Основные принципы международного экологического сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 16:55, реферат

Описание

Цель работы: Изучить основные принципы международного экологического сотрудничества.

Задачи: 1. Рассмотреть международно-правовой механизм защиты окружающей среды.

2. Проанализировать роль международных организаций в сфере охраны окружающей среды.

3. Ознакомиться с итогами основных международных конференций в сфере охраны окружающей среды. Исследовать принятые международные соглашения и договоры.

4. Отследить участие Российской Федерации в работе международных организаций и выполнении обязательств международных конвенций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………стр. 3

Глава 1. Общие понятия международного экологического права………………стр.4

1.1.Направления и формы международного сотрудничества……………стр.4

1.2.Предмет, объекты, принципы и источники международно-правового регулирования окружающей среды……………………………….…………..стр.5

Глава 2. Международные организации в области охраны окружающей среды……………………………………………………….………………стр.8

Глава 3. Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды………………………………………………………….стр.10

Глава 4. Участие России в международном сотрудничестве...............................стр.13

Заключение…………………………………………………………………………стр.15

Список литературы………………………………………………………………...стр.16

Работа состоит из  1 файл

мой.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

    водные  ресурсы многонациональных рек  и озер, принадлежащие двум или  более странам (например, река Дунай, Великие американские озера);

    популяции животных, мигрирующих через государственные  границы;

    пограничные природные комплексы.

    Субъектами  международных экологических правоотношений являются, главным образом, суверенные государства; к этим субъектам принадлежат также борющиеся за свою независимость нации и народы; восставшая и воюющие стороны; правительства в изгнании.

    Несуверенными субъектами являются различные международные, общественные и межправительственные организации (например, ЮНЕП, МАГАТЭ и др.).

    Источники международного экологического права  подразделяются на две категории:

    источники, являющиеся носителями действующих  правовых принципов и норм и образующие «твердое», т.е. обязательное право  в подлинном смысле этого слова;

    источники, содержащие рекомендательные правила, тем не менее, оказывающие влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное право).

    К первой категории принадлежат международные  конвенции, соглашения, договоры, устанавливающие правила, признанные государствами в качестве обязательных правовых норм, а также международные обычаи, т.е. сложившиеся в международной практике правила поведения, за которыми субъекты международного права признают юридически обязательный характер. К «твердому» экологическому праву относят также общие принципы международного права.

    Ко  второй категории, т.е. к «мягкому»  экологическому праву относят решения  международных организаций, съездов, симпозиумов и конференций, а  также доктрины ученых в области  международного экологического права. 

    Глава 2. Международные  организации в  области охраны окружающей среды

     Возрастающий  интерес международного сообщества к проблемам ОС после Второй мировой  войны нашел свое выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических и научно-технических форумов, по священных отдельным аспектам взаимодействия общества и природы, но и в росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций. Такие организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя и подчеркивая экологические проблемы из всей совокупности политических, экономических и других международных проблем. По признаку пространственной сферы полномочий или субъектно-территориальному признаку различаются организации глобальные и региональные (субрегиональные). [1]

     Важную  роль в области ООС играют и  активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН. [1]

     ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций  по вопросам образования, науки и  культуры), образованная в 1945 г., уже  в первые годы своей деятельности поддержала научные инициативы и общественные природоохранительные движения. Наиболее известным природоохранительным направлением в деятельности ЮНЕСКО является научная программа "Человек и биосфера" (МАБ), принятая в 1970 г. на ХVI Генеральной конференции этой организации. К выполнению программы МАБ уже приступили около 100 стран. [2]

     ФАО (Организация Объединенных Наций  по вопросам продовольствия и сельского  хозяйства), образованная в октябре 1945 г., является специализированным учреждением  ООН и занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира. ФАО участвует в осуществлении более 100 природоохранительных программ на глобальном, региональном и национальном уровнях. [4]

     Забота  о здоровье людей - главная цель ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), что всегда связано с ООС. ВОЗ осуществляет сбор и распространение экологической информации, связанной с охраной здоровья людей, участвует в исследовательской работе, оказывает техническую помощь, осуществляет международный контроль за загрязнением ОС. [4]

     ВМО (Всемирная метеорологическая организация) была учреждена в 1951 г., как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции ВМО связаны прежде всего  с глобальным мониторингом ОС. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воз действия на озоновый слой земли. [4]

     По  договору с ООН осуществляет свою деятельность МАГАТЭ(Международное  агентство по атомной энергии), учрежденное  в 1957 г. В соответствии с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой ОС от опасности радиоактивного заражения. [5]

     Следует отметить, что в настоящее время  в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Главная роль в этой сфере принадлежат некоторым специализированным и зарекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF). [7]

     Гринпи́с (англ. Greenpeace — «зелёный мир») — международная  общественная природоохранная организация, основанная в г. Ванкувер, Канада 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом. Основная цель — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей. Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.

