Природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:26, реферат

Описание

В значительной степени перспективы развития человечества зависят от его способности скорректировать свои потребности с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Функционирование природных ресурсов при этом не может осуществляться бесплатно, их стоимость должна достоверно учитываться при формировании различных экологических процессов. До сих пор все функционировавшие социально-экономические системы, в которых непосредственное участие принимал сам человек, были связаны в значительной степени с природой, и эта связь выражалась негативно по отношению к последней, все взаимодействия человека с природой как бы имели враждебного характера по отношению к её содержательной сущности. В современный период необходимо в корне изменить содержательную сущность всех экономических систем и направить их не по линии потребления, а по линии сохранения природно-ресурсного потенциала. До сих пор многочисленные экологические проблемы были завуалированы всевозможными экологическими догмами, а деформированность окружающей среды обычно связывалась с наличием капиталистической системы и капиталистической эксплуатации человека человеком. Так называемая плановая экономика затуманивала формирующиеся диспропорции производства и размещения, а экологический механизм и его экологические факторы игнорировались на уровне государства и правительства. По существу, дорогостоящий принцип охраны окружающей среды зачастую игнорировался за счёт так называемого экономического роста, экономического скачка, экономического превосходства.

Работа состоит из  1 файл

Природные ресурсы.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

2. Возобновляемые  ресурсы, к которым принадлежат:  а) ресурсы растительного и  б) животного мира. И те и  другие восстанавливаются довольно  быстро, и объемы естественного  возобновления хорошо и точно рассчитываются. Поэтому при организации хозяйственного использования накопленных запасов древесины в лесах, травостоя на лугах или пастбищах, промысла диких животных в пределах, не превышающих ежегодное возобновление, можно полностью избежать истощения ресурсов.

3. Относительно (не полностью) возобновляемые. Некоторые  ресурсы хотя и восстанавливаются  в исторические отрезки времени,  но возобновляемые объемы их  значительно меньше объемов хозяйственного  потребления. Именно поэтому такие  виды ресурсов оказываются весьма уязвимыми и требуют особенно тщательного контроля со стороны человека. К относительно возобновляемым ресурсам относятся и очень дефицитные природные богатства: а) продуктивные пахотно-пригодные почвы; б) леса с древостоями спелого возраста; в) водные ресурсы в региональном аспекте. Продуктивных пахотно-пригодных почв сравнительно немного (по разным оценкам их площадь не превышает 1,5-2,5 млрд. га). Наиболее продуктивные почвы, относящиеся к первому классу плодородия, занимают, по оценкам ФАО, всего 400 млн. га. Продуктивные почвы образуются крайне медленно – на формирование 1 мм слоя, например, черноземных почв, требуется более 100 лет. В то же время процессами ускоренной эрозии, стимулированными нерациональным землепользованием, за один год может быть разрушено несколько сантиметров верхнего, наиболее ценного пахотного слоя. Антропогенное разрушение почв происходит в последние десятилетия настолько интенсивно, что дает основание отнести почвенные ресурсы к категории "относительно возобновляемых".

Хорошо известен факт практической неисчерпаемости  водных ресурсов в планетарном масштабе. Однако на поверхности суши запасы пресных вод сосредоточены неравномерно, и на обширных территориях ощущается  дефицит вод, пригодных для употребления в системах водопользования. Особенно сильно страдают от недостатка воды аридные и субаридные районы, где нерациональное водопотребление (например, водозабор в объемах, превышающих объем естественного восполнения свободных вод) сопровождается быстрым и зачастую катастрофическим истощением водозапасов. Поэтому необходим точный учет количества допустимого изъятия водного ресурса по регионам. П. Неисчерпаемые ресурсы. Среди тел и явлений природы ресурсного значения имеются и такие, которые практически неисчерпаемы, К ним относятся климатические и водные ресурсы.

А) климатические  ресурсы. Наиболее жесткие требования к климату предъявляют сельское хозяйство, рекреационное и лесное хозяйство, промышленное и гражданское  строительство и др. Обычно под  климатическими ресурсами понимают запасы тепла и влаги, которыми располагает конкретная местность или регион. Общие запасы тепла, поступающие за год на 1 м.кв. поверхности планеты, равны 3.16 х 10 Дж (радиационный бюджет в среднем для планеты). Территориально и по сезонам года тепло распределяется неравномерно, хотя в среднем для Земли температура воздуха равна примерно + 15°С. Суша в целом неплохо обеспечена и атмосферной влагой: на ее поверхность ежегодно выпадает в среднем около 119 тыс. куб. км осадков. Но распределяются они еще более неравномерно, чем тепло, и в пространственном и во временном отношениях На суше известны районы, получающие ежегодно более 12000мм осадков, к обширные местности, где за год выпадает менее 50-100 мм. В среднем многолетнем выражении и запасы тепла и объемы выпадающей атмосферной влаги довольно постоянны, хотя от года к году могут наблюдаться существенные колебания в обеспечении территории теплом и влагой. Так как эти ресурсы формируются в определенных звеньях теплового и водного круговоротов, постоянно действующих над планетой в целом и над ее отдельными регионами, запасы тепла и влаги могут рассматриваться как неиссякаемые в определенных количественных пределах, точно установленных для каждого района.

