Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:26, реферат
В значительной степени перспективы развития человечества зависят от его способности скорректировать свои потребности с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Функционирование природных ресурсов при этом не может осуществляться бесплатно, их стоимость должна достоверно учитываться при формировании различных экологических процессов. До сих пор все функционировавшие социально-экономические системы, в которых непосредственное участие принимал сам человек, были связаны в значительной степени с природой, и эта связь выражалась негативно по отношению к последней, все взаимодействия человека с природой как бы имели враждебного характера по отношению к её содержательной сущности. В современный период необходимо в корне изменить содержательную сущность всех экономических систем и направить их не по линии потребления, а по линии сохранения природно-ресурсного потенциала. До сих пор многочисленные экологические проблемы были завуалированы всевозможными экологическими догмами, а деформированность окружающей среды обычно связывалась с наличием капиталистической системы и капиталистической эксплуатации человека человеком. Так называемая плановая экономика затуманивала формирующиеся диспропорции производства и размещения, а экологический механизм и его экологические факторы игнорировались на уровне государства и правительства. По существу, дорогостоящий принцип охраны окружающей среды зачастую игнорировался за счёт так называемого экономического роста, экономического скачка, экономического превосходства.
2. Возобновляемые
ресурсы, к которым
3. Относительно
(не полностью) возобновляемые. Некоторые
ресурсы хотя и
Хорошо известен
факт практической неисчерпаемости
водных ресурсов в планетарном масштабе.
Однако на поверхности суши запасы
пресных вод сосредоточены
А) климатические ресурсы. Наиболее жесткие требования к климату предъявляют сельское хозяйство, рекреационное и лесное хозяйство, промышленное и гражданское строительство и др. Обычно под климатическими ресурсами понимают запасы тепла и влаги, которыми располагает конкретная местность или регион. Общие запасы тепла, поступающие за год на 1 м.кв. поверхности планеты, равны 3.16 х 10 Дж (радиационный бюджет в среднем для планеты). Территориально и по сезонам года тепло распределяется неравномерно, хотя в среднем для Земли температура воздуха равна примерно + 15°С. Суша в целом неплохо обеспечена и атмосферной влагой: на ее поверхность ежегодно выпадает в среднем около 119 тыс. куб. км осадков. Но распределяются они еще более неравномерно, чем тепло, и в пространственном и во временном отношениях На суше известны районы, получающие ежегодно более 12000мм осадков, к обширные местности, где за год выпадает менее 50-100 мм. В среднем многолетнем выражении и запасы тепла и объемы выпадающей атмосферной влаги довольно постоянны, хотя от года к году могут наблюдаться существенные колебания в обеспечении территории теплом и влагой. Так как эти ресурсы формируются в определенных звеньях теплового и водного круговоротов, постоянно действующих над планетой в целом и над ее отдельными регионами, запасы тепла и влаги могут рассматриваться как неиссякаемые в определенных количественных пределах, точно установленных для каждого района.
Б) Водные ресурсы планеты. Земля обладает колоссальным объемом воды - около 1,5 млрд. куб. км. Однако 98% этого объема составляют соленые воды Мирового океана, и только 28 млн. куб. км - пресные воды. Поскольку уже известны технологии опреснения соленых морских вод, воды Мирового океана и соленых озер можно рассматривать как потенциальные водные ресурсы, использование которых в будущем вполне возможно. Ежегодно возобновляемые запасы пресных вод не столь велики " по разным оценкам они колеблются от 41 до 45 тыс. куб. км (ресурсы полного речного стока). Мировое хозяйство расходует для своих нужд около 4-4,5 тыс. куб. км, что равно примерно 10% общего водозапаса, и, следовательно, при условии соблюдения принципов рационального водопользования эти ресурсы можно рассматривать как неисчерпаемые. Однако при нарушении этих принципов ситуация может резко обостриться, и даже в планетарном масштабе может ощущаться дефицит чистых пресных вод. А пока природная среда ежегодно "дарит" человечеству в 10 раз больше воды, чем ему нужно для удовлетворения самых разнообразных потребностей.
1.1 История развития экологии
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа:
Первый - зарождение и становление экологии как науки ( до 60 - х гг. XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. Элементы экологического подхода содержались в исследованиях Лепехина И. И., Миддендорфа А. Ф., Крашенинникова С. П., Бюффона Ж., Трамбле А., Реомюр А. и др. Ламарк Ж. и Мальтус Т. Впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.
