Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:23, реферат
Экология (греч. oikos — жилище, местопребывание, logos — наука)— биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Этот термин был предложен в 1866 г. немецким зоологом Эрнстом Геккелем. Становление экологии стало возможным после того, как были накоплены обширные сведения о многообразии живых организмов на Земле и особенностях их образа жизни в различных местообитаниях и возникло понимание, что строение, функционирование и развитие всех живых существ, их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые необходимо изучать.
Объектами экологии являются преимущественно системы выше уровня организмов, т. е. изучение организации и функционирования надорганизменных систем: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы в целом. Другими словами, главным объектом изучения в экологии являются экосистемы, т. е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания.
Предмет, задачи и методы экологии
Экология (греч. oikos — жилище, местопребывание, logos — наука)— биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Этот термин был предложен в 1866 г. немецким зоологом Эрнстом Геккелем. Становление экологии стало возможным после того, как были накоплены обширные сведения о многообразии живых организмов на Земле и особенностях их образа жизни в различных местообитаниях и возникло понимание, что строение, функционирование и развитие всех живых существ, их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые необходимо изучать.
Объектами экологии являются преимущественно системы выше уровня организмов, т. е. изучение организации и функционирования надорганизменных систем: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы в целом. Другими словами, главным объектом изучения в экологии являются экосистемы, т. е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания.
Задачи экологии
меняются в зависимости от изучаемого
уровня организации живой материи.
Популяционная экология исследует
закономерности динамики численности
и структуры популяций, а также
процессы взаимодействий (конкуренция,
хищничество) между популяциями
разных видов. В задачи экологии сообществ
(биоценологии) входит изучение закономерностей
организации различных
Главная же теоретическая и практическая задача экологии — раскрыть общие закономерности организации жизни и на этой основе разработать принципы рационального использования природных ресурсов в условиях все возрастающего влияния человека на биосферу.
Взаимодействие
человеческого общества и природы
стало одной из важнейших проблем
современности, поскольку положение,
которое складывается в отношениях
человека с природой, часто становится
критическим: исчерпываются запасы
пресной воды и полезных ископаемых
(нефти, газа, цветных металлов и
др.), ухудшается состояние почв, водного
и воздушного бассейнов, происходит
опустынивание огромных территорий,
усложняется борьба с болезнями
и вредителями
Для решения этих глобальных проблем и прежде всего проблемы интенсификации и рационального использования, сохранения и воспроизводства ресурсов биосферы экология объединяет в научном поиске усилия ботаников, зоологов и микробиологов, придает эволюционному учению, генетике, биохимии и биофизике их истинную универсальность.
В круг проблем экологии включены также вопросы экологического воспитания и просвещения, морально-этические, философские и даже правовые вопросы. Следовательно, экология становится наукой не только биологической, но и социальной.
Методы экологии подразделяются на полевые (изучение жизни организмов и их сообществ в естественных условиях, т. е. длительное наблюдение в природе с помощью различной аппаратуры) и экспериментальные (эксперименты в стационарных лабораториях, где имеется возможность не только варьировать, но и строго контролировать влияние на живые организмы любых факторов по заданной программе). При этом экологи оперируют не только биологическими, но и современными физическими и химическими методами, используют моделирование биологических явлений, т. е. воспроизведение в искусственных экосистемах различных процессов, происходящих в живой природе. Посредством моделирования можно изучить поведение любой системы с целью оценки возможных последствий применения различных стратегий и методов управления ресурсами, т. е. для экологического прогнозирования.
Для изучения и
прогнозирования природных
Сочетание полевых и экспериментальных методов исследования позволяет экологу выяснить все аспекты взаимоотношений между живыми организмами и многочисленными факторами окружающей среды, что позволит не только восстановить динамическое равновесие природы, но и управлять экосистемами.
Уровни
организации живой материи:
Молекулярный( Представлен
разнообразными молекулами,
находящимися в живой
клетке).
Компоненты:
1.Молекулы неорганических и органических
соединений
2.Молекулярные комплексы химических соединений
(мембрана и др.)
