Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:22, курсовая работа
Во все времена отношение людей друг к другу и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развития системы «общество-природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы.
Введение
1. Понятие социально-экологического мониторинга
2. Единая государственная система мониторинга
3. Региональные системы социально-экологического мониторинга
4. Осуществление социально-экономического мониторинга в рамках системы социально-экологического мониторинга
Заключение
Библиографический список литературы
Оценки, основанные на социологических опросах. В составе социальных индикаторов приняты следующие группы оценок общественного мнения: социокультурные установки и взгляды (отношение к частной собственности, представление о социальной справедливости и др.); социальное самочувствие (удовлетворенность различными аспектами жизни, наиболее беспокоящие проблемы и пр.); политические оценки и взгляды ( доверие к политическим лидерам, органам власти); оценки экономической ситуации (производственная и социальная ситуация на предприятии, уровень потребления, оценка материальной обеспеченности); оценки и прогнозы экономических перемен (темпов и результатов реструктуризации); экономические установки и поведение (трудовая и хозяйственная мотивированность, инвестиционное поведение); оценки социальных перемен (отношение к “новым русским”, оценки эффективности социальной поддержки).
Частные статистические индикаторы уровня жизни: среднедушевые реальные доходы населения; средний минимальный потребительский бюджет; прожиточный минимум; среднедушевая покупательная способность. В качестве частных статистических индикаторов социальной напряженности используются следующие: уровень безработицы; уровень застойной безработицы; отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму; уровень преступности.
Частные социологические индикаторы уровня социальной напряженности следующие: доля респондентов, считающих угрозу безработицы наиболее угрожающей проблемой; доля респондентов, считающих рост преступности наиболее угрожающей проблемой; доля респондентов, считающих загрязнение окружающей среды наиболее угрожающей проблемой; доля респондентов, считающих, что терпеть бедственное положение уже невозможно; доля респондентов, с тревогой и обреченностью думающих о завтрашнем дне; доля респондентов, готовых лично участвовать в наиболее радикальных акциях протеста.
При этом организация социологической составляющей социально-экономического мониторинга включает выполнение следующего вида работ: определение и обоснование объема выборочной совокупности; разработка рекомендаций по организации сбора информации; разработка инструментария (пакета анкет) для изучения мнения респондентов и инструкции анкетера.
Важнейшей задачей социологического блока в организации социально-экономического мониторинга является обеспечение информационного взаимодействия населения и органов власти в направлении реализации программ реструктуризации. Изучение общественного мнения является необходимым условием снятия социальной напряженности на наблюдаемой территории. Осуществляется мониторинг общественного мнения путем периодических замеров (панельных исследований) состояния общественного мнения при помощи одной и той же методики на одной и той же выборке (одной и той же генеральной совокупности).
Интервал исследований определяется характером и временным масштабом факторов, воздействующих на общественное мнение. Большинство апробированных методик рассчитано на повторение исследований. Сложнейший характер отражения социально-экономической обстановки на социальном поведении и настроениях населения требует комплексного применения методов социологического анализа и корректных процедур обобщения и обработки данных. Социологический анализ, выполняемый в рамках социально-экономического мониторинга, должен базироваться не только на чисто эмпирических данных, но и на результатах теоретических работ в области социальной психологии и социального управления.
Для разрешения поставленных задач социально-экологический мониторинг должен обеспечить объективное измерение, как минимум, следующих социологических параметров: общая оценка населением социально-экономической ситуации на обследуемой территории; оценка работников деятельности администрации ликвидируемых шахт по решению социальных проблем высвобождаемых работников, т.е. общая оценка их деятельности, мнение о недостатках в работе, уровень доверия руководству; мнение населения муниципального образования об узловых проблемах территории и путях их разрешения, т.е. о номенклатуре данных проблем, степени их относительной важности, приемлемости возможных технологических, экономических и социально-политических путей разрешения.
При этом для обеспечения практической реализуемости социально-экономического мониторинга, его пригодности к решению специфических задач, а также возможности совершенствования и расширения функций необходимо соблюдение общих принципов построения модели, к числу которых относятся:
1. Принцип целевой ориентации. Все структурные звенья модели должны быть направлены на обеспечение экологической безопасности и снижение социально-экономической напряженности в зоне деятельности модели; естественные тенденции к постоянному расширению функций модели в целях удовлетворения задач социального управления должны ограничиваться обоснованными пределами;
2. Принцип системного подхода. Состав структурных звеньев модели должен вписываться в структурно-функциональную схему обеспечения социально-экономической безопасности на наблюдаемой территории;
3. Принцип оперативности. Периодичность предоставления социально-экономической информации должна соответствовать реальным потребностям заказчика;
4. Принцип стандартизации и унификации технического обеспечения и инструментария. В модели в максимально возможном объеме должны применяться стандартизированные и тестированные процедуры сбора, обработки и анализа информации. Техническое обеспечение модели выбирается с учетом местных условий;
5. Принцип связи с общественными организациями. Реальная структура модели должна гарантировать общественности, что измерение социологической информации не сопровождается ее искажением в желательном (даже не явно) заказчику направлении, более того, вся деятельность модели социально-экономического мониторинга способствует обеспечению законных прав граждан, проживающих на территории;
6. Принцип упорядочения доступа к информации. Структура информационных потоков в системе социально-экономического мониторинга и правила доступа к циркулирующей в ней информации устанавливаются в соответствии с законодательством РФ в сфере информации и информатизации, в том числе в вопросах конфиденциальности информации и деятельности СМИ.
Построенная в соответствии с данными принципами модель социально-экономического мониторинга будет способна реализовать как совокупность специфических частных социологических процедур и методов, адаптированных к решаемым задачам, так и некоторые социально-управленческие функции, позволяя определить, какими путями и средствами можно наиболее эффективно добиться требуемого уровня снижения социальной напряженности, сохранить социальный мир.
Практически любое крупномасштабное экологическое бедствие в нашей стране вследствие значительности поражающего воздействия на территории компактного проживания населения быстро начинает препятствовать удовлетворению его нужд и потребностей в должной мере.
В результате этого уровень социально-экологической напряженности увеличивается до уровня грозящего разрушением системы жизнеобеспечения населения региона, т.е. совокупности условий жизнедеятельности людей, позволяющей им достаточным образом удовлетворять свои насущные потребности.
Удовлетворение людьми своих потребностей не должно идти вразрез с мерами по охране природы со стороны различных организаций и сообществ. Люди должны четко осознавать пределы вмешательства в «дела природы». Для этого нужно, чтобы фактически каждый член сообщества мог бы стать причастным к информации о происходящих в природе процессах. Получение этой информации невозможно без рациональной организации и осуществления наблюдения за явлениями природы.
При научном подходе к своему проведению это наблюдение, вкупе с отслеживанием последствий вмешательства людей в окружающую среду, представляет собой не что иное как социально-экологический мониторинг.
Социально-экологический мониторинг следует рассматривать как составную часть системы экологического мониторинга, призванную обеспечить органы государственной власти, общественные организации, граждан объективной информацией о состоянии и тенденциях развития экологической ситуации. Ценность социально-экологического мониторинга заключается, прежде всего, в том, что он позволяет определить эффективность конкретных природоохранных мероприятий.