Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:16, реферат
Издавна, как только жители побережья Балтики освоили мореходство, началась борьба за господство на Балтийском море, так как по нему проходили очень выгодные морские торговые пути. А из-за плохого сообщения с Атлантическим океаном и мелководности деятельность людей особенно сильно влияла на экологию моря. С каждым годом ситуация становиться всё серьёзнее. Именно поэтому интересно затронуть проблему экологии Балтийского региона, ставшую в последнее время столь актуальной.
Введение
Основные характеристики бассейна Балтийского моря
Распространенный способ добычи рыбы
Карта рек бассейна Балтийского моря
Некоторые характеристики крупнейших рек, впадающих в Балтийское море
Нева
Висла
Западная Двина (Даугава)
Неман
Кемийоки
Нарва
Особенности рыбных ресурсов региона. Охрана
Защита и использование водных ресурсов
Заключение
Список использованной литературы
Защита и использование водных ресурсов
Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки — Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает бoльшая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории.
Примерно до середины ХХ в. состояние Балтийского моря не вызывало серьезных опасений.
Но уже в конце 60-х годов вследствие того, что поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению, и в результате сверхэксплуатации ресурсов на Балтике разразился экологический кризис, и в 1973 г. море было объявлено чрезвычайным районом Мирового океана. Несмотря на развитие в регионе природоохранной деятельности, к настоящему моменту общая экологическая ситуация в целом не улучшилась.
Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики — избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря — Борнхольмской, Готландской и Гданьской; в 70-х годах сероводородные зоны были найдены и в некоторых углублениях Рижского залива.
Вторая по значимости проблема Балтийского моря — накопление тяжелых металлов — ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть — при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца — 3 тыс. т, кадмия — около 50 т, а ртути — «всего» 33 т. На 21 тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов.
Третья из наиболее острых проблем Балтики — загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти. Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.
Причины возникновения экологических проблем полузамкнутой балтийской акватории следует искать на суше, в пределах водосборного бассейна.
Площадь бассейна Балтийского моря в 4 раза больше площади самого моря и составляет 1,75 млн км2. Это густонаселенный район с высокой концентрацией промышленности и интенсивным сельским хозяйством. Основные промышленные центры и сельскохозяйственные районы непосредственно приурочены к прибрежной зоне, что еще более усиливает антропогенную нагрузку на море.
На некоторых международных реках иногда складываются ситуации, когда страны, расположенные в верхнем течении, мало заинтересованы в чистоте реки: им безразлично, что лежащие в низовьях страны страдают от загрязнения. На берегах Балтийского моря ситуация иная: загрязняющие вещества, попадающие в море, перемещаются в пределах акватории в различных направлениях. Это объективно побуждает государства, расположенные в пределах бассейна одного моря, к сотрудничеству с целью улучшения экологической обстановки во всем регионе и требует особого комплекса мер и решений, их тесной координации на международном уровне.
История регионального сотрудничества по проблемам морских акваторий отсчитывает свое начало с учреждения в 1902 г. в Копенгагене Международного совета по исследованию моря, который начал свою деятельность именно с изучения Балтики. Сотрудничество в регионе Балтийского моря является наиболее удачным, если не единственным положительным примером инициатив, которые на настоящий момент внедряются в области охраны окружающей среды акваторий.
Самым важным инструментом международного регулирования является Конвенция об охране окружающей среды Балтийского моря (Хельсинкская конвенция), подписанная всеми странами бассейна (включая Советский Союз) в 1974 г. Она возникла как ответ на обращение к соответствующим проблемам на Конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в 1972 г. в Стокгольме. Финляндия предложила другим странам региона разработать правовой документ по охране Балтийского моря. На момент ее подписания Хельсинкская конвенция была, вероятно, одним из самых всеобъемлющих международных договоров в области окружающей среды.
В 1992 г. была подписана новая Хельсинкская конвенция, пересмотренная в связи с произошедшими в регионе политическими, экономическими и другими изменениями. Новая конвенция распространила свое действие на Белоруссию, Украину, Чехию, Словакию и Норвегию (на территории которых находится малая часть бассейна Балтийского моря). Конвенция содержит также детально разработанные критерии и меры по предотвращению загрязнения с наземных источников. Она вводит принцип превентивности и принцип «загрязнитель платит». Первый означает, что превентивные меры должны предприниматься уже тогда, когда существует возможный риск загрязнения окружающей среды, а второй — что затраты на меры по предотвращению нанесения вреда окружающей среде должен нести конкретно тот, кто создает загрязнение, а не государство или его жители.
Конвенция содержит требования большей открытости, доступа к информации и мер по повышению информированности общественности. Появляется открытость внутри стран и в отношениях между ними, растет доверие к предоставляемой информации.
На сегодняшний день из всех государств бассейна Балтийского моря данный договор не ратифицирован только Польшей, которая как раз и создает наибольшую антропогенную нагрузку на акваторию.
Для разработки совместных мер и единых требований, направленных на выполнение положений Хельсинкской конвенции создана Комиссия по охране морской среды района Балтийского моря, являющаяся руководящим органом Конвенции (ХЕЛКОМ). Комиссия по защите морской среды Балтийского моря - постоянно действующий международный орган со штаб-квартирой в Хельсинки. Хельсинкская комиссия объединяет девять стран, расположенных по берегам Балтийского моря. В функции комиссии входит разработка рекомендаций о мерах по защите морской среды Балтийского моря, проведение научных исследований, установление критериев борьбы с загрязнением, а также способствование безопасной навигации в регионе. В ХЕЛКОМ попеременно каждые два года председательствуют страны, имеющие выход к Балтийскому морю. Россия является председателем комиссии с 1 июля 2008 года на два года.
К числу региональных соглашений в области охраны окружающей среды Балтийского моря относится также Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов Балтийского моря и региона (Гданьская конвенция, 1973 г.). Она вступила в силу в 1974 г. Хельсинкская и Гданьская конвенции являются основой международного экологического сотрудничества в регионе Балтийского моря.
Заключение
Балтийское море - одно из самых маленьких на планете. В то же время это море с самым интенсивным в мире судоходством. Большое число островов, сложных для судоходства участков и ледовый покров в зимнее время существенно увеличивают риск возникновения аварий.
В апреле 2004 года комитет по морской окружающей среде Международной морской организации утвердил за Балтийским морем статус "особо уязвимого морского района" (ОУМР). Это означает официальное всемирное признание Балтики как моря, которое нуждается в особой защите. Статус "особо уязвимого морского района" означает, что все суда должны принимать дополнительные меры предосторожности при навигации на Балтике, чтобы снизить риск разливов нефти и нефтепродуктов.
Данное решение было принято по инициативе всех балтийских государств, за исключением России. Российские территориальные воды - единственная часть Балтийского моря, на которую не распространяется действие принципов ОУМР.
Список использованной литературы
«Видение картины будущего и стратегии в регионе Балтийского моря», 1996 г.
Популярная энциклопедия рек и озёр, 1998 г.
Поисковые и информационные системы:
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия: свободная энциклопедия
http://window.edu.ru/window - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Статьи на русском языке:
http://fish-news.teia.org/
http://subscribe.ru/archive/
http://www.bolshoybusiness.ru/
http://mi32.narod.ru/01-02/
http://www.greenpeace.org/
http://www.fragen.ru/
http://geo.1september.ru/
http://www.helcom.ru/index.
http://fishout.ru/0116.html
http://www.finland.polpred.ru/
Иностранные ресурсы и статьи:
http://www.nasco.int/
http://www.worldwildlife.org/
http://www.asf.ca/
http://www.helcom.fi/
2