     Глава 3. Международные  конвенции и соглашения, посвященные проблемам  охраны окружающей природной  среды

     Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия природы (ВХП), I одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития (кодификации) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа (периода).

     1. Стокгольмская конференция ООН  по окружающей среде (1972) ознаменовала  начало важнейшего этапа в  экологической политике государств  и международных сообществ. По  итогам конференции была принята  Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды.

     Стокгольмская конференция провозгласила 5 июня Всемирным  днем окружающей среды. На конференции  был образован постоянно действующий  орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения).

     Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений: 1) оценка окружающей среды —- глобальная система наблюдений; 2) управление окружающей средой; §3) вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров). ЮНЕП координирует также деятельность других международных организаций по использованию, воспроизводству и охране компонентов окружающей среды — земель, вод, атмосферы, растительного и животного мира и др.

     2. Всемирная хартия природы (ВХП)  принята Генеральной Ассамблеей  ООН 28 октября 1982 г. Как и  Стокгольмская декларация, Всемирная  хартия природы определила приоритетные  направления экологической деятельности международного сообщества на тот период, что в значительной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политики государств. По мнению многих ученых и специалистов, Всемирная хартия природы в сравнении с конференцией в г. Стокгольме (1972 г.) продвинулась дальше по пути «генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов». В Хартии провозглашались следующие основные принципы;

     1. Человечество осознает, что является составной частью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.

     2. Генетическая основа жизни на  Земле не должна подвергаться  опасности. Популяция каждой формы  жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять.

     3. Все регионы Земли, как на  суше, так и на морях, должны  быть подчинены охране в соответствии  с этими требованиями, особая  защита должна обеспечиваться  уникальным районам — типичным  представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов.

     4. Природные ресурсы должны не  расточаться, а использоваться  умеренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей Хартии; биологические ресурсы используются  лишь в пределах их природной способности к восстановлению; ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируются.

     Согласно  Хартии, деградация природных систем в результате чрезмерного и нерационального  использования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведут к подрыву основ цивилизации.

     3. Конференция ООН по окружающей  среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились  114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Бесспорно, это был самый впечатляющий форум по экологии в XX в.

     Открывая  конференцию, Генеральный секретарь  ООН Бутрос Гали отметил: «Никогда ранее  в истории так много не зависело для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете».

     На  конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Повестка дня  — XXI в.; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.

     Важнейшими  достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблема  окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4), «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). В основу разработки экологической стратегии государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.

     На  Конференции было подчеркнуто, что  устойчивому развитию, под которым понимается одновременное решение проблем экономического развития и экологии, нет разумной альтернативы.

     Подводя итоги конференции, генеральный  секретарь оргкомитета М. Стронг (Канада) подчеркнул беспрецедентный  масштаб и значимость этого события. «Мир после конференции должен стать другим, — заявил он. — Другими должны стать дипломатия и система международных отношений ООН, а также правительства, принявшие на себя обязательства продвигаться к устойчивому развитию». Для человеческой популяции среда обитания — вся биосфера, которая представляет единую и целостную систему, поэтому успешное продвижение всего мирового сообщества к устойчивому развитию возможно лишь на основе согласованных усилий всех государств.

     В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся крупнейший Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио + 10», на котором были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути устойчивого развития. [10] 

     Глава 4. Участие России в международном  сотрудничестве.

     Россия  признает приоритет международных  правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды.[8]

     Охрана  окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях:

  • с другими странами СНГ;
  • со странами Балтии;
  • с восточноевропейскими странами;
  • с индустриально развитыми государствами;
  • с развивающимися странами.

     Объекты охраны окружающей среды делятся  на:

     Находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан);

     Используемые  несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря);

     Используемые  двумя государствами (как правило, пограничные объекты – реки Дунай  и Амур, мигрирующие животные).[8]

     Российская  Федерация участвует более чем  в 50 международных природоохранных  договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна явилась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений:

  • Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.)
  • Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.).[8]

Информация о работе Основные принципы международного экологического сотрудничества