Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:34, шпаргалка
краткие ответы на вопросы по экологии
Радиоактивное вещество — атомы радиоактивных элементов .
Рассеянные атомы — отдельные атомы элементов, встречающиеся в природе в рассеянном состоянии ( Mn, Co, Zn, Cu, Au, Hg и др.)
Вещество космического происхождения — вещество, поступающее на поверхность Земли из космоса (метеориты, космическая пыль).
Классификация вещества биосферы, предложенная Вернадским, с логической точки зрения не является безупречной, так как выделенные категории вещества частично перекрывают друг друга. Так, вещество космического происхождения одновременно является и косным. Атомы многих элементов являются и радиоактивными и рассеянными одновременно. При этом и атомы радиоактивных элементов, и рассеянные атомы могут входить в состав как живого, так и косного вещества. «Биокосное вещество», то его нельзя рассматривать в качестве особого типа вещества, поскольку оно состоит из двух веществ — живого и косного. По своему характеру это не вещество, а динамическая система, что подчеркивает и сам Вернадский.
Классификацию типов вещества в биосфере В.И. Вернадский строил по нескольким параметрам:
а) по характеру самого вещества (живое или косное);
б) по характеру исходного вещества (выделяются биогенное вещество и косное вещество, в образовании которого жизнь не участвует);
в) по признаку радиоактивности (выделяется вещество, находящееся в радиоактивном распаде);
г) по степени дисперсности молекулярной структуры (выделяется вещество, представленное рассеянными атомами);
д) по признаку
земного или внеземного происхождения
(выделяется вещество космического происхождения).
9) Роль продуцентов и консументов в экосистеме.
Круговорот углерода. Продуценты улавливают углекислый газ из атмосферы и переводят его в органические вещества, консументы поглощают углерод в виде органических веществ с телами продуцентов и консументов низших порядков, редуценты минерализуют органические вещества и возвращают углерод в атмосферу в виде углекислого газа. В Мировом океане круговорот углерода усложнен тем, что часть углерода, содержащегося в мертвых организмах, опускается на дно и накапливается в осадочных породах. Эта часть углерода выключается из биологического круговорота и поступает в геологический круговорот веществ.
Главным резервуаром биологически связанного углерода являются леса, они содержат до 500 млрд. т этого элемента, что составляет 2/3 его запаса в атмосфере. Вмешательство человека в круговорот углерода (сжигание угля, нефти, газа, дегумификация) приводит к возрастанию содержания СО2 в атмосфере и развитию парникового эффекта. Скорость круговорота СО2, то есть время, за которое весь углекислый газ атмосферы проходит через живое вещество, составляет около 300 лет.
Продуценты — автотрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических, используя фотосинтез или хемосинтез (растения и автотрофные бактерии).
Консументы (макроконсументы, фаготрофы) — гетеротрофные организмы
потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов (животные, гетеротрофные растения, некоторые микроорганизмы). Консументы бывают первого порядка (фитофаги, сапрофаги), второго порядка (зоофаги, некрофаги) и т.д.
10)Основные причины разрушения биосферы
1. демографический взрыв; 2. урбанизация населения; 3. производство с/х на основе химизации и мелиорации ( использование так же удобрений); 4. Научно-технический прогресс, рост потребления энергии, промышленной продукции, использование средств транспорта; 5. экологически нерациональное ведение хоз.деятельности и ошибки её планирования; 6. аварии и катастрофы; 7. военные учения и войны; 8. и прочее ( недостаточно развита наука экология и др).
Сейчас в окружающей среде накопилось около 50 тыс. видов химических соединений несвойственных деструкторам экосистем (это отходы пластмасс и тд.).
Более 90% загрязнений воздуха приходится на автотранспорт.
Изменение
климата и резкие колебания погоды. Нарушение
кругооборота многих веществ в природе.
Исчезновение многих видов растений и животных.
Загрязнение почвы, воды и воздуха вредными
токсическими веществами. Значительное
повышение уровня радиации в некоторых
регионах планеты, особенно там, где происходят
военные действия или испытания. Усиление
ультрафиолетового излучения в результате
истощения озонового слоя (до 8% и образования
озоновых дыр.
11)Причины
возникновения кислотных
Кислотный дождь — дождь или снег, подкисленный до рН < 5,6 из-за растворения в атмосферной влаге антропогенных выбросов (оксиды серы, оксиды азота, хлороводород, сероводород).Отрицательное воздействие кислотных дождей на растительность проявляется как в прямом биоцидном воздействии на растительность, так и в косвенном через снижение рН почв. Выпадение кислотных дождей приводит к ухудшению состояния и гибели целых лесных массивов, а также снижению урожайности многих сельскохозяйственных культур. Кроме того, отрицательное воздействие кислотных дождей проявляется в закислении пресноводных водоемов.
Снижение
рН воды вызывает сокращение запасов промысловой рыбы,
деградацию многих видов организмов и всей
водной экосистемы, а иногда и полную биологическую
гибель водоема. Негативные последствия
кислотных дождей зафиксированы в Канаде,
США, Европе, России, Украине, Белоруссии
и других странах.
