Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:53, шпаргалка
(1) Глобальные и региональные экологические проблемы.
(2) Учение В. И. Вернацкого о биосфере.
(3) 3 основные проблемы охраны окружающей среды
(5) Социально-политические, экономические, здравоохранительные и педагогические аспекты о.о.с.
(6) Международное сотрудничество в области о.о.с.
(7) Законы экологии (4 закона)
(8) Классификация природных ресурсов
(9) Охрана природы как наука о рациональном природопользовании и методы охраны о.с.
(10) Классификация и основные характеристики загрязнений окружающей среды
(11) Структура атмосферы
(12) Основные нормативные показатели природной среды
(13) Источники загрязнения атмосферы
(14) Влияние загрязняющих веществ на организм человека
(15) Меры по оздоровлению воздушной среды
(16) Способы снижения вредных выбросов в атмосферу
Минеральные
ресурсы — это все пригодные для употребления
вещественные составляющие литосферы.
Минеральное сырье может быть рудным (из
него извлекаются металлы), нерудным (извлекаются
неметаллические компоненты) или используются
как строительные материалы.
Энергетическими
ресурсами называют совокупность энергии
Солнца и Космоса, атомно-энергетических,
топливно-энергетических, термальных
и других источников энергии. Если же минеральные
богатства используются как топливо (уголь,
нефть, газ) и одновременно как источник
энергии в двигателях для получения электричества,
то их называют топливно-энергетическими
ресурсами.
— водные ресурсы — количество подземных и поверхностных вод, которые могут быть использованы для различных целей в хозяйстве;
— гидроэнергетические ресурсы — те, которые способна дать река, приливно-отливная деятельность океана и т. п.;
— ресурсы фауны — количество обитателей вод, лесов, отмелей, которые может использовать человек, не нарушая экологического равновесия;
—
полезные ископаемые (рудные, нерудные,
топливно-энергетические) — природное
скопление минералов в земной коре, которое
может быть использовано в хозяйстве,
а скопление полезных ископаемых образует
их месторождения, запасы которых должны
иметь промышленное значение.
(9)
Охрана природы как
наука о рациональном
природопользовании
и методы охраны о.с.
Основными задачами
рационального
1) Удовлетворение
постоянно растущих
2) Создание условий для расширенного воспроизводства естественных ресурсах путём улучшения состояния природной среды.
3) Экономия общественного
труда благодаря постоянному
повышению эффективности
4) Рациональное
и экономное использование
5) Целенаправленное
преобразование ландшафта.
Методы охраны природы можно разделить на 4 группы:
1) Активные (экономические)
2) Пассивные
(производственно-
3) Прямые (нормативные)
4) Косвенные
(просветительные)
Важнейшие принципы природопользования:
1) Предвиденье и мах. возможное предотвращение негативных последствий природопользования.
2) Соблюдение
целесообразных экономически
3) Уменьшение
или устранение потерь при добычи ископаемых
и их переработки.
(10)
Классификация и
основные характеристики
загрязнений окружающей
среды
Загрязнение среды
– сложный процесс, связанный
с деятельностью человека. Загрязнение
– изменение природной среды (атмосферы,
воды) в результате наличия в ней примесей.
При этом различают загрязнения: антропогенные
– вызванные деятельностью человека и
естественные – вызванные природными
процессами. Естественные загрязнения
вызваны катастрофическими причинами
(извержение вулканов, цунами).
К антропогенным загрязнениям относят:
1) Теплоэнергетика (27% загрязнений)
2) Чёрная металлургия (24% загрязнений)
3) Нефтедобывающая
и нефтехимическая
4) Автотранспорт (13% загрязнений)
5) Цветная металлургия (10% загрязнений)
6) Производство
стройматериалов (8% загрязнений)
Виды природных загрязнений:
1) Механические (твёрдые частицы, пыть, всякие предметы в воде и почве)
2) Химические (различные хим. элем. поступающие в биосферу, взаимодействуют с её компонентами)
3) Физические загрязнения (тепловая, механическая – шум, вибрации, ультразвук; световая – ультрафиолет, инфракрасный свет)
4) Биологические
загрязнения (все
Группы природных загрязнений:
1) Материальные
загрязнения (механические и
2) Энергетические
загрязнения (физические и
(11)
Структура атмосферы
ТРОПОСФЕРА –
Нижняя часть атмосферы, до высоты 10-15
км, в которой сосредоточено 4/5 всей массы
атмосферного воздуха. В тропосфере содержится
почти весь водяной пар атмосферы и возникают
облака. В среднем тропосфера простирается
над полюсами до высоты около 9 км, над
умеренными широтами до 10-12 км и над экватором
до 15-17 км.
