, связанными с незавершенностью
процесса формирования системы управления
качеством окружающей среды. Одной из
главных проблем является несовершенство
природоохранного законодательства, несмотря
на то, что оно состоит из 10 законов и 200
нормативных правовых актов.
Проблемой также является малая
эффективность реализации положений
и норм экологического законодательства
на практике. Повсеместно отмечается
отсутствие эффективного механизма
применения положений природоохранного
законодательства. Отсутствует система
координации выполнения обязательств
по международным экологическим соглашениям
и конвенциям.
Система государственного контроля
за состоянием окружающей среды
и система управления природными
ресурсами находятся на стадии формирования
и требуют постоянного совершенствования.
Современное состояние нормативно-методической
базы характеризуется бессистемностью,
дублированием, а также недостаточностью
нормируемых показателей.
Экологическое нормирование основано
на гигиенических нормативах воздействия
загрязняющих веществ на организм человека.
Требуется разработка экологических и
технических нормативов на экосистемной
основе, учитывающий воздействие техногенно
обусловленных факторов как на человека,
так и на окружающую среду, для чего необходимы
специальные научные исследования.
В настоящее время экологическое
планирование осуществляется на
уровне Правительства, министерств,
акиматов и отдельных предприятий.
Нередко планы природоохранных
мероприятий предприятий копируют
пункты предписаний государственных
инспекторов, выданных в ходе проверок,
что говорит об отсутствии планового подхода
к вопросам оздоровления окружающей среды,
рациональному природопользованию и,
следовательно, - финансированию. Иностранные
и отечественные предприятия в своей инвестиционной
политике следуют остаточному принципу
финансирования природоохранной сферы,
т.е. природопользование продолжает иметь
явно выраженный потребительский характер.
Рассредоточенность государственного
экологического контроля по различным
министерствам и ведомствам, в т.ч. занимающимся
хозяйственной деятельностью, обуславливает
необходимость координации работы всех
контролирующих органов, устранения дублирования,
развития экосистемного государственного
контроля.
Пока же эффективность оперативного
контроля низка в части правоприменительной
практики вследствие слабой материально-технической
оснащенности контролирующих структур.
Совершенствование экономических
механизмов охраны окружающей
среды является мощным фактором
регулирования хозяйственной деятельности
по использованию и охране природных ресурсов.
В этой области ведется работа по совершенствованию
нормативно-методической базы, прорабатываются
механизмы целенаправленного использования
средств, полученных как плата за загрязнение
окружающей среды.
Повышению эффективности природоохранной
деятельности будет способствовать
оптимизация разрешительной системы
природопользования и экологической
экспертизы.
В настоящее время функционирование
различных ведомственных систем
мониторинга не обеспечивает в полной
мере целостной картины состояния окружающей
среды, необходимой для принятия оперативных
и эффективных управленческих решений.
Действующие мониторинговые системы,
службы и сети осуществляют
в основном наблюдения за загрязнением
объектов окружающей среды. Они имеют
ведомственное подчинение, разобщены
методологически, программно и организационно.
Координация их деятельности практически
отсутствует, что не позволяет решать
тематические природоохранные задачи
и информационно поддерживать принятие
оперативных управленческих решений.
Информационно эти сети не совмещаются.
Техническое, математическое и другие
виды обеспечения не позволяют обеспечить
требуемые номенклатуру, достоверность
и точность измерений, необходимую оперативность
получения информации и выработки рекомендаций
по улучшению экологической обстановки.