Второй этап - оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60 - х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Рулье и Н. Северцова, В. Докучаева, впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Неоценимый вклад в развитие экологии внесли Ч. Дарвин, Э. Геккель. Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале ХХ столетия. Во второй половине ХХ в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.
Начинается третий этап (50 - е гг. ХХ в. - до настоящего времени) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики…
1.2 Значение экологического образования
В настоящее
время стихийное развитие взаимоотношений
с природой представляет опасность
для существования всего
Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов. Связь природы и человека может привести к практически полному вовлечению живого покрова планеты в жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на грань экологической катастрофы.
Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять, и в случае с экологией эти знания должны» овладеть массами», по крайней мере большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей, начиная со школы и заканчивая вузом.
Эти знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, которые смогли бы обеспечить гармонию и природы.
Экологически образованный человек не допустит «стихийного» отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие, «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.
Отсюда следует,
что в настоящее время
2.1 Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека
В самом общем виде, применительно к человеку, «ресурсы - это нечто, извлекаемое из природной среды для удовлетворения своих потребностей и желаний». Потребности человека можно разделить на материальные и духовные. Природные ресурсы в прямом их применении в какой - то части удовлетворяют духовные потребности человека, например, эстетические («красота природы»), рекреационные и т. п. Но главное их назначение - удовлетворять материальные потребности, т. е. создание материальных благ. Итак, природные (естественные) ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования человечества, но и постепенное повышение качества жизни. Природные объекты и явления -- это различные тела и силы природы, используемые человеком как ресурсы. Организмы, кроме человека и в значительной степени домашних животных, -- черпают живые энергетические ресурсы непосредственно из окружающей среды, являясь частью биогеохимических циклов. Эти ресурсы по своему действию можно рассматривать и как экологические факторы, в том числе и как лимитирующие, например большая часть пищевых ресурсов.
Человек, благодаря своим все возрастающим материальным потребностям, не может довольствоваться дарами природы только в той мере, при которой не должен нарушать ее равновесие, то есть около 1% от ресурсов природной экосистемы, поэтому ему приходится использовать и те природные ресурсы, которые накоплены за миллиарды и миллионы лет в недрах Земли и определяют ресурсную экологическую функцию метосферы. Для создания материальных благ человеку необходимы металлы (железо, медь, алюминий и др.) и неметаллическое сырье (глина, песок, минеральные удобрения и др.), а также лесная продукция (строительный лес, для производства целлюлозы и бумаги, и т. д.) и многое другое.
Иными словами, природные ресурсы, используемые человеком, многообразны, многообразны их назначение, происхождение, способы использования и т. п. Это требует определенной их систематизации.
Классификация природных ресурсов
В основу классификации положено три признака: по источникам происхождения, по использованию в производстве и по степени истощаемости ресурсов. По источникам происхождения ресурсы подразделяются на биологические, минеральные и энергетические.
Биологические ресурсы - это все живые средообразующие компоненты биосферы: продуценты, консументы и редуценты с заключенным в них генетическим материалом. Они являются источниками получения людьми материальных и духовных благ. К ним относятся промысловые объекты, культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, то есть растительные ресурсы, ресурсы животного мира и др. Особое значение имеют генетические ресурсы. Минеральные ресурсы -- это все пригодные для употребления вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии. Минеральное сырье может быть рудным, если из него извлекаются металлы, и нерудным, если извлекаются неметаллические компоненты (фосфор и т. д.) или используются как строительные материалы.
Если же минеральные богатства используются как топливо (уголь, нефть, газ, горючие сланцы, торф, древесина, атомная энергия) и одновременно как источник энергии в двигателях для получения пара и электричества, то их называют топливно - энергетическими ресурсами. Энергетическими ресурсами называют совокупность энергии Солнца и Космоса, атомно - энергетических, топливно - энергетических, термальных и других источников энергии.
Второй признак, по которому классифицируют ресурсы, - по использованию их в производстве. Сюда относятся следующие ресурсы:
- земельный
фонд - все земли в пределах
страны и мира, входящие по
своему назначению в следующие
категории: