Предмет экологической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:16, доклад

Описание

Экологическая психология - это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук - экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин - социальной экологии и поведенческой географии - характерны общие особенности. Во-первых, они имеют дело со средой непосредственного окружения, которая определяется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, возникших в мировом обществе. В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям.

Работа состоит из  1 файл

Предмет экологической психологии.docx

— 20.47 Кб (Скачать документ)

ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Экологическая психология - это относительно новое направление  в современной науке, возникшее  в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук - экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин - социальной экологии и поведенческой географии - характерны общие особенности. Во-первых, они имеют дело со средой непосредственного окружения, которая определяется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, возникших в мировом обществе. В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям.

Однако экологическая  психология имеет и свою отличительную  особенность, которая заключается  в ее непосредственной взаимосвязи  с психологической наукой. Все  дело в том, что сама психологическая  наука постоянно пытается расширить  свои границы и в данном случае выяснить особенности поведения  человека в реальном мире. Отличием экологической психологии от других отраслей психологической науки  является ее ориентированность на нетрадиционные области исследований, которые нельзя изучать в лабораторных условиях.

Основной причиной возникновения  экологической психологии явилось  резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной  стороны, развитие цивилизации, общественный прогресс стимулировали качественно  новый скачок в познании природы, общества, самого человека, а с другой - обнаружились все те пагубные последствия, которые несет цивилизация. Отмеченное противоречие и послужило стимулом для возникновения и развития экологической психологии, которая  была призвана ответить на многие вопросы, связанные с восприятием человеком  окружающего мира, природы, определением специфики его отношения к  природе, исследованием своеобразия  экологического сознания и экологических  представлений, выработкой психологически обоснованных направлений решения  экологических, этических, экономических  проблем взаимодействия человека с  природой и социальной средой.

В качестве социальных предпосылок  возникновения экологической психологии, как мы уже отметили, выступили  проблемы, связанные с взаимодействием  человека с окружающей средой, угроза экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости  гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической  этики. В качестве экономических  причин - проблема значительных издержек при внедрении новых технологий, хотя и способствующих прогрессу, но нарушающих оптимальный баланс взаимодействия человека с природой. Нельзя отрицать значимость собственного развития науки. К этому времени психология достигла значительных успехов в понимании  законов восприятия, мышления, структуры  отношений и т.д., что стимулировало  прорыв к новым уровням исследования. Как и любая другая наука, возникающая  на стыке разных дисциплин, экологическая  психология характеризуется междисциплинарным  подходом, стремлением комплексно охватить многие, казалось бы, разноплановые  методы и теории.

В отечественной науке  экологическая психология стала  формироваться в начале 90-х годов  XX столетия. Попытаемся определить, что же из себя представляет экологическая психология.

Многие авторы приходят к  выводу, что к настоящему времени  не сложилось единого определения  в силу многоаспектности экологической  психологии. По мнению известного исследователя  в этой области Дж. Голда, существуют три взаимосвязанных подхода  к определению предмета экологической  психологии.

Одни исследователи считают, что экологическая психология - это  исследование отношений человека со средой своего окружения. Другие полагают, что в экологической психологии исследуются взаимосвязи между  переменными среды и различными характеристиками психики человека. Третьи утверждают, что в этой дисциплине основное внимание уделяется исследованию связей между поведением человека и  материальной средой его окружения.

Сам Дж. Голд вводит понятие  среды окружения, которая представляет собой полный, исчерпывающий набор  условий и обстоятельств, как  физических, так и социокультурных, в которых живет человек. В  силу этого возникает ряд специфических  вопросов, связанных с особенностями  восприятия человеком среды окружения, адаптации к ней, поведения в  ней, сопровождающиеся когнитивными, эмоциональными, волевыми процессами. Дж. Голд считает, что главными переменными взаимосвязи  человека и среды окружения являются восприятие и когнитивность.

Когнитивностъ принадлежит  к числу тех психических процессов, с помощью которых люди получают, сохраняют, интерпретируют и используют информацию; когнитивность включает в себя различные виды процессов  ощущения, различения, запоминания, воображения, рассуждения, принятия решений, и все  это связано с накопленным  человеком жизненным опытом и  его поведением.

