Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:50, курсовая работа
Стоимость нефти, вернее, стоимость барреля нефти является одним из самых ярких показателей «здоровья» мировой экономики, причем цены на нефть формируют не столько запасы нефти, сколько соотношение спроса и предложения. Российский рынок нефти занимает порядка 5% мирового рынка, но в то же время именно рынок нефти в России определяет цены на нефть, прогноз и динамику цен при осуществлении сделок в Европе и, частично, в Азии. Поэтому добываемая российская нефть, цены на баррель нефти являются весомым аргументом при проведении внешней экономической политики нашей страны, а иногда цена нефти становится эффективным инструментом политического давления на правительства разных стран.
Введение………………………………………………………………………3
Самотлорское месторождение……………………………………………….6
Теоретические основы и технология процессов переработки нефти……..7
Подготовка нефти к переработке………………………………………….7
Первичная перегонка нефти………………………………………………16
Вторичная перегонка нефти………………………………………………19
Энергосберегающие технологии ТНК-BP…………………………………24
Охрана недр и окружающей среды………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………………….30
ЭЛОУ-АВТ-6
Комбинированная
установка атмосферно - вакуумной переработки
нефти с предварительным обессоливанием
и вторичной перегонкой бензина предназначена
для переработки сырой нефти с целью получения
продуктов первичной перегонки и полуфабрикатов
сырья установок каталитического риформинга,
газофракционирования, битумной, гидроочисток,
дизельного топлива, авиакеросина, каталитического
крекинга.
АВТ-3
Атмосферно-вакуумная установка АВТ-3 предназначена для переработки обезвоженной и обессоленной нефти с целью получения продуктов первичной перегонки: компонента прямогонного автомобиля, бензина, компонентов дизельного топлива «летнего» и «зимнего», тяжелого вакуумного газойля, гудрона, компонента топочного мазута, авиакеросина и вакуумного дистиллята для каталитического крекинга.
Схема
комплексной атмосферно-вакуумной установки
современного нефтеперерабатывающего
производства
Вторичная перегонка нефти
Вторичная
нефтепереработка(вторичные
Компания ТНК-ВР при вторичной перегонки нефти использует:
1.Каталитический крекинг. Основным современным методом, позволяющим получать высококачественный и стабильный бензин из тяжелых фракций, выкипающих при температуре 300-500 °С, является каталитический крекинг. От термического он отличается применением катализаторов, в присутствии которых процессы деструкции идут в направлении образования изомерных, наиболее ценных для бензинов углеводородов.
Процесс протекает при давлении 0,14-0,18 МПа и температуре 450-500 °С. В качестве катализатора используют природные алюмосиликаты; пористая структура катализатора (1 г катализатора . обладает активной поверхностью до 400-500 м2) обеспечивает высокую активность алюмосиликатов.
В последнее время ряд установок переводят на новые цеолитсодержащие катализаторы, которые активнее алюмосиликатов, а главное - еще больше повышают содержание в бензине изомерных соединений и уменьшают количество ненасыщенных углеводородов.
Необходимо обеспечить периодическое удаление с поверхности катализатора смолистых отложений и кокса, образующихся от соприкосновения с углеводородами сырья и получаемых продуктов. Чаще всего смолистые отложения просто выжигают при температуре 550 - 680 °С пропусканием через катализатор воздуха.
Характерной особенностью каталитического крекинга является избирательная активность к различным типам углеводородов, а также высокая скорость протекания реакций, значительно большая, чем при термическом крекинге. Кроме того, здесь активно развиваются процессы изомеризации, обусловливающие особую ценность получаемых продуктов, и особенно бензина.
В результате каталитического крекинга получаются продукты, в которых содержание изоалканов и ароматических углеводородов достигает 55 %, цикланов 20-25 %; алкены и алкадиены, характерные для продуктов термического крекинга и являющиеся основной причиной их низкого качества, составляют всего 5-9 %; общий выход бензиновых фракций достигает 50 % и более.
Целевым
продуктом каталитического
2.Гидрокрекинг. В продуктах термического и даже каталитического крекинга всегда наблюдается недостаток водорода. Это основная причина содержания в них непредельных углеводородов; поэтому и выход бензинов не превышает 40-50 % от исходного сырья.
Гидрокрекинг представляет собой разновидность каталитического крекинга в присутствии водорода. Гидрокрекинг кроме увеличения выхода целевого продукта может быть использован и для гидроочистки продукта, в первую очередь, от серы, что имеет большое значение, особенно при переработке сырья с высоким ее содержанием.
Гидрокрекинг осуществляют при температуре 420-500 °С и давлении 3-10 МПа. Массу исходного сырья вместе с катализатором пропускают через реактор, в который под давлением подается водород.
В результате первой стадии процесса получается обычно широкая фракция с концом кипения 300-350 °С. Этот продукт подвергается дальнейшей обработке, при которой температуру снижают до 380-450 °С, а давление водорода поддерживают на уровне 10 МПа.
В
качестве катализатора используют сульфиды
вольфрама и молибдена, а также
другие соединения, в том числе
на основе платины. Последнюю не применяют
при переработке сырья с
Изменяя режим гидрокрекинга (давление, температуру и объемную скорость подачи реагентов), можно получать необходимые фракционный и групповой химические составы целевого продукта (бензина, реактивного или дизельного топлива). Остаточные продукты переработки можно вводить в процесс повторно.
Гидрокрекинг, в частности, широко используют при получении топлив для турбореактивных двигателей из сернистых мазутов. Сырьем могут быть и бензиновые фракции, тогда целевым продуктом являются сжиженные газы (бутан-пропановые фракции).
Процесс осуществляется под давлением водорода до 25 МПа.
3. Каталитический риформинг. Каталитический риформинг предназначен для повышения октанового числа прямогонных бензиновых фракций путём химического превращения углеводородов, входящих в их состав, до 92-100 пунктов. Процесс ведётся в присутствии алюмо-платино-рениевого катализатора. Повышение октанового числа происходит за счёт увеличения доли ароматических углеводородов. Научные основы процесса разработаны нашим соотечественником - выдающимся русским химиком Н.Д.Зелинским в начале ХХ века.
Выход высокооктанового компонента составляет 85-90% на исходное сырьё. В качестве побочного продукта образуется водород, который используется на других установках НПЗ, которые будут описаны ниже.
Мощность установок риформинга составляет от 300 до 1000 тыс. тонн и более в год по сырью.
Оптимальным
сырьём является тяжёлая бензиновая
фракция с интервалами кипения 85-180°С.
Сырьё подвергается предварительной гидроочистке
- удалению сернистых и азотистых соединений,
даже в незначительных количествах необратимо
отравляющих катализатор риформинга.
Установки риформинга существуют 2-х основных типов - с периодической и непрерывной регенерацией катализатора - восстановлением его первоначальной активности, которая снижается в процессе эксплуатации.
Процесс осуществляется при температуре 500-530°С и давлении 18-35 атм (2-3 атм на установках с непрерывной регенерацией). Основные реакции риформинга поглощают существенные количества тепла, поэтому процесс ведется последовательно в 3-4 отдельных реакторах, объёмом от 40 до 140 м3, перед каждым из которых продукты подвергаются нагреву в трубчатых печах. Выходящая из последнего реактора смесь отделяется от водорода, углеводородных газов и стабилизируется. Полученный продукт - стабильный риформат охлаждается и выводится с установки.
При регенерации осуществляется выжиг образующегося в ходе эксплуатации катализатора кокса с поверхности катализатора с последующим восстановлением водородом и ряд других технологических операций. На установках с непрерывной регенерацией катализатор движется по реакторам, расположенным друг над другом, затем подаётся на блок регенерации, после чего возвращается в процесс.
Установки вторичной переработки нефти
Каталитический риформинг Л-35-11/300 и ЛЧ-35-11/1000
ТНК-ВР
эксплуатируется две установки
каталитического риформинга Л-35-
11/300 и ЛЧ-35-11/1000, работающие на жестком
режиме с периодической регенерацией
катализатора.
Внедрение
эффективных катализаторов является наименее
затратным способом повышения качества
продуктов, эксплуатационных показателей
и рентабельности установки, поэтому при
очередных перегрузках отечественные
катализаторы были заменены на зарубежные
(R-56 фирмы ЮОПи). Достигнутые результатаы
по выходу и качеству риформата позволили
ТНК-ВР освоить производство товарных
неэтилированных бензинов АИ-80эк, АИ-92эк,
АИ-95эк с улучшенными экологическими свойствами,
отвечающих европейским нормам EN-228.
Таким образом, перевод установок риформинга на новый катализатор позволил приступить к выполнению Московской городской программы "Повышение экологической безопасности автотранспортного комплекса г. Москвы".
Гидроочистка дизельного топлива 24-5, ЛЧ-24-2000
Установки
производили малосернистое
Энергосберегающие технологии применяемые компанией ТНК-BP
ТНК-ВР приняла программу повышения энергоэффективности с совокупным экономическим эффектом $321 млн. в 2011-2013 годах. Реализация программы обеспечит последовательный рост экономии потребляемой электроэнергии, которая составит в 2011 году 4,6%, 8,3% в 2012 году и 11,7% в 2013 году.
Эта экономия будет достигнута за счет комплекса мер (прежде всего, в сфере разведки и добычи), направленных на внедрение новых технологий, оптимизацию существующих процессов и модернизацию инфраструктуры.
Ключевыми
направлениями программы
В
2011 году в рамках программы испытания
новой техники и технологий запланировано
приобретение различных видов
Кроме того, ТНК-ВР планирует направить $37 млн. на реализацию проектов по ограничению водопритока на действующем фонде скважин. Из этой суммы $26 млн. будут направлены на реализацию пилотных проектов, $11 млн. – на тиражирование проектов, уже продемонстрировавших эффективность.
Планы
повышения энергоэффективности
также предусматривают
«Использование
новых энергосберегающих
Охрана недр и окружающей среды