СТРАТОСФЕРА – Над тропосферой до высоты 50-55 км лежит стратосфера, характеризующаяся тем, что температура в ней в среднем растет с высотой. Переходный слой между тропосферой и стратосферой носит название тропопаузы. Температура воздуха в нижней стратосфере над экватором всегда очень низкая; притом летом много ниже, чем над полюсом.
МЕЗОСФЕРА – Над стратосферой лежит слой мезосферы, примерно до 80 км. Здесь температура с высотой падает до нескольких десятков градусов ниже нуля. На высотах, близких к верхней границе мезосферы (75-90 км), наблюдаются еще особого рода облака, также освещаемые солнцем в ночные часы, так называемые серебристые. Наиболее вероятно, что они состоят из ледяных кристаллов.
ТЕРМОСФЕРА – Верхняя
часть атмосферы, над мезосферой, характеризуется
очень высокими температурами и потому
носит название термосферы. В ней различаются,
однако, две части: ионосфера, простирающаяся
от мезосферы до высот порядка тысячи
километров, и лежащая над нею внешняя
часть - экзосфера, переходящая в земную
корону. Воздух в ионосфере чрезвычайно
разрежен.
ИОНОСФЕРА – характеризуется
очень сильной степенью ионизации воздуха
- содержание ионов здесь во много раз
больше, чем в нижележащих слоях, несмотря
на сильную общую разреженность воздуха.
Эти ионы представляют собой в основном
заряженные атомы кислорода, заряженные
молекулы окиси азота и свободные электроны.
ЭКЗОСФЕРА – Атмосферные
слои выше 800-1000 км выделяются под названием
экзосферы (внешней атмосферы). Скорости
движения частиц газов, особенно легких,
здесь очень велики, а вследствие чрезвычайной
разреженности воздуха на этих высотах
частицы могут облетать Землю по эллиптическим
орбитам, не сталкиваясь между собою. Отдельные
частицы могут при этом иметь скорости,
достаточные для того, чтобы преодолеть
силу тяжести.
(12)
Основные нормативные
показатели природной
среды
Нормативным показателям
природной среды является предельно
допустимая концентрация (п.д.к). этот показатель
создан для защиты человека от воздействия
на него вредных веществ. Сегодня
для любого хим. в-ва или соединения
п.д.к устанавливает измерения в мг/м в
кубе. В последнее время получили распространение
такие понятия как предельно допустимый
выброс (в атмосферу), предельно допустимый
сброс (в воду).
Для того чтоб защитить
человека от вредных воздействий физических
загрязнений был придуман предельно допустимый
уровень (п.д.у). В случаях радиационной
опасности используется предельно допустимая
доза. Когда появляются новые производственные
и технические методы и происходит выделение
новых вредных веществ, пользуются нормами
безопасного уровня воздействия вредных
веществ. Они устанавливаются по аналогии
с веществами, подобного воздействия для
которых значение п.д.к. установлено и
действует о.б.у.в до тех пор, пока не будут
установлены п.д.к для новых вредных веществ.
(13)
Источники загрязнения
атмосферы
В настоящее
время «основной вклад» в загрязнение
атмосферного воздуха вносят: теплоэнергетика
(тепловые и атомные электростанции,
промышленные и городские котельные
и др.), далее предприятия черной
металлургии, нефтедобычи и нефтехимии,
автотранспорт, предприятия цветной металлургии
и производство стройматериалов.
Автотранспорт
является огромным поставщиком в
атмосферу СО (угарного газа). Если используется
этилированный бензин, то помимо СО
в выхлопных газах содержится свинец,
диоксид серы (СО2), оксид углерода (NO2),
3-4 бензопелен и также сажистые частицы.
Автотранспорт является источником повышенного
шума, а также в меньшей мере источником
тепловой энергии и вибрации. Самым неблагоприятным
является тот факт, что все газообразные
в-ва находящиеся в выхлопных газах поступают
о в окружающую среду на уровне дыхания.