Основные процессы:
1.Объединение молекул в особые комплексы
2.Осуществление физико-химических реакций
в упорядоченном виде
3.Копирование ДНК, кодирование и передача
генетической информации
Науки, ведущие
исследования на этом уровне:
1.Биохимия
2.Биофизика
3.Молекулярная биология
4.Молекулярная генетика
Клеточный уровень организации жизни(Представлен свободноживущими одноклеточными организмами и клетками, входящими в многоклеточные организмы).
Компонент:
1. Комплексы молекул химических соединений
и органоиды клетки
Основные процессы:
1.Биосинтез, фотосинтез
2.Регуляция химических реакций
3.Деление клеток
4.Вовлечение химических элементов Земли
и энергии Солнца в биосистемы
Науки, ведущие
исследования на этом уровне:
1. Генная инженерия
2.Цитогенетика
3.Цитология
4.Эмбриология
Тканевый уровень организации жизни
Тканевой уровень представлен тканями, объединяющими клетки определенного строения, размеров, расположения и сходных функций. Ткани возникли в ходе исторического развития вместе с многоклеточностью. У многоклеточных организмов они образуются в процессе онтогенеза как следствие дифференциации клеток. У животных различают несколько типов тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная, а также кровь и лимфа). У растений различают меристематическую, защитную, основную и проводящую ткани. На этом уровне происходит специализация клеток.
Органный уровень организации жизни
Органный уровень. Представлен органами организмов. У простейших пищеварение, дыхание, циркуляция веществ, выделение, передвижение и размножение осуществляются за счет различных органелл. У более совершенных организмов имеются системы органов. У растений и животных органы формируются за счет разного количества тканей. Для позвоночных характерна цефализация, защищающаяся в сосредоточении важнейших центров и органов чувств в голове.
Организменный (онтогенетический) уровень организации жизни(Представлен одноклеточными и многоклеточными организмами растений, животных, грибов и бактерий).
Компоненты:
1. Клетка — основной структурный компонент
организма. Из клеток образованы ткани
и органы многоклеточного организма
Основные процессы:
1. Обмен веществ ( метаболизм )
2. Раздражимость
3.Размножение
4.Онтогенез
5.Нервно-гуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности
6.Гомеостаз
Науки, ведущие
исследования на этом уровне:
1.Анатомия
2.Биология развития
3.Аутэкология
4.Генетика
5.Гигиена
6.Морфология
7.Физиология
Популяционно-видовой уровень организации жизни(Представлен в природе огромным разнообразием видов и их популяций).
Компоненты:
1. Группы родственных особей, объединённых
определённым генофондом и специфическим
взаимодействием с окружающей средой
Основные процессы:
1.Генетическое своеобразие
2.Взаимодействие между особями и популяциями
3.Накопление элементарных эволюционных
преобразований
4.Осуществление микроэволюции и выработка
адаптаций к изменяющейся среде
5.Видообразование
6.Увеличение биоразнообразия
Науки, ведущие
исследования на этом уровне:
1.Генетика популяций
2.Эволюция
3.Экология
Биогеоценотический уровень организации жизни(Представлен разнообразием естественных и культурных биогеоценозов во всех средах жизни.)
Компоненты:
1.Популяции различных видов
2.Факторы среды
3.Пищевые сети, потоки веществ и энергии
Основные процессы:
1.Биохимический
круговорот веществ и поток энергии, поддерживающие
жизнь
2.Подвижное равновесие между живыми организмами
и абиотической средой (гомеостаз)
3.Обеспечение живых организмов условиями
обитания и ресурсами (пищей и убежищем)
Науки, ведущие исследования на этом уровне:
1.Биогеография
2.Биогеоценология
3.Экология
Биосферный уровень организации жизни(Представлен высшей, глобальной формой организации биосистем — биосферой)
Компоненты:
1.Биогеоценозы
2.Антропогенное воздействие
Основные процессы:
1.Активное взаимодействие живого и неживого
вещества планеты
2.Биологический глобальный круговорот
веществ и энергии
3.Активное биогеохимическое участие человека
во всех процессах биосферы, его хозяйственная
и этнокультурная деятельность
Науки, ведущие исследования на этом уровне:
1.Экология
2.Глобальная экология
3.Космическая экология
4.Социальная экология