Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:32, курсовая работа
Легковые автомобили являются пассажирским транспортным средством, предназначенным для перевозки пассажиров и малогабаритных грузов.
В основе классификации современных легковых автомобилей лежат следующие признаки: рабочий объем цилиндров двигателя; количество ведущих колес; тип и назначение кузова.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СЦЕПЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2106 5
1.1 Общее устройство техническая характеристика ВАЗ-2106 5
1.2 Назначение сцепления 5
1.3 Типы сцеплений 6
1.4 Особенности конструкции сцепления ВАЗ-2106 8
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 9
2.1 Нормативные рекомендации по техническому обслуживанию 9
2.2 Регулировка привода выключения сцепления 10
2.3 Прокачка Гидропривода сцепления 10
3. РЕМОНТ СЦЕПЛЕНИЯ 12
3.1 Снятие и установка сцепления 12
3.2 Контроль сцепления 12
3.3 Снятие и установка рабочего и главного цилиндров привода сцепления 13
3.4 Разборка, контроль, ремонт и сборка главного и рабочего цилиндров 13
3.5 Проверка главного цилиндра привода сцепления на стенде 14
3.7 Возможные неисправности, их причины и способы устранения 15
4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТО И ТР 18
4.1 Общие требования 18
4.2 Производственная санитария 22
4.3 Противопожарные мероприятия 23
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СЦЕПЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2106 5
1.1 Общее устройство
техническая характеристика
1.2 Назначение сцепления 5
1.3 Типы сцеплений 6
1.4 Особенности
конструкции сцепления ВАЗ-
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
2.1 Нормативные рекомендации по техническому обслуживанию 9
2.2 Регулировка привода выключения сцепления 10
2.3 Прокачка Гидропривода сцепления 10
3. РЕМОНТ СЦЕПЛЕНИЯ 12
3.1 Снятие и установка сцепления 12
3.2 Контроль сцепления 12
3.3 Снятие и
установка рабочего и главного
цилиндров привода сцепления 1
3.4 Разборка, контроль, ремонт и сборка главного и рабочего цилиндров 13
3.5 Проверка главного цилиндра привода сцепления на стенде 14
3.7 Возможные неисправности,
их причины и способы
4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТО И ТР 18
4.1 Общие требования 18
4.2 Производственная санитария 22
4.3 Противопожарные мероприятия 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Легковые автомобили являются пассажирским транспортным средством, предназначенным для перевозки пассажиров и малогабаритных грузов.
В основе классификации современных легковых автомобилей лежат следующие признаки: рабочий объем цилиндров двигателя; количество ведущих колес; тип и назначение кузова.
Основу отечественного парка легковых автомобилей составляют автомобили Волжского автомобильного завода в г.Тольятти (ВАЗ). Это выпускавшиеся ранее заднеприводные автомобили малого класса "Жигули" ВАЗ-2101, -2103 и их модификации. Современные заднеприводные автомобили "Жигули" выпускаются с кузовом типа "седан" ВАЗ-2105, -2106 и -2107 с модификациями, с кузовом типа "универсал" ВАЗ-2104, грузопассажирские полноприводные автомобили повышенной проходимости ВАЗ-2121 "Нива" и переднеприводные автомобили "Спутник" ВАЗ-2108, -2109 и -21099 и т.д.
Автомобили ВАЗ рассчитаны на эксплуатацию в различных климатических условиях при температурах окружающей среды -40...+50 °С. Они могут работать в средних широтах, в условиях Крайнего Севера и в странах с тропическим климптом. Эти автомобили являются базовыми моделями, т.е. основными среди семейств автомобилей , собираемых главным образом из одинаковых агригатов. На основе каждой базовой модели выпускают ряд ее модификацй, удовлетворяющих определенным требованиям и условиям эксплуатации и таким образом отличающих модификации от базовой модели.Особенностями каждого семейства рассматриваемых автомобилей ВАЗ являются их компановка, высокая степень унификаций деталей, узлов, агрегатов и отсутствие точек смазывания шасси, благодаря чему сокращаются время и трудоемкость технического обслуживания.
Каждая базовая модель автомобилей имеет свое обозначение (индексацию). Обозначение состоит из букв, показывающее предприятие-изготовитель (ВАЗ - Волжский автомобильный завод), и четырех цифр, где первые две цифры (21) обозначают класс и тип автомобиля (малый класс, легковой), а третья и четвертая - номер модели (21-я, 5-я и т.д.). Модификации базовой модели имеют пятую цифру, означающую порядковый номер
модификации. Кроме индекса, базовой модели и ее модификациям присваевается так же название ("Нива", "Жигули" и т.д.).
Автомобили ВАЗ имеют высокую конструктивную безопасность: активную, пассивную (внутреннюю, внешнюю), экологическую.
Активную безопасность автомобилей
(свойство предотвращать дорожно-
Пассивную (внутреннюю и внешнюю) безопасность
автомобилей (свойство уменьшать тяжесть
последствий дорожно-
Экологическая безопасность автомобилей (свойство уменьшать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, водителю и окружающей среде) обеспечивается конструкцией отдельных систем, механизмов и их элементов, снижающих создаваемый автомобилями шум и уменьшающих токсичность отработавших газов.
К основным направлениям развития конструкций легковых автомобилей следует отнести: переход на выпуск автомобилей:
• переднеприводных с уменьшенной массой (за счет применения пластмасс, более тонкого проката и проката из сплавов на основе алюминия),
• снабженных двигателями с рабочим объемом до 1,8 л.
Уменьшение массы
Однако все эти
Цель: Соотнести теоретические знания с практическими умениями по Т.О. и ремонту сцепления ВАЗ-2106.
Задачи:
1. Проанализировать техническую литературу.
2. Освоить технологический процесс по Т.О. и ремонту сцепления
3. На практике освоить безопасные приемы труда по ремонту сцепления ВАЗ-2106.
1 СЦЕПЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2106
1.1 Общее устройство техническая характеристика ВАЗ-2106
ВАЗ-2106 "Жигули" — малолитражный легковой автомобиль, малого класса, общего назначения, дорожной проходимости, служит для перевозки пассажиров. Автомобиль предназначен для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием, может эксплуатироваться и на грунтовых дорогах, способен преодолевать подъемы крутизной до 20° (36 %).
Полезная нагрузка автомобиля 400 кг, вместимость 5 чел. На усовершенствованных дорогах автомобиль может работать с прицепом массой 300 кг, не оборудованным тормозами, или с прицепом массой 600 кг, оборудованном тормозами.
Автомобиль — эаднеприводный, с передним продольным расположением двигателя, имеет закрытый четырехдверный, трехобъемный несущий кузов типа "седан" и колесную формулу 4×2 (задние колеса ведущие).
Автомобиль включает в себя три основные части (Приложение 1): двигатель 1, кузов 3 и шасси. Двигатель является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Кузов является салоном с багажным отделением для размещения и защиты людей и грузов. Шасси представляет собой совокупность систем и механизмов, обеспечивающих движение и управление автомобилем. Шасси включают в себя: трансмиссию 7 и 9, мосты 6, подвески 5 и 11, колеса 10, рулевое управление 2 и тормозные системы 4 и 8.
Сцепление представляет собой элемент трансмиссии, передающий под действием сил трения крутящий момент от двигателя на трансмиссию и имеющий устройство для кратковременного их разъединения. Сцепление обеспечивает плавное трогание автомобиля, безударное переключение передач, предотвращает воздействие на трансмиссию больших динамических нагрузок, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя или ведущих колес автомобиля. Крутящий момент двигателя в сцеплении не преобразуется, а при проскальзывании сцепления происходят потери энергии двигателя.
По характеру работы различают
постоянно замкнутые или
По характеру связи между ведущими и ведомыми элементами различают:
• фрикционные сцепления, передающие крутящий момент во включенном состоянии за счет сил трения; гидравлические (гидромуфты), в которых используется кинетическая энергия жидкости (Приложение 2, а); электромагнитные, работающие на основе магнитного взаимодействия ведущих и ведомых элементов (рисунок 1.2, б), в том числе порошковые, в которых используется сила трения, возникающая при движении порошка железа (ферронаполнителя) в магнитном поле.
По числу ведомых дисков фрикционные сцепления могут быть
• однодисковыми;
• двухдисковыми (Приложение.3);
• многодисковыми (с числом ведомых дисков три и более).
Многодисковые сцепления применяются редко в случае необходимости передачи очень большого крутящего момента на большегрузных автомобилях.
По состоянию поверхностей трения различают:
• сухое сцепление, у которого для создания сил трения используется сухое трение между ведущими и ведомыми дисками;
• мокрое сцепление, когда для создания сил трения используются ведущие и ведомые диски, работающие в жидкости.
На автомобилях марок «ВАЗ», «ГАЗ», «ЗИЛ», «Урал», «КамАЗ» применяют сухие одно- и двухдисковые сцепления. В планетарных коробках передач в качестве блокировочных фрикционов или тормозных фрикционов используют многодисковые мокрые сцепления.
По способу создания нажимного усилия различают:
• центробежные сцепления, в которых прижатие ведущих и ведомых дисков осуществляется за счет центробежных сил (Приложение 4, а);
• сцепления с центральной пружиной, в которых прижатие ведущих и ведомых дисков осуществляется одной или несколькими винтовыми пружинами, расположенными концентрично относительно оси вращения сцепления (Приложение 4, б);
• сцепления с мембранной пружиной, в которых прижатие ведомых и ведущих дисков осуществляется посредством тарельчатой пружины специальной формы (Приложение 4, в);
• сцепления с периферийными пружинами, в которых прижатие ведомых и ведущих дисков осуществляется посредством цилиндрических пружин, расположенных по периферии (см. Приложение 3).
Центробежные сцепления устанавливались ранее на некоторых зарубежных грузовых автомобилях и ряде отечественных автомобилей. Сцепление с центральной цилиндрической пружиной использовалось в автомобилях марки «Татра». Сцепление с центральной конической пружиной используется на грузовых автомобилях. Сцепление с мембранной пружиной применяется на легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой грузоподъемности.
По типу привода различают: сцепления с механическим и гидравлическим приводами. Механический привод содержит только механические элементы. В гидравлическом приводе усилие передается с помощью гидросистемы.
По наличию и типу усилителя привода различают:
• сцепления с пружинным усилителем (сервопружиной);
• с пневматическим усилителем, работающим с использованием энергии сжатого воздуха;
• с вакуумным усилителем, работающим с использованием энергии разрежения, возникающего во впускном трубопроводе двигателя;
• с гидравлическим усилителем, работающим с использованием энергии жидкости, находящейся под давлением.
1.4 Особенности конструкции сцепления ВАЗ-2106
На автомобиле установлено
однодисковое, сухое, постоянно замкнутое
сцепление с центральной
Ведущая часть сцепления — неразборный узел, включает в себя кожух 18 (Приложение 5) сцепления, нажимной диск 4 и диафрагменную нажимную пружину 2. Кожух сцепления прикреплен к маховику 6 установочными штифтами и болтами 8. Нажимной диск 4 соединен с кожухом 18 тремя парами стальных пластин, каждая из которых одним концом приклепана к кожуху, а другим — к нажимному диску. Через фиксаторы нажимной диск соединен с наружной кромкой диафрагменной пружины 2, которая опирается на два кольца 17круглого сечения, неподвижно закрепленных на кожухе ступенчатыми заклепками 3. Ведомый диск 5 стальной, имеет прорези, которые делят его на двенадцать секторов, отогнутых в разные стороны. К секторам диска, независимо друг от друга, прикреплены заклепками фрикционные накладки. Для гашения крутильных колебаний ведомый диск соединен со ступицей при помощи гасителя крутильных колебаний (демпфера).
Привод выключения сцепления гидравлический. Он состоит из главного цилиндра 1 (Приложение 6), цилиндра 10 (Приложение 7) выключения сцепления, вилки 3 и подшипника 1 выключения сцепления, резервного бачка и педали сцепления с ервопружиной. Бачок и цилиндр привода соединены между собой трубопроводами.
Для предупреждения неисправностей и повышения срока службы автомобиля он подвергается планово-предупредительному техническому обслуживанию, которое включает в себя смазку, проверку и регулировку узлов автомобиля через определенный пробег.