Б) Водные ресурсы  планеты. Земля обладает колоссальным объемом воды - около 1,5 млрд. куб. км. Однако 98% этого объема составляют соленые воды Мирового океана, и только 28 млн. куб. км - пресные воды. Поскольку уже известны технологии опреснения соленых морских вод, воды Мирового океана и соленых озер можно рассматривать как потенциальные водные ресурсы, использование которых в будущем вполне возможно. Ежегодно возобновляемые запасы пресных вод не столь велики " по разным оценкам они колеблются от 41 до 45 тыс. куб. км (ресурсы полного речного стока). Мировое хозяйство расходует для своих нужд около 4-4,5 тыс. куб. км, что равно примерно 10% общего водозапаса, и, следовательно, при условии соблюдения принципов рационального водопользования эти ресурсы можно рассматривать как неисчерпаемые. Однако при нарушении этих принципов ситуация может резко обостриться, и даже в планетарном масштабе может ощущаться дефицит чистых пресных вод. А пока природная среда ежегодно "дарит" человечеству в 10 раз больше воды, чем ему нужно для удовлетворения самых разнообразных потребностей.

 

 

Введение

Данная работа посвящена изучению пагубного влияния  человека на окружающую среду. Проблема, представленная в вопросах очень  актуальна, и отвечая на них, я  старалась максимально раскрыть темы, а также донести до читателей  моей работы всю важность и серьезность затронутых тем.

В первую очередь  я изложила, почему экология одна из самых важных наук в наше время, написала отличия и сходства экосистем  природы и человека, а также  рассказала, каким образом человечеству удалось избежать действия лимитирующих факторов.

Также в работе сказано, каким образом люди пытаются избежать экологической катастрофы, исправить, пока не поздно, свои «труды».

К большому сожалению, эти вопросы еще долго не утратят  своего значения.

Цель данной работы является изучить основы экологии, соблюдать экологические правила и законы и донести экологические знания до читателей.

Природные ресурсы - объекты, процессы и условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Природные ресурсы подразделяются на:

- возместимые  и невозместимые; 

- возобновимые  и невозобновимые;

- заменимые  и незаменимые; 

- восстановимые  и невосстановимые. 

      Природные ресурсы включают: полезные  ископаемые, источники энергии, почву, водные пути и водоемы, минералы, леса, дикорастущие растения, животный мир суши и акватории, генофонд культурных растений и домашних животных, живописные ландшафты, оздоровительные зоны и т.д.

      Человек научился использовать  природные ресурсы себе на благо, но открытия новых возможностей использования природных ресурсов - бесконечны. Большое значение природа оказывает на здоровье человека.

 

Экология - важнейшая  наука XX - XXI вв

Экология (от греч. «йокос» - дом, жилище и «логос» - учение) - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками - химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.

Предметом экологии является совокупность, или структура, связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии - экосистемы, то есть единые природные  комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, то есть совокупность особей одного вида (популяционно - видовой уровень), и биосферы в целом (биосферный уровень).

1.1 История развития экологии

В истории развития экологии можно выделить три основных этапа:

Первый - зарождение и становление экологии как науки ( до 60 - х гг. XIX в.). На этом этапе накапливались  данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. Элементы экологического подхода содержались в исследованиях Лепехина И. И., Миддендорфа А. Ф., Крашенинникова С. П., Бюффона Ж., Трамбле А., Реомюр А. и др. Ламарк Ж. и Мальтус Т. Впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Второй этап - оформление экологии в самостоятельную  отрасль знаний (после 60 - х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом  работ русских ученых К. Рулье  и Н. Северцова, В. Докучаева, впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Неоценимый вклад в развитие экологии внесли Ч. Дарвин, Э. Геккель. Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале ХХ столетия. Во второй половине ХХ в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.

