Сравнительный анализ систем природоохранных территорий Украины и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 02:31, курсовая работа

Описание

Актуальность: учитывая важность природоохранной политики для устойчивого развития стран и регионов, а также стремление Украины стать в ряды благополучных стран мирового и европейского сообщества, очень важны сравнительные изучения этой политики, в том числе и систем природоохранных территорий Украины и других государств Европейского союза.
Цель исследования: получить сравнительную характеристику территориальных природоохранных систем Украины и Германии на основе комплексной оценки их состава и пространственной структуры.

Содержание

Введение: актуальность, цель и задачи изучения
1.Природные и социально-экономические условия Украины и Германии
1.1 Природные и социально-экономические условия Украины
1.2 Природные и социально-экономические условия Германии
2.История и законодательная база природоохранных систем Украины и Германии
2.1 История развития заповедного дела в Украине
2.2 История развития заповедного дела в Германии
2.3 Законодательная база Украины по вопросам охраны природоохранных систем
2.4 Законодательная база Германии по вопросам охраны природоохранных систем
3. Анализ природоохранных структур Украины и Германии
3.1 Природоохранные объекты Украины, их территориальное размещение
3.2 Природоохранные объекты Германии, их территориальное размещение
Выводы
Перечень ссылок

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ систем природоохранных территорий.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

В 1961 году был создан Госкомитет СССР по охране природы, который открыл ряд новых заповедников. Позже была утверждена классификация заповедных территорий, теперь таковыми считаются государственные заповедники, природные национальные парки, заповедники, памятники природы, дендрологические и зоологические парки, заповедные урочища, парки-памятники садово-паркового искусства.

На данный момент на территории Украины  находится 4 биосферных заповедника, 47 национальных природных парков и 55 региональных ландшафтных парков [3].

2.2 История развития заповедного  дела в Германии

Во времена феодализма природу  Германии охраняли преимущественно  на основе экономических мотивов, например, создавая "заповедные леса". Когда  под влиянием просвещения и романтизма возникло новое отношение к природе, тогда и возникло природоохранное движение. До 1900 года охрана природы была под руководством преимущественно эстетических, этических и социально-психологических аргументов. Таким образом, духовные корни немецкого природоохранного движения идут к периоду просвещения и романтизма, более чем на 200 лет назад.

Профессор музыки Эрнст Рудорф влиял  на природоохранное движение на тех  его ранних этапах, когда в конце XIX в. формировалось понятие "охрана родного края" или "охрана природы" и выступал против материализма своего времени. Целостная концепция Рудорфа охватывала оба аспекта, а именно охрану ландшафтов от разрушения (сегодня охрана окружающей среды) и сохранение природы.

Вильгельм Ветекамп – первый политик, который выступал в защиту природы  в прусском парламенте. В 1898 году он требовал создания "государственных парков" по североамериканскому образцу. Лина Хенли основала в 1899 г. частный Союз охраны птиц – один из первых природоохранных союзов.

Целостный подход Рудорфа был реализован прусским государством лишь частично, а именно путем охраны резерватов согласно концепции Гуго Конвентца. Этот прагматик с 1906 г. занимал пост в Государственном управлении по уходу за памятниками природы. Практическая природоохранная работа осуществлялась благодаря силе общества.

Инициатор создания первого природоохранного парка "Люнебургская пустошь" поэт Херман Леня уже тогда критиковал охрану природы в резерватах, называя это "детской забавой", основы которой сосредоточены на деталях, в то время как в целом проходит "обезображивание природы". Имперский закон об охране природы 1935 г. был подготовлен в Веймарской республике. Трактовка природоохранной идеи во времена национал-социализма навредила охране природы. Поэтому экологическое движение 1970-х гг. в Федеративной Республике Германии сначало отмежевался от охраны природы.

Позже политически активные союзы  и гражданские инициативы влияли на то, чтобы охрана природы получила общественное признание в новом  течении охраны окружающей среды.

В ГДР вопросами охраны природы, прежде всего общественными  силами, занимался Культурбунд. Идея повсеместного мониторинга, впервые  была издана в 1954 г., но не была реализована. В ГДР получила развитие концепция  охраны природы, которое осуществляется в процессе ее использования и выражается понятием "культура землепользования". В 1968 г. ГДР внесла в свою конституцию положения об охране природы "в интересах благополучия своих граждан", объединенная Германия сделала это в 1994 г.

В 1977 г. по образцу "Красной книги" Международного союза охраны природы (МСОП) была издана первая "Красная книга" ФРГ, которая содержала данные о редких видах растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения. В 1980-е гг. возникла идея экологической профилактики, которая рассматривается в "Программе действий в области экологии".

