Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:16, доклад
Экологическая психология - это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук - экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин - социальной экологии и поведенческой географии - характерны общие особенности. Во-первых, они имеют дело со средой непосредственного окружения, которая определяется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, возникших в мировом обществе. В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям.
ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Экологическая психология - это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук - экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин - социальной экологии и поведенческой географии - характерны общие особенности. Во-первых, они имеют дело со средой непосредственного окружения, которая определяется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, возникших в мировом обществе. В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям.
Однако экологическая психология имеет и свою отличительную особенность, которая заключается в ее непосредственной взаимосвязи с психологической наукой. Все дело в том, что сама психологическая наука постоянно пытается расширить свои границы и в данном случае выяснить особенности поведения человека в реальном мире. Отличием экологической психологии от других отраслей психологической науки является ее ориентированность на нетрадиционные области исследований, которые нельзя изучать в лабораторных условиях.
Основной причиной возникновения
экологической психологии явилось
резкое обострение социальных проблем,
возникших в обществе, где, с одной
стороны, развитие цивилизации, общественный
прогресс стимулировали качественно
новый скачок в познании природы,
общества, самого человека, а с другой
- обнаружились все те пагубные последствия,
которые несет цивилизация. Отмеченное
противоречие и послужило стимулом
для возникновения и развития
экологической психологии, которая
была призвана ответить на многие вопросы,
связанные с восприятием
В качестве социальных предпосылок
возникновения экологической
В отечественной науке экологическая психология стала формироваться в начале 90-х годов XX столетия. Попытаемся определить, что же из себя представляет экологическая психология.
Многие авторы приходят к выводу, что к настоящему времени не сложилось единого определения в силу многоаспектности экологической психологии. По мнению известного исследователя в этой области Дж. Голда, существуют три взаимосвязанных подхода к определению предмета экологической психологии.
Одни исследователи считают, что экологическая психология - это исследование отношений человека со средой своего окружения. Другие полагают, что в экологической психологии исследуются взаимосвязи между переменными среды и различными характеристиками психики человека. Третьи утверждают, что в этой дисциплине основное внимание уделяется исследованию связей между поведением человека и материальной средой его окружения.
Сам Дж. Голд вводит понятие
среды окружения, которая представляет
собой полный, исчерпывающий набор
условий и обстоятельств, как
физических, так и социокультурных,
в которых живет человек. В
силу этого возникает ряд
Когнитивностъ принадлежит
к числу тех психических
Восприятие - это более
узкое понятие. А.В. Петровский и
М.Г. Ярошевский определяют его как
целостное отражение предметов,
ситуаций и событий, возникающее
при непосредственном воздействии
физических раздражителей на рецепторные
поверхности. Восприятие обеспечивает
непосредственно-чувственную
Экологическая психология ориентирована на исследование поведения человека в реальных условиях, в реальном мире. До сих пор нет единой концепции, которая описывала бы взаимоотношения человека и среды окружения. Однако в своей книге «Психология и география: Основы поведенческой географии» Дж. Голд отмечает два методологических подхода, которые мы также приведем здесь в качестве примера.
И. Альтман определил как
основные направления изучения пространственных
феноменов среды подход представителей
наук о поведении и подход специалистов
по проектированию пространства. Он классифицировал
исследования по трем основным направлениям:
анализ пространственных единиц, которые
ранжируются по размеру в рамках
контекста исследования (квартиры,
жилые дома, больницы, школы, тюрьмы;
микрорайоны, городские районы, города,
географические районы; «целостности»
или «системы»); изучение феноменов
среды (сюда входит некоторый ограниченный
набор процессов, связанных с
удовлетворением
К. X . Крайк, изучая способы, с помощью которых люди постигают цельную физическую среду их окружения, вводит понятие «образ среды», одинаково применимое при рассмотрении особенностей города, видов застройки или просек в лесу и позволяющее дать полное описание всех сторон окружающей человека обстановки в реальном мире. Изучение воздействия того или иного образа среды является одной из задач экологической психологии.
В отечественной науке также предпринимается попытка разобраться в сути того, что из себя представляет экологическая психология, каков ее предмет, основные задачи. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин предлагают дифференцировать понятия и предметы изучения и соответственно выделяют экологическую психологию, психологию окружающей среды и психологическую экологию.
Авторы называют несколько принципиальных различий этих дисциплин.
Если психология окружающей
среды анализирует
Таким образом, мы видим, что
к настоящему времени еще не сложилось
единого подхода к определению
сути экологической психологии, что
и обусловливает некоторые
Авторы называют и основные
направления исследования в области
экологической психологии. Это исследование
экологического сознания в целом, изучение
своеобразия субъективного
Они сформулировали также и основные задачи экологической психологии, решая которые, исследователи:
анализируют экологическое сознание, присущее различным эпохам и рассматривают свойственную им специфику;
разрабатывают типологию
индивидуального и
выявляют и анализируют
основные тенденции развития
индивидуального
рассматривают механизмы формирования экологических представлений, исследуют их роль в регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом;
изучают особенности экологического
сознания в различных социально-
создают специальный диагностический
арсенал, позволяющий определить уровень
сформированности и качественное своеобразие
системы экологических
разрабатывают методы психокоррекционной и психотерапевтической работы, ориентированные на осуществление взаимодействия человека с миром природы, влияния этого взаимодействия на развитие личности и др.