Основы безопасности жизни деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:42, реферат

Описание

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАУКИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2. ОПАСНОСТИ И ИХ ИСТОЧНИКИ, КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНОСТИ, КОНЦЕПЦИЯ ПРИЕМЛЕМОГО РИСКА
3. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ЕЁ СИСТЕМЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК - СРЕДА ОБИТАНИЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

Основы безопасности жизнедеятельности..doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

     К.р. по ОбЖ

     «теоретические  основы безопасности жизнедеятельности»

     2009

 

      Содержание

 

введение

1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

2. Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска

3. Понятие безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения безопасности

4. Характеристика человека как элемента системы «человек - среда обитания»

Заключение

Библиография

 

      введение

 

     Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.1

     Решение проблемы безопасности жизнедеятельности  состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности.

     Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек - среда обитания".

     Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности - предупреждение и упреждение потенциальной опасности, существующей при взаимодействии человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания кроме положительных свойств и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы.

     В современном мире к опасным и  вредным факторам естественного  происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные  осадки, грозовые разряды и др.) прибавились  многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.

     Достигнутый прогресс в сфере производства в  период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды.

     Происходящие  негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость  того, что современное общество должно быть в достаточной степени подготовлено к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

 

     1. Определение, цели, задачи, объект и  предметы изучения  науки «Безопасность  жизнедеятельности»

 

     Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и  среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».

     Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

     Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

     Основная  побудительная причина его взаимодействия со средой обитания направлена на решение двух основных задач:

     - обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

     - создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

     В системе «человек - среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации, которые имеют естественную, техногенную, связанную с производством и использованием техники и технологий, и антропогенную, вызванную деятельностью человека, природу. Они зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Потоки веществ, энергий и информации определяют характер взаимодействия человека со средой обитания, который может быть позитивным или негативным.

     Известно, что человек и окружающая его  среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и окружающую среду.2

     На  всех этапах своего развития человек  непрерывно воздействовал на среду  обитания, и в результате на Земле  в XX в. возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной и к полной ее региональной деградации. Несомненно, этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация, рост потребления энергетических ресурсов, интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, массовое использование средств транспорта и ряд других процессов. Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания - техносфера. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера во многом не оправдала надежды людей, так как появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Следует отметить, что именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которого является защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

     Безопасность  жизнедеятельности (БЖД) - система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

     Очевидно, как всякая наука, БЖД имеет свои цели, задачи, объект и Предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

     Цель  БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого цель БЖД следующая:

     - достижение безаварийной ситуации и готовности к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды;

     - предупреждение травматизма;

     - сохранение здоровья;

     - сохранение работоспособности;

     - сохранение качества полезного труда.

     Для достижения цели БЖД выдвигаются  научные и практические задачи. К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

     Объектом  изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную.

     Основным  элементом производственной среды  является труд, который, в свою очередь, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, «машины» - средства и предметы труда, процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).

     Природная среда3 в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и других природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п., может проявляться как в непроизводственной сфере, так и производственной, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и др.

     Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого  БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.

     К предметам изучения БЖД относятся физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.

     Исследование  предметов и объекта БЖД для  реализации конечной ее цели и задач  возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими, как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, техника пожарной безопасности, горноспасательное дело, гражданская оборона, охрана окружающей среды.

 

      2. Опасности и  их источники,  количественная характеристика  опасности, концепция  приемлемого риска

 

     Негативные  воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями.

     Опасность - основное понятие БЖД, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

     Источником  опасности может быть все живое  и неживое, а подвергаться опасности  также может все живое и  неживое. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Опасности не обладают избирательным свойством и при своем возникновении негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

     Все опасности классифицируют по ряду признаков.

     По  видам источников возникновения  различают опасности естественные, техногенные и антропогенные.

     Естественные  опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т.п.

     Опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными, а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей.

     Таким образом, чем выше преобразующая  деятельность человека, тем выше уровень  и число антропогенных и техногенных  опасностей - вредных и опасных факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.4

     Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

     Опасный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Информация о работе Основы безопасности жизни деятельности