Начинается  третий этап (50 - е гг. ХХ в. - до настоящего времени) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики…

1.2 Значение экологического образования

В настоящее  время стихийное развитие взаимоотношений  с природой представляет опасность  для существования всего человечества.

Человек, благодаря  данному ему природой разуму, стремится  обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов. Связь природы и человека может привести к практически полному вовлечению живого покрова планеты в жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на грань экологической катастрофы.

Остановить  стихийное развитие событий помогут  лишь знания о том, как ими управлять, и в случае с экологией эти  знания должны» овладеть массами», по крайней мере большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей, начиная со школы и заканчивая вузом.

Эти знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась  многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные  производительные силы, которые смогли бы обеспечить гармонию и природы.

Экологически  образованный человек не допустит «стихийного» отношения к окружающей его среде  жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие, «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.

Отсюда следует, что в настоящее время остановить нарушение экологических законов  можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого  члена общества, а это возможно сделать прежде всего через образование, через изучение основ экологии. Что особенно важно для специалистов в области наук технического направления, в первую очередь для инженеров - строителей, инженеров в области химии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добывающей промышленности и т. д. Вот почему экология важнейшая наука XXI в. - если ее не изучать и не соблюдать, то наступит непоправимая для человечества катастрофа!

 

2.1 Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека

В самом общем  виде, применительно к человеку, «ресурсы - это нечто, извлекаемое из природной среды для удовлетворения своих потребностей и желаний». Потребности человека можно разделить на материальные и духовные. Природные ресурсы в прямом их применении в какой - то части удовлетворяют духовные потребности человека, например, эстетические («красота природы»), рекреационные и т. п. Но главное их назначение - удовлетворять материальные потребности, т. е. создание материальных благ. Итак, природные (естественные) ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования человечества, но и постепенное повышение качества жизни. Природные объекты и явления -- это различные тела и силы природы, используемые человеком как ресурсы. Организмы, кроме человека и в значительной степени домашних животных, -- черпают живые энергетические ресурсы непосредственно из окружающей среды, являясь частью биогеохимических циклов. Эти ресурсы по своему действию можно рассматривать и как экологические факторы, в том числе и как лимитирующие, например большая часть пищевых ресурсов.

Человек, благодаря  своим все возрастающим материальным потребностям, не может довольствоваться дарами природы только в той мере, при которой не должен нарушать ее равновесие, то есть около 1% от ресурсов природной экосистемы, поэтому ему приходится использовать и те природные ресурсы, которые накоплены за миллиарды и миллионы лет в недрах Земли и определяют ресурсную экологическую функцию метосферы. Для создания материальных благ человеку необходимы металлы (железо, медь, алюминий и др.) и неметаллическое сырье (глина, песок, минеральные удобрения и др.), а также лесная продукция (строительный лес, для производства целлюлозы и бумаги, и т. д.) и многое другое.

Иными словами, природные ресурсы, используемые человеком, многообразны, многообразны их назначение, происхождение, способы использования и т. п. Это требует определенной их систематизации.

Классификация природных ресурсов

В основу классификации  положено три признака: по источникам происхождения, по использованию в производстве и по степени истощаемости ресурсов. По источникам происхождения ресурсы подразделяются на биологические, минеральные и энергетические.

Биологические ресурсы - это все живые средообразующие  компоненты биосферы: продуценты, консументы и редуценты с заключенным  в них генетическим материалом. Они  являются источниками получения  людьми материальных и духовных благ. К ним относятся промысловые  объекты, культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, то есть растительные ресурсы, ресурсы животного мира и др. Особое значение имеют генетические ресурсы. Минеральные ресурсы -- это все пригодные для употребления вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии. Минеральное сырье может быть рудным, если из него извлекаются металлы, и нерудным, если извлекаются неметаллические компоненты (фосфор и т. д.) или используются как строительные материалы.

Если же минеральные  богатства используются как топливо (уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф, древесина, атомная энергия) и одновременно как источник энергии в двигателях для получения пара и электричества, то их называют топливно - энергетическими ресурсами. Энергетическими ресурсами называют совокупность энергии Солнца и Космоса, атомно - энергетических, топливно - энергетических, термальных и других источников энергии.

Второй признак, по которому классифицируют ресурсы, - по использованию их в производстве. Сюда относятся следующие ресурсы:

- земельный  фонд - все земли в пределах  страны и мира, входящие по  своему назначению в следующие  категории: сельскохозяйственные, населенных  пунктов, несельскохозяйственного  назначения (промышленности, транспорта, горных выработок и т. п.). Мировой земельный фонд - 13,4 млрд га;

Информация о работе Природные ресурсы