Их воздействие на организм человека является
непосредственным.
Тепловые и
атомные электростанции. Котельные
установки. В процессе сжигания твердого
или жидкого топлива в атмосферу выделяется
дым, содержащий продукты полного (диоксид
углерода и пары воды) и неполного (оксиды
углерода, серы, азота, углеводороды и
др.) сгорания. Объем энергетических выбросов
очень велик. Так, современная теплоэлектростанция
мощностью 2,4 млн кВт расходует в сутки
до 20 тыс. т угля и выбрасывает в атмосферу
за это время 680 т S02 и S03, 120— 140 т твердых
частиц (зола, пыль, сажа), 200 т оксидов азота.
Черная и цветная
металлургия. При выплавке одной
тонны стали в атмосферу выбрасывается
0,04 т твердых частиц, 0,03 т оксидов серы
и до 0,05 т оксида углерода, а также в небольших
количествах такие опасные загрязнители,
как марганец, свинец, фосфор, мышьяк, пары
ртути и др. В процессе сталеплавильного
производства в атмосферу выбрасываются
парогазовые смеси, состоящие из фенола,
формальдегида, бензола, аммиака и других
токсичных веществ. Значительные выбросы
отходящих газов и пыли, содержащих токсичные
вещества, отмечаются на заводах цветной
металлургии при переработке свинцово-цинковых,
медных, сульфидных руд, при производстве
алюминия и др.
Химическое производство.
Выбросы этой отрасли хотя и невелики
по объему (около 2% всех промышленных выбросов),
тем не менее, ввиду своей весьма
высокой токсичности, значительного
разнообразия и концентрированности,
представляют значительную угрозу для
человека и всей биоты. На разнообразных
химических производствах атмосферный
воздух загрязняют оксиды серы, соединения
фтора, аммиак, нитрозные газы (смесь оксидов
азота), хлористые соединения, сероводород,
неорганическая пыль и т. п.).
(14)
Влияние загрязняющих
веществ на организм
человека
СО попадая в организм человека легко взаимодействует с гемоглобином крови образуя устойчивые соединения и таким образом снижается уровень содержания кислорода в организме человека. При высоких концентрациях СО могут иметь место летальные исходы.
СО2 – его
влияние на человека проявляется
вследствие парникового или тепличного
эффекта.
SО2 – воздействует
на человека в зависимости от его концентрации.
Если она не превышает 35 мг/м в кубе, в этом
случае SО2 воздействует на слизистую оболочку
верхних дыхательных путей. Если концентрация
повышается до 50 мг/м в кубе и выше, то наблюдается
воздействие SО2 на слизистую оболочку
глаз. Если человек вдыхает даже незначительные
концентрации SО2, у него модет развиться
бронхит, который в последствии может
трансформироваться в серьезное заболевание
– астму.
H2S – в больших количествах
это яд. Постоянно воздействуя даже в малых
концентрациях влияет на самочувствие
человека, приводит к заболеванию сердца,
а также к заболеванию нервной системы
и коньюктивитам.
3-4 бензопелен
– канцерогенное соединение, попадая
в организм человека
Оксиды азота,
попадая в человеческий организм,
провоцируют болезни – эмфизема лёгких
(вздутие). Также они разрушают нервную
систему (N2O5) и воздействуют на работу
сердца.
(15)
Меры по оздоровлению
воздушной среды
1. Механизация и
автоматизация производственных процессов,
дистанционное управление ими. Эти мероприятия
имеют большое значение для защиты от
воздействия вредных веществ, теплового
излучения, особенно при выполнении
тяжелых работ. Автоматизация процессов,
сопровождающихся выделением вредных
веществ, не только повышает производительность,
но и улучшает условия труда, поскольку
рабочие выводятся из опасной зоны.
2. Применение технологических
процессов и оборудования, исключающих
образование вредных веществ или попадание
их в рабочую зону. При проектировании
новых технологических процессов и оборудования
необходимо добиваться исключения или
резкого уменьшения выделения вредных
веществ в воздух производственных помещений.
Этого можно достичь, например, заменой
токсичных веществ нетоксичными, переходом
с твердого и жидкого топлива на газообразное;
применением пылеподавления водой (увлажнение)
при измельчении и транспортировке материалов
и т. д.
Информация о работе Шпаргалка по "Экологии на автотранспорте"