Промышленное загрязнение атмосферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание

Жизнь организма любой популяции в экосистеме проходит под воздействием экологических факторов.
Экологическим фактором называют любой элемент среды, который может оказать непосредственное влияние на живые организмы, а также на характер их отношений между собой.

Содержание

1. Антропогенныя факторы.

2. Промышленное загрязнение атмосферы в Республике Беларусь.

3. Основные принципы и требования организации безотходных и малоотходных производств.

4. Плата за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды.

5. Задачи.

Работа состоит из  1 файл

КонтрольнаяЭкология.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

      ¯

      утилизация

      ¯

      разделение  и концентрирование отходов 

      ¯

      рекуперация энергии / регенерация материалов

      ¯

      сжигание / переработка отходов

      ¯

      окончательное удаление отходов 

      Конечной  целью безотходного производства является максимально возможное удовлетворение человека без ухудшения среды обитания. Но чтобы вести речь о качестве окружающей среды необходимо иметь научно обоснованную систему мониторинга его состояния.

      Таким образом, подчеркивается необходимость  вложения средств в научно-технологические разработки, направленные на создание новых технологий или усовершенствование существующих, которые позволят снизить количество или предотвратить создание отходов вообще, а не на борьбу.

      Для достижения цели чистого производства необходимы соответствующие законодательные и другие меры, использование опыта достижений зарубежных технологий. Например, в некоторых странах создается концепция, в соответствии с которой вся ответственность за производство продукции на протяжении всего ее жизненного цикла (сырье - производство - продукция – вторичное сырьё) возлагается на ее производителя.

4. Плата за пользование  природными ресурсами  и загрязнение  окружающей среды 
 

     Платность является одним из основных принципов  природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей. Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения бюджетного фонда охраны природы, средства которого расходуются исключительно на природоохранные цели. Во-вторых, важнейшая цель платежей – стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранной деятельности. Таким образом, экологические платежи выполняют превентивную, компенсационную и стимулирующую функции. Кроме того, если учесть, что за превышение установленных норм экологический налог взимается в увеличенном размере, то следует отметить, что экологические платежи также выполняют карательную функцию.

           Законом «Об охране окружающей среды» устанавливаются  два вида платежей:

  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и плата за   размещение отходов.

     Природа экологических платежей (плата за пользование природными ресурсами и плата за загрязнение окружающей) обусловлена возмездностью потраченных сырьевых и экологических ресурсов природы и определяется системой рыночного и нормативного ценообразования на эти ресурсы. Поэтому экономическую сущность экологических платежей неправомерно рассматривать только с позиции налоговых отношений, особенно в контексте фискальной сущности последних. И хотя природоохранное законодательство экологические платежи трактует как налог, вместе с тем размер платы как правило определяется рыночными методами (способами) – на конкурсах, аукционах и т. д.,  что совершенно нехарактерно по отношению к природе налога.

     Налог – это обязательный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Однако, с определенной долей условности, эти понятия (налог и платежи) можно рассматривать как взаимозаменяемые, помня при этом, что экономическая природа у них разная: у платежей – возмездность, у налогов – фискальность.

     Разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) классификация экономических инструментов экологического управления включает следующие типы.

  1. Плата (налоги за выбросы (сбросы) – плата за загрязнение – это прямые платежи, основанные не измерении или оценках количества и качества загрязнения.
  2. Плата за пользование ресурсами – платежи на покрытие затрат за коллективные услуги в сфере природопользования. В основном  используется местными властями в качестве финансового механизма для покрытия затрат на сбор и отчистку сточных вод и утилизацию твердых отходов.
  3. Продуктовые налоги (платежи) – применяются на продукцию, создающую загрязнения в процессе ее производства, потребления или утилизации (удобрения, пестициды, упаковочные материалы и т. д.) Продуктовые налоги вводятся с целью относительного увеличения цен на экологически вредную продукцию. Собранные доходы часто используются для финансирования систем сбора и переработки отходов.
  4. Плата за экологические нарушения – применяется к субъектам, не выполняющим требования природоохранного законодательства и системы экологического управления. Она может определяться по-разному. Например, на базе ущерба или прибыли, полученной из-за несоблюдения экологических требований.
  5. Система возвратных депозитов. Залоговая цена – плата производителя в момент покупки продукта (например, стеклянные бутылки). Плата (депозит) частично или полностью возмещается при возврате продукта специализированной организацией.
  6. Торговля правами (разрешениями) на выброс («торговля выбросами») – эта система основана на следующем принципе: увеличение количества выбросов или использование природных ресурсов в одном месте должно быть сбалансировано эквивалентами или иногда большим сокращением и выбросом в другом месте.
  7. Залоговый депозит: используется с целью обеспечения гарантии выражения экологических требований загрязнителями или природопользователями. Они должны внести депозит в форме залога. Залог возвратиться, когда обязательства выполнены.
  8. Субсидии – все формы прямой финансовой помощи загрязнителям или пользователям природных ресурсов. Например, в виде грантов, налоговых льгот, ускоренной амортизации.

