Почвенные ресурсы Земли. Их загрязнение и истощение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:22, реферат

Описание

Почва играет важнейшую роль в природных ландшафтах и в экосистемах. Она является важнейшим блоком экосистем, выступает как фактор плодородия для растений и как самая насыщенная организмами среда. Нигде более нельзя встретить такой плотности биоты, как в почве. Именно здесь постоянно идут процессы жизнедеятельности сотен тысяч видов растений, животных, бактерий, грибов. Именно в почве берут свое начало практически все пищевые цепи, забирая из нее минеральные вещества и создавая из них органику, и здесь же они заканчиваются, замыкая круговорот веществ в природе.

Содержание

1. Почвенные ресурсы Земли. Их загрязнение и истощение.
2. Процесс урбанизации, проблемы, связанные с ним.
3. Государственное экологическое регулирование.

Работа состоит из  1 файл

экология.docx

— 35.54 Кб (Скачать документ)

 

Причины урбанизации:

- естественный прирост городского населения;

- преобразование сельских населенных пунктов в городские;

- формирование широких пригородных зон;

- миграция из сельской местности в городскую.

Таким образом, урбанизация – это важная и неотъемлемая часть нашего мира.

 

2.) Проблемы  урбанизации

      Не  менее  важным вопросом являются проблемы  урбанизации. Однако также стоит   отметить и то, что сама урбанизация   является глобальной проблемой.  Она  приводит и к росту  численности населения, уменьшения  сельских поселений, ухудшению  экологии и многое другое. Рассмотрим  проблемы урбанизации подробнее.

      Экология – главная проблема урбанизации.

      Города дают 80% всех выбросов в атмосферу и 3/4 общего объема всего загрязнения окружающей среды.

      Все города  мира ежегодно “выбрасывают”   в окружающую среду до 3 млрд. тонн  твердых отходов, свыше 500 м3  промышленных и бытовых стоков, около 1 млрд. тонн аэрозолей. Особенно  сильное воздействие на окружающую  среду оказывают большие города  и агломерации, их загрязняющее  и тепловое воздействие прослеживается  на расстоянии 50 км.

      Кроме того, города изменяют естественные  ландшафты. В них формируются  городские антропогенные ландшафты.  Может сформироваться урбанизация природы.

      Урбанизация  природы — процесс трансформации  естественных природных ландшафтов  в искусственные под влиянием  застройки.

      Экономическая  проблема урбанизации не менее важна.

      Экономический  аспект заключается в том, что  если раньше концентрация промышленности  давала дополнительный эффект («эффект  агломерации») в силу широких  возможностей комбинирования и  кооперирования, использования сверхконцентрации, то позже на передний план выступили негативные моменты: транспортный коллапс городов, трудности водоснабжения, проблемы экологии. В этой связи промышленность вынуждена «уходить» из крупных городов, ее место занимают другие функции: наука и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), финансово-управленческие и др.

      В условиях  современной научно-технической  революции одна из коренных  проблем общественного развития  связана с нарастающей угрозой  нарушений равновесия между человеком и природой.

      Проблема  соотношения природных ресурсов  и населения, естественно, связана  не только с ростом производства, но и с увеличением численности  населения. Основная часть этого  увеличения приходится на развивающиеся  страны, испытывающие острый недостаток  в про довольствии, средствах производства, финансовых ресурсах.

      Соотношение  динамики роста населения и  экономических ресурсов связано  с решением социально-экономических  проблем. Вместе с тем в современных  условиях паллиативной мерой  улучшения соотношения «население  – ресурсы» могут быть мероприятия  по пропаганде сдерживания роста  населения в третьем мире, проводящиеся  на основе государственного суверенитета  и уважения прав семьи.

      Наряду  с общим ростом населения все  более серьезные проблемы природопользования  выдвигаются концентрацией населения  в крупных городах. Кризис городов  стал одним из ярких проявлений  общего мирового кризиса. Проблемы  урбанизации по сути своей  носят социальный характер. Должны  централизованно осуществляться  государственные меры по борьбе  с загрязнением городов. Добровольные  перемещения (миграции) населения  стимулируются в направлениях, соответствующих  потребностям экономического развития  и экологического равновесия. Общая  перспектива состоит в формировании  единой системы расселения, построенной на оптимальном учете требований экономики, необходимости сохранения чистоты среды обитания, со здания для людей самых благоприятных условий труда и отдыха.

      Следовательно,  урбанизация обладает рядом проблем,  которые несомненно должны быть решены.

  3. Государственное экологическое регулирование.

Экологическое регулирование - это система активных законодательных, административных и экономических мер и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природопользователей.

Важную роль относительно этого сыграет институт права, которое  четко фиксирует для физических и юридических лиц границу  допустимого в их экологическом  поведении и предусматривает  юридическую ответственность за нарушение этой границы. Однако основной объем загрязнений и других видов  нарушение качества среды, источником которых есть материальное производство, транспорт и т.п., не может быть устранен одномоментно в силу экономических и технологических ограничений. Относительно этих источников загрязнений именно и применяется экологическое регулирование, которое рассчитанное на более или менее значительный срок.

Основы экологического регулирования  вводятся в действие законами об охране окружающей естественной среды.

Для эффективного экологического регулирования первоочередное значение имеет выбор правильных методов  и инструментов (рычагов) регулирование. На ранних стадиях экологического регулирования, которое выходило из идеологии сдерживания  возрастание загрязнение пассивное  регулирование, применялись в основному административно-распорядительные инструменты, экологические стандарты и нормы, разрешительные процедуры. Во время перехода к новой идеологии в политике охраны окружающей среды, ориентированной па последовательное уменьшение загрязнения (активное регулирование), применялись некоторые экономические регуляторы - эмиссионные нормативы поэтапного снижения загрязнения, временные разрешения на выбросы и т.п. В странах с развитой рыночной экономикой в структуре механизмов прямого регулирования (административно-правового принуждения) появились новые и перспективные как административно-распорядительные, так и экономические инструменты.

