Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:26, реферат
Экологическое право – предмет имеет комплексный многослойный характер и включает:
1) собственно природоохранное право (нормы федеральных законов об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, о радиационной
безопасности населения, об отходах производства и потребления и др.);
2) природоресурсное право (Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ и т.п.);
Введение
1. Понятие леса и земельных участков
2. Правовое регулирование объектов лесопользования
3. Охрана и защита лесов
Заключение
Список используемой литературы
Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.
Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения6.
Общие положения охраны и защиты лесов, которые содержатся в ст. 51 ЛК Российской Федерации. Статья определяет органы государственной власти и местного самоуправления, которые наряду с полномочиями в области лесных отношений общего характера наделены также полномочиями (функциями) охраны и защиты лесов. К полномочиям органов государственной власти в Российской Федерации в области охраны и защиты лесов относятся:
– установление правил пожарной безопасности в лесах и пожарного надзора;
– установление правил санитарной безопасности в лесах;
– установление порядка организации авиационных работ по охране
и защите лесов и выполнения этих работ;
– особенности охраны, защиты, воспроизводства лесов
– установление правил лесовосстановления, лесоразведения и
правил ухода за лесами;
– установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка
его представления;
– установление порядка осуществления контроля и надзора за
использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов
(государственного лесного контроля и надзора);
– утверждение такс или методик исчисления размера вреда,
причиненного лесам вследствие
нарушения лесного
– отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных
участков лесов и установление их границ;
– определение особенностей использования, охраны, защиты,
воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых
природных территорий (ст. 81 ЛК РФ).
Государственные органы субъектов Федерации осуществляют полномочия по охране и защите лесов в порядке передачи им этих полномочий Российской Федерацией. К названным передаваемым полномочиям относятся:
– разработка и утверждение лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
– организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;
– ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Федерации;
– осуществление государственного лесного контроля и надзора;
– установление перечня должностных лиц, осуществляющих
государственный лесной контроль и надзор.
Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
К полномочиям органов местного самоуправления в области охраны и защиты лесов в части лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
– разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
– осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 84 ЛК РФ).
В субъектах Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Охрана и защита лесов включает в себя:
1. Охрана лесов от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет систему обеспечения пожарной безопасности, которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
В Государственную
– федеральная противопожарная служба;
– противопожарная служба субъектов Федерации.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
2. Защита леса входит в состав общего понятия охраны лесов, предусмотренной ст. 51 ЛК РФ. Являясь специальной частью охраны, защита леса ограничивается такими важными мерами, как выявление в лесах вредных организмов, могущих погубить (полностью уничтожить) массив леса, если его территория и древостои оказались местом обитания вредных для леса растений, животных и болезнетворных организмов.
Задача защиты леса состоит в выявлении названных вредных организмов и в предупреждении их распространения.
Целью данного Закона является обеспечение охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. При этом меры защиты лесов от карантинных организмов принимаются на федеральном уровне при участии государственных органов субъектов Федерации.
3. В целях защиты лесов от вредных организмов и их санитарной безопасности проводится прежде всего лесозащитное районирование лесов. Это специальный вид районирования лесов, при котором определяются зоны слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. В отличие от названного районирования при общем (лесорастительном) районировании лесов, предусмотренном ст. 15 ЛК РФ, определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками. Если лесозащитное районирование предназначено для обеспечения своевременных и эффективных мероприятий по защите лесов от вредных организмов в целях санитарной безопасности в лесах, то лесорастительное районирование необходимо для определения условий и порядка оптимальной эксплуатации лесов с учетом природно-климатических характеристик лесного района.
4. Санитарная безопасность лесов требует проведения определенных работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах. Наиболее эффективными из них являются опрыскивание с воздуха агрохимикатами очагов вредных организмов. Проводятся также наземные работы по локализации и ликвидации очагов заражения лесов (вырубка больных древостоев, расчистка зараженных участков леса, устройство ловушек для насекомых – вредителей леса и т.п.).
Планы освоения лесов и
лесохозяйственные регламенты, для
каких бы целей ни использовались
леса, должны предусматривать санитарно-
Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличием ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев.
5. Лесопатологический мониторинг (ЛПМ) – это система наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредителями, болезнями и другими природными и антропогенными факторами среды и за динамикой этих процессов, обеспечивающая раннее выявление неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучных ситуаций для своевременного принятия решений по планированию и осуществлению эффективных природоохранных и лесозащитных мероприятий. Лесопатологический мониторинг организуется федеральным органом управления лесным хозяйством и является одной из главных функциональных задач государственного управления лесным хозяйством.
Целью организации
6. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений.
Красной книге РФ и порядку
ее ведения посвящено
Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу РФ, подлежат особой охране.
Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством РФ.
Министерству природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством сельского хозяйства РФ, государственными органами по рыболовству, лесному хозяйству, органами исполнительной власти субъектов Федерации и Российской академией наук предоставлено право принимать решения о занесении в Красную книгу РФ и об исключении из нее объектов животного и растительного мира, а также определять порядок и меры их охраны.
Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. В субъектах РФ приняты и ведутся красные книги данного субъекта Федерации, в которые заносятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений.
Статья 8.35 КоАП РФ устанавливает
штраф за уничтожение редких и
находящихся под угрозой