В 1990 г. группе активистов природоохранного движения ГДР во главе  с Михаэлем Зуковым удалось внести в договор об объединении двух германских государств положения об охране 14 крупных областей Восточной Германии, в том числе 5 национальных парков.

В 1993 г. было создано Федеральное  ведомство по охране природы. С принятым в 2002 г. с изменениями Федеральным  законом об охране природы, впервые  признано, что природа и ландшафт ценными сами по себе.

На данный момент на территории Германии существуют 16 биосферных резерватов, 12 национальных парков (без учета тех, которые вошли в биосферные резерваты) и 102 природных парка (на 01.01.2011)[3].

2.3 Законодательная база  Украины по вопросам охраны  природных систем

 

Охрана окружающей среды, рациональное природопользование, обеспечение  экологической безопасности – главное  условие устойчивого экономического и социального развития любого государства. При этом охрана окружающей среды  и рациональное использование природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. В последнее время в Украине уделяется большое внимание ее решению. С целью обеспечения эффективной работы в этом направлении в Украине принят пакет документов, который обеспечивает правовую охрану природы, рациональное использования и расширенное воспроизводство природных ресурсов.

Высшая юридическая  сила принадлежит Конституции Украины. Она принята в 1996 году, в соответствии с ней разрабатывается правовые основы государственной политики Украины в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности человека. В статье 16 определено, что обеспечение экологической безопасности, поддержание экологического равновесия на территории государства и обеспечения генофонда украинского народа является обязанностью государства.

Отношения в области  охраны окружающей среды регулируются в Украине Законом "Об охране окружающей природной среды", который принят 25 июня 1991 года и введен в действие Постановлении Верховной Рады Украины  от 26 июня 1991 года. Данный законодательный акт является обязательным для исполнения на всей территории Украины. Этот закон состоит из 72 статей, объединенных в 16 разделов. Закон охватывает все стороны охраны окружающей среды, каждый раздел имеет статьи, посвященные конкретной проблеме. В разделе ХII определенны природные территории и объекты, которые подлежат особой охране. К таким объектам относятся природно–заповедный фонд Украины, курортные и оздоровительные зоны, рекреационные участки.

 

Закон Украины "О природно-заповедном фонде" введен в действие Постановлении Верховной Рады Украины 16 июня 1992 года. Данный закон состоит из 11 разделов и 67 статей. Закон определяет правовые основы организации, охраны, эффективное использования природно-заповедного фонда Украины, воспроизводство его природных комплексов и объектов. Природно-заповедный фонд составляет часть суши и водного пространства, природные комплексы и объекты, имеющие особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и другую ценность и выделенные с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей среды.

Закон определяет квалификацию природоохранных объектов, права и обязанности граждан по отношению этих объектов, средства и методы управления в области организации, охраны и использования природно-заповедного фонда.

По законодательству Украины природно-заповедный фонд охраняется как национальное богатство, в отношении которого устанавливается особый режим охраны, воспроизводства и использования. Украина рассматривает этот фонд как составную часть мировой системы природных территорий и объектов, находящихся под особой охраной[4-5].

2.4 Законодательная база  Германии по вопросам охраны природных систем

В Германии охрана окружающей среды на юридическом уровне регулируется Федеральным Законом "Об охране природы" (Gesetzuber Naturschutzund Landschaftspflege – BNatSchG) и Федеральными правилами по охране диких видов  животных (Verordnung zum Schutz wild lebender Tier- und Pflanzenarten – BartSchV).

 Федеральный закон  "Об охране природы" вступил  в силу с 1 января 1977 года и  определяет основные принципы  охраны природы и ландшафтного  разнообразия. Федеральный закон  "Об охране природы" содержит 11 разделов, а именно раздел регулирования; общего регламента; ландшафтного планирования; генеральной охраны природы и ландшафта; охраны природы и ландшафта, защита диких видов флоры и фауны, мест их обитания, защита морской среды, отдых на природе и ландшафте, сотрудничество в области охраны природы и ландшафта; исключения; штрафы и положения законодательства; переходные положения.

Правовой основой Германии на европейском уровне является Директива 97/62/ЕСМ от 21 мая 1992 года о сохранении природных местообитаний и дикой фауны и флоры с изменениями, внесенными Директивой Совета 97/62/ЕC от 27 октября 1997; Директива 79/408 / ЕСМ от 2 апреля 1079 о сохранении диких птиц; Директива 1999/22/ЕС относительно использования животных в экспериментах и содержание в зоопарках.