Механизмы прямого экологического регулирования являются гибкими, то есть дают возможность дифференцированно  подходить к объекту смыкания и разных экологических ситуаций, а также к определению меры жесткости регулирования. Эти механизмы  не выключают, а наоборот, предусматривают  предоставления государственной помощи предприятиям, в частности на техническое  перевооружение. Это дает удовлетворительные результаты относительно главного критерия экономической эффективности регулирования - величина удельных затрат для сокращения выбросов. В реальной практике экологического регулирования стран Запада величина государственного стимулирования достигает, по наиболее скромным оценкам. 0,1 %ВВП.

В странах Запада механизмы  экологического регулирования существенно  изменились, и процесс этот длится. Главные векторы этой эволюции - установление более темных связей между  регулирующими органами и каждым объектом регулирования, а также  усовершенствование и обогащение арсенала как регламентационных, так и (в  особенности) экономических инструментов. В обобщенном виде механизм прямого экологического регулирования, применяемый в странах с развитой рыночной экономикой, имеет такую структуру:

1. Регуляционные  инструменты

1.1. Попытки принуждения:

1.1.1. Порядок обязательного  оценивания влияния па окружающую  среду - экологическая экспертиза.

1.1.2. Прогрессивные нормативы  снижения уровня выбросов (эмиссионные  нормативы).

1.1.3. Экономические санкции,  административная, гражданско-правовая  уголовная ответственность за  невыполнение требований эмиссионных нормативов.

1.2. Инструменты материального  стимулирования и поддержки:

1.2.1.Инструменты, связанные  с природоохранной деятельностью государства.

1.2.2. Прямое и косвенное  государственное стимулирование  предприятий.

1.2.3. Многофункциональные  системы с элементами взаимостимулирования и взаимофункцинирования (перераспределительные системы, порядок переуступки разрешений на загрязнение).

1.3. Рычаги экономического  побуждения (ценовое регулирование  относительно товаров, изделий,  продуктов):

1.3.1. Ценовая дифференциация.

1.3.2. Налоги на изделия  и продукты.

1.3.3. Заставные системы.

2. Вспомогательные  (не регуляционные) средства:

2.1. Стандарты и нормы-ориентиры  предельных концентраций и выбросов.

2.2. Зонирование территорий, планы землепользования.

2.3. Ответственность за  правонарушение экологического  характера, порядок покрытия убытков  в результате загрязнения среды.

3. Ассоциированные  средства:

3.1. Административные налоги.

3.2. Фондосоздающие налоги и платежи (на временной основе).

3.3. Порядок обязательного  страхования экологических рисков (в сфере управления опасными  и токсичными веществами).

В Украине улучшение состояния  естественной среды и использования  естественных ресурсов возможное только в случае государственной поддержки  и регулирования этих процессов, в особенности в условиях формирования рыночного отношения, экономической  свободы и безответственности хозяйственных  структур и правового нигилизма, который пока что властвует в сознания предпринимателей.

Важным средством государственного регулирования может быть Государственная  программа охраны окружающей среды  и рационального использования  естественных ресурсов, концепцию которой  было создано в 1995г.

В соответствии с этой концепцией в Украине генеральной стратегической целью относительно охраны окружающей среды и рационального использования  естественных ресурсов признано такое  развитие его современного социально-хозяйственного комплекса, за которого не было бы разногласий  между экономическими интересами, природопользованием, сохранением целостности экосистемы и достижением стабильного развития. Для осуществления этой цели необходимое последовательное решение ряда стратегических проблем.

В будущему планируется создать систему государственного управления использованием естественных ресурсов, регулированием техногенного влияния на окружающую естественную среду как составную управление общим развитием общества.

Экологическая экспертиза есть одним из рычагов государственного регулирования. В Украине осуществляется государственная, общественная и прочие виды экологической экспертизы. Проведение экологической экспертизы является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности.

Экологической экспертизе подлежат: проекты схем развития и размещение продуктивных сил, развития областей экономики, генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования и другая предплановая и предпроектная документация; технико-экономические обоснование и расчеты, проекты строительства и реконструкции предприятий и других объектов; проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов и документов, которые регламентируют хозяйственная деятельность; документация с создание новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе и то, что покупается за границей; материалы, вещества, системы и объекты, внедрение и реализация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности и отрицательного влияния на окружающую естественную среду.

В границах экологического мониторинга осуществляются: надзор за качеством воздуха, воды, грунта; радиационный мониторинг; надзор за биологическими ресурсами и т.п.

Государственная экологическая  инспекция осуществляет контроль за внедрением законодательных актов, которые регулируют вопрос защиты окружающая среда, рационального использования естественных ресурсов и ядерной безопасности. К обязанностям инспекции отнесен: контроль за использованием земли, наземных и грунтовых водных ресурсов; защита биологических видов и морских экосистем; контроль за соблюдением норм ядерной и радиационной безопасности, лимитов на выбросы и других экологических нормативов.

Одним из инструментов охраны окружающей среды есть стандартизация и нормирование. Государственные  стандарты в сфере охраны окружающей естественной среды, которые являются обязательными к выполнению. Они содержат: понятие и сроки, режим использования и охраны естественных ресурсов; методы контроля за состоянием окружающей естественной среды; требования относительно предотвращения вредному влиянию загрязнение окружающей естественной среды на здоровье людей; другие вопросы, связанные с охраной окружающей естественной среды и использованием естественных ресурсов.

Информация о работе Почвенные ресурсы Земли. Их загрязнение и истощение