Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:39, лекция
В экологическом образовании детей широко используются словесные методы.
К словесным методам относятся рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. Для результативности использования словесных методов в работе с детьми необходимо сочетать их с наглядными методами.
Тема: Словесные методы экологического образования дошкольников.
В экологическом образовании детей широко используются словесные методы.
К словесным методам относятся рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. Для результативности использования словесных методов в работе с детьми необходимо сочетать их с наглядными методами.
В целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами и явлениями природы используется рассказ воспитателя. Это вид творческой художественной деятельности педагога, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы и размышлять над ними. Основная цель рассказа - создание у детей ярких, точных и конкретных представлений о том или ином объекте или явлении природы.
В работе воспитателю необходимо учитывать основные требования к рассказу (выделила Е.И. Золотова):
- содержание рассказа должно быть достоверно научно, соответствовать реалистическому представлению о том или ином объекте;
- рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоционально насыщенным. Бессюжетные рассказы и большие описания, как правило, не привлекают внимания детей, не запоминаются ими.
- материал необходимо излагать доступно для детей разного возраста, с учетом опыта и интереса дошкольников;
- в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни растений и животных, чтобы он привлекал внимание детей, стимулировал мышление, воображение.
Рассказ воспитателя может использоваться с разными целями:
1) с целью ознакомления с новыми фактами в природе. Такие рассказы необходимо сопровождать демонстрацией наглядного материала. Как правило они используются на занятиях, в познавательных минутках, когда в течение 3-5 минут ведется рассказ о новом;
2) с целью расширения знаний об уже известных явлениях природы, животных и растениях (используется в любых моментах повседневной жизни: на прогулке, в процессе наблюдений, труда в природе и т.п.)
Для активизации восприятия детьми рассказа воспитателя используются такие приемы как интонационная выразительность, введение риторических вопросов, показ иллюстраций. Рассказ воспитателя дети слушают в непринужденной обстановке, часто небольшими подгруппами, что повышает их активность (они спорят, высказывают свои суждения, задают вопросы).
Иногда в работе воспитатель может использовать рассказ-объяснение, который применяется в двух случаях: 1) если нет сопроводительного текста к иллюстрациям, диафильмам; 2) если сопроводительный текст труден для восприятия детей.
Одним из видов творческого рассказывания является составление рассказа-этюда о природе. Он представляет собой небольшой рассказ на предложенную тему, своеобразную словесную зарисовку. При составлении рассказов-этюдов необходимо использовать образец воспитателя, который должен быть кратким, ярким и фиксировать внимание на самом главном.
В работе по экологическому образованию дошкольников используются также рассказы детей о природе. Они направлены на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Выделяется несколько видов рассказов детей о природе (Н.Ф. Виноградова):
1) сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия (наблюдения) или труда в природе. Например: «Как мы устроили цветник»;
2) сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в ходе бесед, чтения книг, рассматривания картин («Что случилось на реке весной»);
3) описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года или описании пейзажной картины («Наш участок зимой и летом»);
4) описательный рассказ о сезоне в целом («Мое любимое время года»);
5) описательный рассказ об отдельном объекте или явлении природы («Ветка сирени»).
Указанная последовательность рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы. Составление сюжетных рассказов о природе дается детям значительно легче, чем составление описательных. В самом начале обучения детей рассказыванию о природе целесообразно использовать образец рассказа воспитателя. В ходе наблюдений, во время прогулок и экскурсий детям задаются вопросы, которые являются своеобразным планом для будущего рассказа.
Одним из способов развития у детей умения строить рассказ является составление коллективного рассказа (используется со средней группы). Детям предлагаются темы, связанные с их опытом (например, «Как мы зимой ходили в парк»). Воспитатель дает готовый сюжет рассказа, а дети добавляют отдельные слова и выражения. Как усложнение используется прием «закончи рассказ». Детей старшего дошкольного возраста педагог учит дополнять сюжетный рассказ описанием (Когда это произошло? Какая была погода? Красиво ли было в парке? и т.п.).
Среди словесных методов следует отметить беседу о природе с детьми. Беседа определяется как целенаправленный организованный разговор с детьми. Ее основная цель – уточнять, закреплять, систематизировать и углублять живым словом представления детей, приобретенные опытным путем (Е.И. Тихеева). Беседа активизирует умственную деятельность детей, их эстетические представления и чувства.
При организации беседы о природе необходимо соблюдать ряд требований: не давать детям удаляться от главной темы; неуклонно вести к конечным выводам, к завершению беседы; не требовать полных ответов - она должна вестись естественно и непринужденно; не злоупотреблять вопросами, лучше использовать краткие указания и напоминания; привлекать к оценке высказываний всех детей, побуждать их самостоятельно задавать вопросы; не прерывать детей без необходимости, относить все замечания и поправки к концу реплики.
Существует несколько подходов к классификации видов бесед.
Исходя из дидактических целей, выделяют следующие виды беседы:
1) установочная (вводная или предварительная). Способствует уточнению опыта детей, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями; помогает воспитателю привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности;
2) сопровождающая: проводится во время наблюдения, рассматривания картин, экскурсий. Помогает всесторонне рассмотреть предмет, установить необходимые связи и добиться правильного восприятия.
3) эвристическая: направлена на установление причин различных явлений природы с помощью рассуждений.
4) итоговая: используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, труда в природе, проведения опытов и т.д. Требует тщательной подготовки воспитателя, большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений о мире природы у детей. Большое значение в ходе проведения итоговой беседы имеет демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, гербарии и т.д.). Проводится в старших группах детского сада.
Структура и методика ведения беседы:
1 часть – начало беседы. Целесообразно начать с конкретных образов, ярких воспоминаний. Используются загадки, стихотворения, рассматривание иллюстраций.
2 часть – ход беседы. Организуется по определенному плану с использованием различных вопросов: репродуктивных, поисковых, проблемных; сравнение предмета по признакам различия и сходства; обсуждение рассматриваемых картин. Возможно использование дидактической игры природоведческого содержания, прослушивание аудиозаписи звуков природы.
3 часть – окончание беседы. Подводится итог беседы, формулируются выводы с участием всех детей.
В экологическом образовании детей немаловажную роль играет детская художественная литература о природе. Она помогает воспитателю обогащать детей знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей, учит эстетическому восприятию окружающего.
Необходимо, прежде всего, использовать литературу, рекомендованную программой детского сада; произведения Бианки, Маршака, Пришвина, Толстого, Ушинского, Пушкина, Есенина и др.
Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех групп – сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.
Детям младших групп лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая демонстрацией иллюстраций. Произведения выбираются небольшие, их чтение следует неоднократно повторить.
В средних и старших группах чтение произведений о природе может предшествовать наблюдению или сопровождать его, может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. Небольшое художественное произведение читается несколько раз подряд, а большое – вначале целиком, затем – лишь основные (узловые) места. Ценным является и такой прием, когда подбирается несколько произведений разных авторов, но об одном и том же событии.
Информация о работе Словесные методы экологического образования дошкольников.