Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Работа состоит из  1 файл

ekologia-otvety.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

39) Экологическая экспертиза принципы и объекты.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной  экологической опасности любой  намечаемой хозяйственной и иной деятельности (такой подход является новым для российского права и означает необходимость возложения бремени доказывания экологической опасности объекта не на экспертов, а на авторов проекта);

обязательности  проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации проекта (финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам должно производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы);

комплексности оценки воздействия на окружающую среду и его последствий (должны учитываться ближайшие и отдаленные экологические, экономические, социальные, демографические, нравственные последствия деятельности объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения, требования экологической безопасности);

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу (в противном  случае экологическая экспертиза не сможет выполнить задачи определения  допустимости реализации объекта и профилактики загрязнения среды);

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих  полномочий (заинтересованность экспертов  в тех или иных ее выводах, не связанных  с охраной природной среды, может  свести на нет ее значение как обязательной меры охраны благоприятных условий проживания);

научной обоснованности, объективности и законности заключений (эти требования закона должны быть положены в основу каждого заключения экологической экспертизы – как  государственной, так и общественной);

гласности, участия  общественных объединений, учета общественного  мнения (ради настоящего и будущего благополучия граждан и организуется экспертиза, поэтому подключение  к ней граждан является естественным, требующим нередко правового  оформления);

Объекты уровня субъектов Федерации включают прогнозы развития и размещения производительных сил субъектов Российской Федерации, проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, все виды градостроительной документации, проекты рекультивации земель, проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, в том числе проекты лесоустройства, охотоустройства.

40) Экологические системы. Типы систем. Равновесие и устойчивость экосистем.

Экосистема - биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, составляющими живую компоненту системы, биоценоз. Для пруда как экосистемы характерны донные отложения определенного состава, химический состав (ионный состав, концентрация растворенных газов) и физические параметры (прозрачность воды, тренд годичных изменений температуры), а также определённые показатели биологической продуктивности, трофический статус водоёма и специфические условия данного водоёма. Экосистема может быть описана комплексной схемой прямых и обратных связей, поддерживающих гомеостаз системы в некоторых пределах параметров окружающей среды[4]. Таким образом, в некоторых пределах экосистема способна при внешних воздействиях поддерживать свою структуру и функции относительно неизменными. Обычно выделяют два типа гомеостаза: резистентный — способность экосистем сохранять структуру и функции при негативном внешнем воздействии (см. Принцип Ле Шателье — Брауна) и упругий — способность экосистемы восстанавливать структуру и функции при утрате части компонентов экосистемы

41) Экологические стандарты в области охраны окружающей среды.

Евро-1 — экологический  стандарт, регулирующий содержание вредных  веществ в выхлопных газах. Был  введен в Евросоюзе в 1992. Заменен  стандартом Евро-2 в 1995.

оксида углерода (CO) —  не более 2,72г/км (грамм на километр пути)

углеводородов (СН) —  не более 0,72 г/км

оксидов азота (NO) — не более 0,27 г/км

Евро-2 — экологический  стандарт, регулирующий содержание вредных  веществ в выхлопных газах. Введён в Евросоюзе, как замена Евро-1, в 1995 году. Заменен стандартом Евро-3 в 1999 году.

Евро-3 — экологический  стандарт, регулирующий содержание вредных  веществ в выхлопных газах  транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями. Был  введён в Евросоюзе в 1999 и заменён  стандартом Евро-4 в 2005.

Все транспортные средства, произведённые или ввезённые в Россию начиная с 1 января 2011, должны удовлетворять требованиям стандарта Евро-3. В Казахстане также с 1 января 2011 года.[1][2][3][4]

Модификация конструкции  автомобиля, удовлетворяющего требованиям  Евро-2, под стандарт Евро-3 обычно приводит к изменению системы выпуска и системы управления двигателем. При этом обычно снижается мощность двигателя автомобиля, поэтому для компенсации этого снижения как правило производят дополнительные доработки, повышающие мощность, такие как увеличение степени сжатия.

Евро 4 — экологический  стандарт, регулирующий содержание вредных  веществ в выхлопных газах.

Введен в Евросоюзе  в 2005. В 2009 году вступил в силу новый  стандарт — Евро-5.

Все транспортные средства, произведённые или ввезённые в Казахстан начиная c 1 января 2014 года., должны удовлетворять требованиям стандарта Euro IV.[1][2][3][4]. В России с 1 января 2012 года.

Евро-5 — экологический  стандарт, регулирующий содержание вредных  веществ в выхлопных газах.

Стандарт обязателен для всех новых грузовых автомобилей продаваемых в Евросоюзе с октября 2008. Для легковых автомобилей с 1 сентября 2009.

Международная организация ISO начала функционировать 23 февраля 1947 г. как добровольная, неправительственная  организация. Она была учреждена на основе достигнутого на совещании в Лондоне в 1946 г. соглашения между представителями 25-ти индустриально развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов. ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

42) Экологические  страхование. Объекты экологического  страхования. Разделы договора  экологического страхования возмещения.

Экологическое страхование — добровольное и обязательное государственное страхование юридических лиц и граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

 

Примером такого страхования  служит страхование ответственности владельцев танкеров за загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами — ТОВАЛОП.