     9. Стимулирующие налоги и платежи – основная цель состоит в изменении поведения субъектов, наносящих ущерб окружающей среде. Стимулирующие платежи (налоги) используются для достижения природоохранных целей. Часто стимулирующие инструменты применяются в форме платежей с последующим исполнением доходов для дальнейшего поощрения изменения поведения через субсидирование природоохранных инвестиций.

     10. Платежи на покрытие затратэто платежи, идущие на покрытие затрат по предоставлению экологических услуг отдельным потребителям или общественности. Подобные платежи часто встречаются в водном секторе и управлении отходами.

     11. Фискальные инструменты – прежде всего направлены на формирование доходов бюджета. Они могут также стимулировать позитивные изменения в поведении природопользователей, но это не является их основной целью.

     С учетом комплексности экологических проблем и воздействия природоохранной политики на социальную и экономическую деятельность экологические проблемы обычно решаются за счет исполнения так называемой «смешанной политики», базирующейся на комбинации командно-административных, экологических и др. инструментов.

     Важно отметить, что экономические инструменты  не являются идеальным и единственно легким решением экологических проблем, наоборот, эффективность экономических инструментов во многом зависит от «смешанной политики».

     Порядок уплаты налога за пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду определяется Законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)». Порядок уплаты налога за размещение отходов устанавливается в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об отходах».

     Уплата  экологического налога не освобождает  природопользователей от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, от обязанностей возмещения ущерба, причинённого нарушением природоохранного законодательства.

     Плательщиками экологического налога являются объединения, предприятия, организации, их филиалы, представительства, отделения и  другие обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории республики Беларусь независимо от подчиненности и форм собственности, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

     Налогом облагаются объемы добываемых из природной  среды ресурсов, а также выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Налог состоит из платежей за добычу природных ресурсов и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов, а также за сверхлимитную добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду.

     Лимиты  добываемых природных ресурсов и  допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются  Советом Министров Республики Беларусь и исполкомами местных Советов народных депутатов по согласованию с органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Ставки экологического налога устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.  

 

Задачи

 

5. Произвести оценку  экономического ущерба, причиняемого сбросом  8 т/год карбофоса в р. Неман.

      Экономическую оценку годового ущерба Ув (руб./год) от годичного сброса загрязняющих примесей в р. Неман некоторым источником определяют по формуле:

                                                      Ув = gвskМв ,                                                      

Где gв – константа, численное значение которой рекомендуется принимать равным 144 руб./усл.т (по состоянию на 1986 год). Для пересчета на действующие цены gв умножается на коэффициент инфляции К=9000/2=4500, тогда gв = 4500·144=648000 руб./усл.т.

sk - константа для различных водохозяйственных участков, значение которой для р. Неман равно 0,58.

Мв – приведенная масса годового сброса примесей данным источником  в  k-тый водохозяйственный участок (усл.т/год) рассчитывается по формуле:

                                                Мв = Аi mi                                                  

где i – номер сбрасываемой примеси; Аi – показатель относительной опасности сброса карбофоса в р.Неман, усл.т/т (для каждого загрязняющего вещества Аi = 1/ ПДКр.х. i , где ПДКр.х. i – предельно допустимая концентрация карбофоса в воде объектов, используемых для рыбохозяйственных целей); mi – общая масса годового сброса карбофоса оцениваемым источником, т/год.

                                                      Ув =648000·0,58·160=60134400руб/год

       

6. Определить КОП предприятия по производству бумаги из готовой целлюлозы, характеристика выбросов которого представлена в таблице. В зависимости от категории опасности предприятия определить периодичность отчётности в системе госучёта выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и периодичность контроля выбросов предприятий. 
 

Загрязняющее  вещество Пыль органическая Формальдегид Диоксид кремния Стирол Динил
Валовый выброс загрязняющих веществ, т/год 187 0,65 94 1,2 32
 

      Решение. Категорию опасности предприятия рассчитываем по формуле:

Недостающие для  расчета данные определяем по методическим указаниям:

    1. определение ПДКi:

    для пыли органической ПДКi= ПДКр.з/10=4/10=0,4.  

    для формальдегида  ПДКсс =0,003 мг/м3;

    для диоксида кремния ПДКi= ПДКр.з/10=2/10=0,2.

    для стирола  ПДКсс =0,002 мг/м3;

    Для динила ПДКi= ПДКр.з/10=10/10=1.

    1. определение аi:

    так как класс  опасности пыли органической  – 3, то аi =1,0;

    класс опасности  формальдегида  – 2, то аi =1,3;

Информация о работе Промышленное загрязнение атмосферы