Восприятие - это более  узкое понятие. А.В. Петровский и  М.Г. Ярошевский определяют его как  целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее  при непосредственном воздействии  физических раздражителей на рецепторные  поверхности. Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. С помощью этого  психического механизма обеспечивается возможность индивиду переводить внешние  сенсорные раздражения в упорядоченные, определенным образом организованные впечатления. В экологической психологии эти понятия имеют свою специфику, состоящую в том, что исследуется  не какой-либо отдельно взятый объект, а вся среда.

Экологическая психология ориентирована  на исследование поведения человека в реальных условиях, в реальном мире. До сих пор нет единой концепции, которая описывала бы взаимоотношения  человека и среды окружения. Однако в своей книге «Психология  и география: Основы поведенческой  географии» Дж. Голд отмечает два методологических подхода, которые мы также приведем здесь в качестве примера.

И. Альтман определил как  основные направления изучения пространственных феноменов среды подход представителей наук о поведении и подход специалистов по проектированию пространства. Он классифицировал  исследования по трем основным направлениям: анализ пространственных единиц, которые  ранжируются по размеру в рамках контекста исследования (квартиры, жилые дома, больницы, школы, тюрьмы; микрорайоны, городские районы, города, географические районы; «целостности»  или «системы»); изучение феноменов  среды (сюда входит некоторый ограниченный набор процессов, связанных с  удовлетворением пространственных потребностей человека: например, стремление к уединению, потребность в личном пространстве, предпочтение тех или  иных районов и другие феномены); стадия проектирования, для которого выполняется исследование и которое  представляет собой целостный процесс, начинающийся с первоначального  определения критериев для проектирования (составление общей программы, проектирование, строительство, использование) и заканчивающийся  стадией, на которой исследователь  оценивает успех или неудачу  предлагаемого решения (стадия оценки).

К. X . Крайк, изучая способы, с помощью которых люди постигают цельную физическую среду их окружения, вводит понятие «образ среды», одинаково применимое при рассмотрении особенностей города, видов застройки или просек в лесу и позволяющее дать полное описание всех сторон окружающей человека обстановки в реальном мире. Изучение воздействия того или иного образа среды является одной из задач экологической психологии.

В отечественной науке  также предпринимается попытка  разобраться в сути того, что из себя представляет экологическая психология, каков ее предмет, основные задачи. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин предлагают дифференцировать понятия и предметы изучения и соответственно выделяют экологическую психологию, психологию окружающей среды и психологическую  экологию.

Авторы называют несколько  принципиальных различий этих дисциплин.

Если психология окружающей среды анализирует взаимодействие человека со всей средой, а психологическая  экология - воздействие факторов всей среды, то в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы. В психологии окружающей среды природа исследуется  именно как «среда», в психологической  экологии - как фактор среды, а в  экологической психологии - как «мир природы», т.е. как совокупность конкретных природных объектов и природных  комплексов, взятых в их единичности  и неповторимости.

Таким образом, мы видим, что  к настоящему времени еще не сложилось  единого подхода к определению  сути экологической психологии, что  и обусловливает некоторые сложности  в выделении ее предмета. Согласно С.Д. Дерябо и В.А. Ясвину, предметом  экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое  в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Авторы называют и основные направления исследования в области  экологической психологии. Это исследование экологического сознания в целом, изучение своеобразия субъективного отношения  к природе, анализ стратегий и  технологий взаимодействия с ней.

Они сформулировали также  и основные задачи экологической  психологии, решая которые, исследователи:

 анализируют экологическое  сознание, присущее различным эпохам  и рассматривают свойственную  им специфику; 

разрабатывают типологию  индивидуального и общественного  экологического сознания;

 выявляют и анализируют  основные тенденции развития  индивидуального экологического  сознания в процессе онтогенеза;

рассматривают механизмы  формирования экологических представлений, исследуют их роль в регуляции  деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом;

изучают особенности экологического сознания в различных социально-профессиональных группах;

создают специальный диагностический  арсенал, позволяющий определить уровень  сформированности и качественное своеобразие  системы экологических представлений, субъективного отношения к природе  и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней;

разрабатывают методы психокоррекционной и психотерапевтической работы, ориентированные  на осуществление взаимодействия человека с миром природы, влияния этого  взаимодействия на развитие личности и др.


Информация о работе Предмет экологической психологии