К объектам экологического страхования относятся :

 

   *   риск гражданской  ответственности страхователя за  загрязнение окружающей природной  среды, выражающейся в предъявлении ему третьими лицами ( физическими или юридическими ) в соответствии с нормами гражданского права имущественных претензий, которые удовлетворяются в соответствии с договором о страховании за счет страховых платежей;

  * подлежащие возмещению  убытки, которые несет страхователь в связи с загрязнением окружающей природной среды на территории действия договора страхования ;

   *жизнь, здоровье  или имущество страхователя или  других лиц, определенных договором  страхования.

Субъектами экологического страхования являются страховщик и страхователь.

43) Экологические  требования и природоохранные  мероприятия.

Различают непосредственные, перспективные и конечные цели охраны окружающей среды в промышленности.

Непосредственная цель заключается в сохранении и оздоровлении окружающей среды в процессе экономического развития, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Перспективная цель — организация безотходного производства в промышленности. Конечная цель — обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, принцип сочетания экономических и экологических интересов.

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены гл. VII Федерального закона «Об охране окружающей среды». Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в  области охраны окружающей среды  влечет за собой приостановление  по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода  в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Строительство и реконструкция  зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды

44)Экологический  кризис причины, структура, пути  выхода. Экологическая катастрофа.

Экологическим кризисом называют сложившееся в настоящее  время состояние взаимоотношений меж-ду человеческим обществом и окружающей природной средой, в которой человек живет, в которой до преде-ла обострены противоречия между экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения сохранности, качества этой среды для выживания самого общества.

В структуре экологического кризиса, выделяют две стороны –  естественную и социальную.

Естественная сторона  экологического кризиса объединяет в себе признаки деградации, разрушения природной среды:

– глобальное потепление климата, парниковый эффект;

– общее ослабление озонового  слоя Земли; появление озоновых дыр;

– загрязнение атмосферы, образование кислотных дождей, фотохимические реакции с образованием озо-на, перекисных соединений из CnHm;

– загрязнение мирового океана, захоронение в нем высокотоксичных  и радиоактивных отходов (дам-пинг), загрязнение нефтью, нефтепродуктами, пестицидами, ПАВ, тяжелыми металлами, тепловое за-грязнение;

– загрязнение и истощение  поверхностных вод, нарушение баланса между поверхностными и грунтовы-ми водами;

– загрязнение поверхности  земли всем комплексом загрязнителей: ТБО, тяжелыми и радиоактивными элементами, изменение геохимии земли и грунтовых  вод;

– сокращение лесных площадей (сведение лесов ) в результате пожаров, промышленных рубок, потерь уже заготовленной древесины, кислотных дождей, незаконных порубок, вредных насекомых и болез-ней, поражений промышленными выбросами (в том числе – ядерные аварии);

– деградация почв, опустынивание  в результате сведения лесов, нерационального землепользования, за-сухи, перевыпаса скота, нерационального орошения (заболачивание, засоление);

– освобождение существующих и возникновение новых экологических  ниш, заполнение их нежелатель-ными живыми организмами;

– нарушение экологического баланса в глобальных и региональном масштабах, общее перенаселение  планеты и высокая плотность  населения в различных регионах, ухудшение качества среды жизни  в го-родах.

Отдельного рассмотрения заслуживает рост численности человечества на Земле.

Пути выхода из экологического кризиса, в сущности сводятся к необходимости:

1. Сдержать рост населения.

2. Снизить природоемкость  экономики.

45) Экологический  ущерб от загрязнения окружающей  среды.

фактические и возможные  убытки народного хозяйства, связанные с загрязнением окружающей природной среды (включая прямые и косвенные воздействия, а также дополнительные затраты на ликвидацию отрицательных последствий загрязнения). Учитываются также потери, связанные с ухудшением здоровья населения, сокращением трудового периода деятельности и жизни людей ( Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба. Утверждена председателем Госкомэкологии РФ 09.03.99. )

46) Экологический фонд РФ, РТ. Задачи экофонда.

Сферы деятельности субъектов малого предпринимательства, подлежащие контролю (надзору) организации:

  • Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе субъектов малого бизнеса, по исчислению и внесению в бюджеты разных уровней платы за негативное воздействие на окружающую среду.  

Предмет контроля (надзора) является проверка полноты внесения и правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Основные  нормативные документы, регламентирующие деятельность:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. № 7-ФЗ (в ред.);
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4.05.1999 г. № 96-ФЗ (в ред.);
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (в ред.);
  • «Водный кодекс Российской Федерации» от 18.10.1995 г. № 167-ФЗ (в ред.);
  • «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред.);
  • Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2006 г.» от 23.12.2004 г. №189-ФЗ;
  • Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996 г. №115-ФЗ (в ред.);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от   28.08.1992 г. №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в ред.);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред.);
  • Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.06.1997 г. №499 «О совершенствовании структуры Экологического фонда Республики Татарстан» (в ред.);
  • Регламент взаимодействия Управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по республике Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и Экологического фонда Республики Татарстан по вопросам платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный премьер-министром Республики Татарстан 12.08.2005 г.
  • Приложение: Нормативно-правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду  в 2006 году.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"