12Причины и последствия
Озоновый слой—слой атмосферы с наибольшей концентрацией озона (О3) на высоте 20-25 (22-24) км. Содержащееся в озоновом слое количество озона не велико: в приземных условиях атмосферы (при давлении 760 мм и температуре +20°С) он образовал бы слой толщиной всего 3 мм. В атмосфере озон образуется из кислорода под действием ультрафиолетового излучения.
«Озоновая дыра» — значительное пространство в озоносфере планеты с заметно пониженным (до 50% и более) содержанием озона. Считается, что основной причиной возникновения «озоновых дыр» является значительное содержание в атмосфере фреонов.
Фреоны — высоколетучие, химически инертные у земной поверхности вещества, широко применяемые в производстве и быту в качестве хладоагентов (холодильники, кондиционеры, рефрижераторы), пенообразователей и распылителей (аэрозольные упаковки). Фреоны, поднимаясь в верхние слои атмосферы, подвергаются фотохимическому разложению с образованием окиси хлора, интенсивно разрушающей озон.
Истощение
озонового слоя в атмосфере Земли приводит
к увеличению потока ультрафиолетовых
лучей на земную поверхность. Ультрафиолетовые
лучи в небольших дозах необходимы живым
организмам ,в больших дозах губительны,
из-за способности вызывать раковые заболевания
и мутации.
13.Проблемы утилизации промышл и бытовых отходов
Образуются в бытовых условиях. Большая часть их представлена твердыми веществами — ТБО (пластмасса, бумага, стекло, кожа и др.) и пищевыми отбросами. Но они могут быть и жидкими (сточные воды хозяйственно-бытового назначения) и газообразными (выбросы различных газов).
Промышленные
(производственные)
отходы (ОП) — остатки сырья, материалов,
полуфабрикатов, образовавшихся при производстве
продукции или выполнении работ и утратившие
полностью или частично исходные потребительские
свойства. Они бывают твердыми (отходы
металлов, пластмасс, древесина и т.д.), жидкими
(производственные сточные воды, отработанные
органические растворители и т.д.) и газообразными
(выбросы промышленных печей, автотранспорта
и т.д.). В России ежегодно образуется более
120 млн. т промышленных отходов. Промышленные
отходы частью сконцентрированы в отвалах,
терриконах, хвостохранилищах, но в основном,
как и бытовые, из-за недостатка полигонов
захоронения вывозятся на несанкционированные
свалки. Обезвреживается и утилизируется
только одна пятая их часть.
14)Междисциплинарный характер соврем экологии.
Методы экологических исследований. Современная экология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента дает возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями. Связь экологии с другими науками. Экология тесно связана с фундаментальными науками (математикой, физикой,
химией), естественными (биологией, географией, геологией, почвоведением), общественными (экономикой, социологией, политологией, психологией), прикладными (охраной природы, биотехнологией, растениеводством).
Значение
экологии. Экология является теоретическим
фундаментом рационального природопользования
и охраны природы. Экологические знания
используются в сельском, лесном и промысловом
хозяйстве, экономике, медицине, социологии
и т.д. Достижения экологии применяются
при решении глобальных проблем современности:
взаимоотношения общества с окружающей
средой, рационального природопользования
и охраны природы, продовольственного
обеспечения.
15)Понятие «экосистема».
Экосистема
— система живых организмов и окружающих
их неорганических тел, связанных между
собой потоком энергии и круговоротом
веществ. Термин «экосистема» был предложен
английским ученым А. Тенсли (1935), а термин
«биогеоценоз» — российским ученым В.Н. Сукачевым
(1942). «Экосистема» и «биогеоценоз» — понятия
близкие, но не синонимы. Биогеоценоз —
это экосистема в границах фитоценоза.
Экосистема — понятие более общее. Каждый
биогеоценоз — это экосистема, но не каждая
экосистема — биогеоценоз. Единая экосистема
нашей планеты называется биосферой. Биосфера
— экосистема высшего порядка.
16)Проблема
сохранения биологического
Биол.разнообразие биосферы включает разнообразие всех видов живых существ, населяющих биосферу, разнообразие генов, образующих генофонд любой популяции каждого вида, а также разнообразие экосистем биосферы в различных прир зонах. При характеристике разнообразия учитывают такие показатели, как видовое богатство и выравненность распределения особей.
Видовое богатство выр. отношением общего количества видов к общему количеству особей или к единице площади. Сохранение биологического разнообразия — непременное условие сохранения и развития естественных экосистем, существования всей жизни в целом.
Под биол разнообразием биосферы понимают разнообразие всех видов живых организмов, составляющих биосферу, а также все разнообразие генов, образующих генофонд любой популяции каждого вида, а также разнообразие экосистем биосферы в различных природных зонах. К сожалению, в настоящее время всевозможные виды хоз. деятельности человека приводят к снижению биол. разнообразия.
Биосфера теряет биол. разнообразие. В этом закл. одна из экол. опасностей.
Человечество еще мало знает о биол. разнообразии, например, нет еще точных данных о кол-ве видов в биосфере. Специалисты еще не всегда могут определить, какие территории требуют особых мер охраны и организации на них заповедников. Огромно количество малоизученных видов, например в троп. лесах. Для сохранения биоразнообразия необходимо вкладывать средства в его изучение; совершенствовать природопользование, стараясь сделать его рациональным; решать глоб экол. проблемы на международном уровне.