Развитие экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:28, реферат

Описание

Введение.
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Конечно, представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени именно они послужили песочником накопления экологических знаний. Соприкасаясь с первичным познанием природы, люди постепенно вынуждены были учитывать значение среды обитания в жизни организмов. Экология, если понимать буквально, это наука о нашем общем доме, т.е. о планете Земля. И в этом реферате я хотела бы как можно лучше раскрыть такие вопросы, как: откуда взялся термин «экология», что этому способствовало, дальнейшая судьба экологии как науки и многое другое.

Содержание

Введение.
Мысли и труды ученых с древних времен и до наших дней.
Термин «экология».
Популяционная экология.
Развитие других областей экологии.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

1срс эко.docx

— 33.30 Кб (Скачать документ)

Основным  практическим результатом развития экосистемной экологии стало ясное  осознание, сколь велика зависимость  человеческого общества от состояния  природы на нашей планете, необходимости  перестраивать экономику в соответствии с экологическими законами. Таким образом, зародившись как «естественная история» видов, основным объектом внимания которой были отношения «организм – среда», экология прошла ряд этапов развития, сформировав представления о сложной системе связей органического мира и постепенно охватив все основные уровни организации жизни.

С экологических  позиций жизнь на Земле выражена одновременно на четырех основных уровнях: организм – популяция – биоценоз – экосистема. Носители жизни –  организмы разной степени сложности, от клетки бактерий до многоклеточных растений и животных, обязательно  являются членами какой-либо видовой  популяции. В свою очередь, жизнь  любой популяции невозможна вне  биоценозов, т. е. связей с популяциями  других видов. Биоценоз же является составной частью экосистемы и обеспечивает свое существование потоками вещества и энергии из окружающей среды. Вся эта сложная система жизни поддерживается связями организмов.

Такое представление  об организации жизни делает устаревшими  недавно еще острые дебаты о том, какой из ее уровней является главным  объектом в изучении экологии. Развитие науки показало, что связи организмов со средой являются механизмом устойчивости не только самих живых существ, но и всех надорганизменных систем, вне  которых их жизнь невозможна. Поэтому  экология по-прежнему остается «наукой  о связях», как писал о ней  Э. Геккель, но охватывает неизмеримо большее  поле наших знаний о структуре  и функционировании живой природы, включая человеческое общество.

Вместе с  развитием содержания экологии развиваются  и методы исследования. Основной инструмент экологического поиска представляют методы количественного анализа. Надорганизменные объединения (популяции, сообщества, экосистемы) управляются преимущественно количественными  соотношениями особей, видов, энергетических потоков. Количественные изменения  в структуре популяций и экосистем  могут в корне переменить способы  и результаты их функционирования. Наряду с обычными в биологии методами наблюдений, полевых учетов, лабораторных и полевых экспериментов, специальных  приемов упорядочения материалов и  т. п. возникли и множатся способы  математического анализа экологических  ситуаций. В 20-х годах прошлого века американский ученый А. Лотка и итальянец  В. Вольтерра положили начало математическому  моделированию биотических отношений. Вначале математические формулы, призванные отразить природные связи, строились  на основе немногих логических умозрительных  допущений. Они плохо отражали реальную действительность, но позволяли понять некоторые принципы взаимодействия видов. Позднее развилось так  называемое имитационное моделирование, при котором в модель закладываются  многие реальные параметры изучаемых  систем и принципы их функционирования, а затем, меняя переменные, наблюдают  состояние объектов при разных условиях. Такие модели используются для прогнозирования  изменений в популяциях, сообществах  или экосистемах и дают хорошие  результаты при достаточной полноте  исходных данных. Разрабатываются и  модели исследовательского характера, на которых проигрываются возможные варианты, позволяющие понять характер исследуемых зависимостей. Математическое моделирование относят к «теоретической экологии», которая сопутствует развитию науки, проверяя, развивая и детализируя выдвигаемые концепции.

В настоящее  время экология представляет собой  разветвленную систему наук. Центральным  ее ядром является общая экология с четырьмя основными подразделениями, соответствующими изучению связей на разных уровнях организации жизни: аутэкология, или экология организмов, популяционная экология, биоценология и экосистемная экология. Популяционную  и биоценотическую экологию часто  объединяют под общим названием  «синэкология», так как общая  их задача – изучение совместной жизни  организмов (греч. син – вместе). Существует большое поле частной  экологии, изучающей специфику взаимоотношений  со средой у разных групп организмов (экология растений, животных, грибов, микроорганизмов и более дробно – птиц, насекомых, рыб и т. п.). В связи с развитием экологических  идей выявился целый ряд новых  разделов в других биологических  науках и появились новые науки  экологического содержания. Физиологическая  экология выявляет закономерности физиологических  изменений, лежащих в основе адаптации  организмов. В биохимической экологии внимание направлено на молекулярные механизмы приспособительных реакций  организмов при изменениях среды. Палеоэкология  изучает экологические связи  вымерших организмов и древние сообщества, эволюционная экология – экологические  механизмы преобразования популяций, морфологическая экология– закономерности строения органов и структур организмов в зависимости от условий обитания, геоботаника – особенности сложения и распределения фитоценозов. Экологической  наукой является и гидробиология, на разных уровнях изучающая экосистемы водоемов. Экологические разделы  появились и в науках о Земле (например, экология ландшафтов, глобальная экология, геоэкология и т. п.), и  в науках об обществе (например, социальная экология).

 

 

 

Заключение.

К сожалению, использование природных богатств на протяжении всей истории осуществлялось человеком при полном незнании законов экологии, что привело к тяжелым и часто непоправимым последствиям, в частности, к истощению природных ресурсов и колоссальному загрязнению среды обитания. Прежде, чем человеку удастся найти решение ряда жизненно важных проблем предстоящего тысячелетия (таких, как удовлетворение потребностей в воде и пище возрастающего населения планеты), необходимо срочно предпринять хотя бы паллиативные меры, позволяющие обеспечить жизнь человеку завтрашнего дня. Но чтобы действовать, надо знать, как. Экология и оказывается тем биологическим и мировоззренческим фундаментом, на который может опереться человек в принятии превентивных мер, направленных на сохранение окружающей природы.

Экологическое мышление становится необходимым для  решения самых насущных задач  нашей жизни. В связи с этим современная экология далеко вышла  за рамки чисто академической  учебной дисциплины. Необходимость  экологического и природоохранительного  обучения и воспитания подрастающего  поколения очевидна. В международной  сфере работают специальные комиссии ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие организации, задачей которых является пропаганда и внедрение экологических подходов в разные сферы практической деятельности человека. Основная цель международных  усилий – предотвратить грозящий человечеству экологический кризис и, используя экологические законы, обеспечить дальнейшее развитие и благополучие общества.

Современная экология - это универсальная, бурно  развивающиеся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей планеты. Экология - наука будущего и, возможно, само существование  человека будут зависеть от её прогресса.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Экология. К. Алишева, Алматы,2006 г.
  2. Экология. Одум, издательство «мир», М, 1986 г.
  3. Экологический энциклопедический словарь.  Дедю , Кишинев, 1990 г.
  4. Общая экология. С. И. Розанов, издательство «Лань», 2001 г.
  5. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Дрофа, 2004.

Информация о работе Развитие экологии