Понятие, предмет, метод и система экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:11, реферат

Описание

Природа часто воспринимается как синоним Вселенной, материального мира в целом. Однако правильнее природу определить как часть материального мира, изучаемого естественными науками.
У природы и общества есть специфические черты. Вся общественная жизнь, производство, человек и его сознание существует на базе природных материалов, действует в соответствии с природными закономерностями. В связи с этим общество является частью природы, однако оно обладает и своей социальной сущностью.

Содержание

Введение
1. Понятие экологического права
2. Методы экологического права
2.1 Экономическое регулирование
2.2 Юридическая ответственность за экологические правонарушения
2.3 Международно-правовые механизмы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

экологическое право.docx

— 43.40 Кб (Скачать документ)

Основанная на этих принципах внутренняя и внешняя экологическая политика государств должна способствовать обеспечению  национального и международного экологического правопорядка.

Международно-правовые принципы по охране окружающей природной среды были сформулированы в различных программных  документах международных конференций, проводимых под эгидой ООН по проблемам охраны окружающей среды.

Первой международной экологической  конференцией, проведенной под эгидой ООН, является Стокгольмская конференция  ООН по проблемам окружающей среды, которая состоялась в июне 1972 года в Швеции. По итогам этой конференции были приняты Декларация принципов и План действий. Эти документы получили одобрение Генеральной Ассамблеи ООН и явились началом регулярной программы ООН по охране окружающей среды.

Дальнейшее развитие принципов  международного экологического права  продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной  Ассамблеей ООН и провозглашена  в резолюции от 28 октября 1988 года.

В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН, которая приняла Декларацию по охране окружающей среды и развитию. Итогом этой конференции стал глобальный программный документ, содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей.

Основную долю в решении экологических  проблем в мире занимают международные  экологические организации. По правовому  статусу они делятся на неправительственные и межправительственные.

К межправительственным экологическим  организациям относятся:

  • • Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП (United Nations Environment Programme), включающая в себя: Совет управляющих, секретариат и фонд окружающей среды;
  • Комиссия ООН по устойчивому развитию, при Экономическом и социальном Совете ООН – ЭКОСОС;
  • Международное агентство по атомной энергетике – МАГАТЭ;
  • Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ;
  • Всемирная метеорологическая организация – ВМО и другие организации.

Наряду с межправительственными  экологическими организациями в  охране мирового экологического правопорядка принимают участие и неправительственные экологические организации. В мире функционируют более 500 таких организаций, наиболее значимыми и имеющими резонанс в экологической деятельности являются:

• Международный союз охраны природы  и природных ресурсов – МСОП;

• Гринпис – Greenpeace;

• Всемирный фонд охраны дикой  природы – WWF;

• Всемирный фонд охраны дикой  живой природы;

• Международный совет по охране птиц;

• Всемирная федерация по охране животных и другие организации.

Межправительственные экологические  организации в своей деятельности руководствуются принципами международно-правовой охраны окружающей среды и в отличие от неправительственных экологических организаций имеют реальные рычаги воздействия на нарушителей международных экологических норм. Эти меры воздействия заключаются в наложении экономических санкций на государства, не соблюдающие установленные международные правила охраны окружающей среды, исключении этих государств из претендентов на международную экономическую помощь и другие международно-правовые меры охраны окружающей среды.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экологическое право как отрасль  российского права призвано регулировать отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Нерациональное использование  природных ресурсов в процессе производственной деятельности привело человеческую цивилизацию на грань экологической катастрофы. Поэтому сохранение благоприятной окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности является важнейшей задачей государства на современном этапе развития цивилизации.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

При размещении объектов, хозяйственная  и иная деятельность которых может  причинить вред окружающей среде, решение  об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных  нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Правовые основы государственной  политики в области охраны окружающей природной среды составляют: Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2003.
  2. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
  3. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. М., 2004.
  4. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1999.
  5. Основы права: Учебник / Под ред. проф. М.И. Абдулаева. СПб., 2004.
  6. Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с.

Информация о работе Понятие, предмет, метод и система экологического права