Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:04, реферат
За последние 40 лет водные системы многих стран мира оказались серьёзно расстроенными. Отмечается истощение самых ценных из доступных нам источников пресной воды - подземных вод. Бесконтрольное изъятие воды, уничтожение водоохранных лесных полос и осушение верховых болот привели к массовой гибели малых рек. Сокращается водоносность крупных рек и приток поверхностных вод во внутренние водоёмы. Так, практически перестали впадать в Аральское море реки Сырдарья и Амударья, исчезли в нижнем течении такие реки, как Чу, Таласс, Асса, Зеравшан; обмелели Днепр, Кубань, Кура, Каратал и многие другие.
Многообразные и
многосторонние последствия, которые
могут иметь проектные решения,
требуют как фундаментальных
исследований во многих направлениях,
так и комплексного, системного подхода:
именно многогранность, взаимовлияние
и взаимообусловленность
Однако чтобы создавать
и эффективно использовать водохранилище
как объект, вносящий существенное
изменение в природу и
Развитие водного хозяйства, ведущее к непрерывному усложнению системы водохранилищ как в пределах бассейна одной реки, так и в особенности при межбассейновых соединениях, постоянно выдвигает перед наукой и практикой всё новые проблемы - экологические, медико-биологические, социальные.
Сегодня осознано, что
проектирование и создание крупных
водохранилищ должно вестись с особой
тщательностью и осторожностью.
Всё здесь должно быть подчинено
оптимальным условиям комплексного
использования водохранилищ на каждом
прогнозируемом этапе развития водного
хозяйства. В центре внимания учёных,
проектировщиков и
При всевозрастающем
неблагоприятном воздействии на
водоёмы, по-видимому, только на основе
последовательного и
Всё это и будет определять практическое обустройство акватории, то есть систему инженерно-технических мероприятий для создания независимого гидрологического, гидрохимического и гидробиологического управления режимами отдельных участков водоёмов.
Например, воздействие на круговорот вещества и энергии путём изъятия излишних масс органики или же усиления "питания" (трофики) водоёма внесением удобрений; аэрация воды, физико-химическая и биологическая подготовка её в районах водозабора; создание заповедных, водоохранных и буферных зон; направленное формирование экосистем и многие другие мероприятия по управлению водоёмом. Крайне важно, чтобы воздействие на водоём осуществлялось по единому плану.
В небольших масштабах на отдельных участках водохранилищ и сейчас осуществляются мероприятия, которые являются аналогом акваториальной планировки, но они осуществляются разными отраслями хозяйства, как правило, несогласованно и не достигают требуемой степени комплексности, а зачастую и противоречат друг другу...
Российским водным законодательством установлен приоритет использования воды для питья и хозяйственно-бытовых целей перед всеми другими видами использования...
В ряде районов качество
воды будет важным фактором, определяющим
возможность и целесообразность
осуществления тех или иных проектов
гидротехнического
Например, при территориальном
перераспределении стока в
В защите водных источников от истощения и загрязнения путём всемерного снижения водопотребления и водоотведения наряду с совершенствованием технологии использования воды во всех звеньях хозяйства, а именно совершенствованием и расширением очистных сооружений, переводом предприятий на оборотное водоснабжение и безотходную технологию, большое значение имеет создание комплексных районных схем водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод, автоматизации контроля за качеством воды.
Комплексные районные
схемы позволят реализовать практически
возможность повторного многократного
использования воды, эффективно использовать
общие для района очистные сооружения
и автоматизировать процессы управления
работой водопровода и
Сегодня проблема качества воды питьевого назначения особенно волнует учёных. На повестке дня проблема "качество воды и жизнь". Было установлено, что предельно допустимые концентрации веществ (ПДК) для водоёмов питьевого назначения недостаточны для поддержания условий жизни гидробионтов - обитателей акваторий, водоёмов, рек. Поэтому были разработаны рыбохозяйственные нормы, и сегодня многие учёные считают необходимым разработать экологические ПДК, которые обеспечивали бы не только безвредность воды для человека, но и нормальную жизнь в водных экосистемах, а тем самым и сохранение самоочищающей способности водных объектов.
Путь развития управления водными ресурсами - рациональное распределение водных ресурсов по территории и по сезонам года. Этот путь означает управление процессами формирования водных ресурсов и их качеством на основе прогноза развития основных отраслей хозяйства для оценки масштабов развития водопотребления и требований к водным ресурсам.
При этом необходим учёт всеобщей взаимосвязи природных вод при разработке мероприятий по их использованию и охране - прежде всего для принятия оптимальных решений, сочетающих текущие и перспективные интересы хозяйства.
А это и есть путь экологизации водных проблем.
Что касается государственного управления водными ресурсами, следует отметить, что из-за бытовавшего в прошлом представления об обилии водных ресурсов, а также по ряду других причин у нас не сформировалось до сего времени особой хозяйственной отрасли - "водное хозяйство". Да в пошлом, по- видимому, в этом и не было нужды: известно, что вопросом управления водными ресурсами в нашей стране всегда уделялось первостепенное внимание.
Говоря об экологизации
водных проблем, хотелось бы отметить
здесь следующее. Сегодня, когда необходимость
рационального использования природных
ресурсов осознана человечеством в полной
мере, поскольку многие ресурсы природы
находятся сейчас на грани истощения,
необходимо оптимально сочетать водные,
земельные и энергетические ресурсы в
каждом районе страны, на каждом этапе
развития хозяйства, а это требует и соблюдения
принципа: разумно управлять формированием,
использованием и охраной всех видов вод,
имеющихся на планете.
3. Водный баланс
4.
5.
6.
7.
8.
* Мера по рациональному использованию воды
* Правовая мера
* Экономическая мера
* Контролирующая мера
9.
10.