Главная задача законодательства в этой сфере – поддержание  и сохранение биоразнообразия путем  сохранения естественных сред обитания и видов дикой флоры и фауны (далее видов). Сохранение видов и  мест обитания осуществляется на основании перечней таких видов и мест обитания, которые содержатся в приложениях к соответствующим Директивам.

Директива о местообитаниях различает понятия "среду обитания" и "среда обитания видов". Первое определяется как "участок суши или  воды, характеризующееся географическими, абиотическими или биотическими свойствами", а второе – как "окружающая среда, определенное специфическими абиотическими и биотическими факторами, в которых вид обитает на любой стадии его биологического цикла". Таким образом, сохранение имеет двойную задачу: во-первых, для сохранения видов (как необходимого компонента для поддержания их жизни), во-вторых, сохранение целостных экосистем (как определенных территорий, которые являются уникальными сами по себе, поскольку выделяются определенными географическими, абиотических или биотическими свойствами).

 

Термин "сохранения" (видов или местообитаний) определяется данной Директивой, как совокупность мероприятий, необходимых для поддержания  или восстановления природных местообитаний  и популяций видов дикой фауны и флоры.

 

Мерами сохранения видов  и мест обитания являются:

 

– охрана ландшафтов, имеющих  чрезвычайно важное значение для  дикой фауны и флоры. Это включает меры по поддержке или, в случае необходимости, развитии особенностей таких ландшафтов;

– Создание системы охраны для определенных видов, находящихся  под особой защитой. Перечень видов, по которым устанавливается такая  система охраны, содержится в приложении IV к Директиве по местообитаниям. Данная система предусматривает  ряд запретов по отлову, использование и снижение видов.[6-9].

 

3. АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННЫХ  СТРУКТУР УКРАИНЫ И ГЕРМАНИИ

 

Согласно определению  Международного союза охраны природы (МСОП), к особо охраняемым природным  территориям (ООПТ) относятся места  суши и/или моря, специально отведенные для сохранения и поддержания биоразнообразия, природных и связанных с ними культурных ресурсов и имеющие особый юридический статус.

 

В настоящее время  те или иные виды ООПТ имеют место  практически во всех странах мира и характеризуются специфической номенклатурой категорий ООПТ[10].

3.1 Природоохранные объекты  Украины, их территориальное размещение

 

Согласно закону Украины "О природно-заповедном фонде", к нему относятся природные территории и объекты – биосферные заповедники, природные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища; искусственно созданные объекты – ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства.

 Ниже для анализа  были выбраны три категории  объектов, имеющих функциональное  соответствие объектам Германии  – это биосферные заповедники,  национальные природные парки  и региональные ландшафтные парки.

Биосферные заповедники  занимают 246,4 тыс. га, что составляет 0,41% от территории всей страны. Национальные природные парки – 1001,8 тыс. га и региональные ландшафтные парки – 639, 5 тыс. га (1,66% и 1,01% от территории Украины соответственно).

Поскольку вышеприведенные  категории природоохранных объектов распространены крайне неравномерно территорией Украины, рассмотрим районирование объектов по областям страны.

 Согласно выше приведенного  рисунка количество биосферных  заповедников от площади областей  колеблется от 1,39 до 4,30%; национальных  парков – от 0,26% до 12,68%; региональных ландшафтных парков – от 0,42 до 4,15%.

Биосферные заповедники  находятся на территории трех областей, это Закарпатская, Одесская и Херсонская.

Национальные природные  парки распространены на территории 20 областей и АР Крым, но в наибольшей степени в Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской областях (запад страны) и Хмельницкой (центральная часть страны). Несколько меньше находится на территории Донецкой, Луганской и Харьковской (восток страны), Запорожской и Одесской (юг страны).

Региональные ландшафтные  парки находятся на территории 18 областей и АР Крым. Наибольшее количество от площади приходится на Волынскую, Ивано-Франковскую, Львовскую, Ровенскую, Тернопольскую, Черновицкую (запад  страны), Николаевскую (юг страны), Сумскую, Черниговскую (центральные части страны).

3.2 Природоохранные объекты  Германии, их территориальное размещение

На территории Германии в соответствии с Федеральным  Законом "Об охране природы" (BNatSchG) существуют следующие типы ООПТ (в  скобках приводится соответствующее название на немецком языке): биосферные резерваты (Biospharenreservat), национальные парки (Nationalpark), природные парки (Naturpark), природные заповедники (Naturschuzgebiete), охраняемые ландшафты (Landschaftsschutzgebiete), памятники природы (Naturdenkmale), составные элементы ландшафта (geschutzte Landschaftsbestandteile), защита биотопа (Biotopschutz).

Информация о работе Сравнительный анализ систем природоохранных территорий Украины и Германии