Правовое регулирование лесных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:25, реферат

Описание

Лес во все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектов использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров.

Содержание

Введение

1.Правовое регулирование лесных отношений

2.Правовая охрана лесов

3.Ответственность за нарушения лесного законодательства

Заключение

Работа состоит из  1 файл

экология0.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

      Лесопользователи  обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами планы  противопожарных мероприятий, а  также проводить их в установленные  сроки.

      Государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в него лесах осуществляется государственной лесной охраной. Для защиты лесов от пожаров может использоваться авиационная охрана, осуществляемая специализированными организациями Федеральной службы лесного хозяйства России.

      Помимо  пожарной безопасности органы лесного хозяйства и лесопользователи обязаны обеспечивать защиту лесов от вредителей и болезней, что достигается путем систематического слежения за состоянием лесов, своевременного выявления очагов вредителей и болезней, их локализацией и ликвидацией. Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней регламентируются специальными санитарными правилами (ст. 98 ЛК РФ).

3.Ответственность за нарушения лесного законодательства

 

 

      Нарушение установленных законом правил и  норм по рациональному использованию и охране лесов влечет за собой юридическую ответственность - уголовную, административную, гражданско-правовую и иную.

      Новый Лесной кодекс РФ не содержит перечня  лесонарушений. Его нормы, посвященные ответственности, имеют отсылочный характер: в соответствии со ст. 110 и 111 лица, виновные в нарушениях лесного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

      Административная  ответственность за лесонарушения предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 61-76).

      Административному взысканию в виде штрафа подвергаются лица, виновные в:

      - нарушении установленного порядка  использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы;

      - незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;

      - осуществлении лесных пользований  не в соответствии с целями  или требованиями, предусмотренными  в лесорубочном билете (ордере) или  в лесном билете;

      - нарушении правил восстановления  и улучшения лесов;

      - самовольном сенокошении и пастьбе скота, самовольном сборе дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов;

      - незаконном использовании земель  лесного фонда;

      - засорении лесов бытовыми отходами  и отбросами;

      - вводе в эксплуатацию производственных  объектов без устройств, предотвращающих вредное влияние на леса;

      - повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами;

      - уничтожении полезной для леса  фауны;

      - нарушении требований пожарной  безопасности и др.

      Административная  ответственность установлена также за нарушение права государственной собственности на леса - самовольную переуступку права лесопользования, совершение других незаконных сделок (ст. 48 КоАП РСФСР).

      Штрафы  за эти правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов.

      Уголовная ответственность наступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охраны лесов:

      - незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260);

      - уничтожение или повреждение  лесов в результате неосторожного  обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261);

      - уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами (ч. 2 ст. 261).

      Таким образом, за отдельные виды правонарушений может наступить уголовная или  административная ответственность, что определяется в зависимости от размера ущерба, причиненного лесонарушением или другими признаками, предусмотренными законом.

      Как разъяснено в Постановлении Пленума  Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998  № 14 в случае незаконной порубки разграничение экологического преступления и административного правонарушения проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере (п. 13).

      Наряду  с административной и уголовной ответственностью к правонарушителям применяется гражданско-правовая (материальная) ответственность.

      Сделки  с участками лесного фонда - купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен участков лесного фонда - признаются недействительными со всеми юридическими последствиями, предусмотренными гражданским законодательством применительно к недействительным сделкам (ст. 167-169 Гражданского кодекса РФ).

      Граждане  и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК РФ). Размеры и порядок возмещения ущерба определяются специальными нормативными актами, в частности, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в лесах Российской Федерации» от 5 февраля 1992 № 67.

      В виде неустойки гражданско-правовая ответственность применяется за нарушение правил заготовки и вывозки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, а в виде такс - при незаконной порубке, уничтожении или повреждении деревьев, кустарников, других лесных культур, нарушении правил осуществления побочных пользований. Такса представляет собой условную денежную сумму за единицу незаконно добытой продукции, поврежденных или уничтоженных лесных культур. Размер ее зависит от группы лесов, возраста, породы деревьев и кустарников.

      Древесина и иная незаконно добытая продукция, заготовленные без соответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию в установленном законом порядке и передаче органам местного самоуправления. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивается ее стоимость. 
 
 

      Заключение 

     Специалистам  можно и нужно говорить о нюансах  не предусмотренности того или иного  момента в законодательстве. Идеальных  законов не существует. Но полное выполнение уже существующего на данный момент лесного законодательства практически полностью решило бы проблемы леса. В большей мере должен идти разговор о его невыполнении.

     Почти повсеместное головотяпство российской глубинки, разбазаривание леса, продажа  за спиртное- далеко не полный перечень действительности. По нашей, людей, халатности и безответственности каждый год горят болота, а вместе с ними и лесные массивы, гибнет животный и растительный мир. Огромная промышленность, потоки автомобилей- то , без чего, как мы думаем, прожить нельзя. И что самое главное- почти каждый из нас понимая проблемы экологии не в состоянии отказаться, скажем, от собственного автомобиля.  

     Список  литературы: 

1. Н.В. Кузнецова  «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО» Учебное пособие М. : Юриспруденция, 2000

2. Конституция  РФ

3. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993г. –«О федеральных природных ресурсах». 
 
 
 

Информация о работе Правовое регулирование лесных отношений