Становление и развитие экологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:06, реферат

Описание

Экология – сравнительно молодая наука. Ее обособление от других областей биологических знаний состоялось только в начале двадцатого столетия. В те времена термин «экология» знали преимущественно только ученые-биологи. Экологию рассматривали только как науку и учебную дисциплину, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды (как живой, так и неживой) во всем их разнообразии.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 15.16 Кб (Скачать документ)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИИ КАК НАУКИ

 Экология – сравнительно  молодая наука. Ее обособление  от других областей биологических  знаний состоялось только в  начале двадцатого столетия. В  те времена термин «экология»  знали преимущественно только  ученые-биологи. Экологию рассматривали  только как науку и учебную  дисциплину, которая призвана изучать  взаимоотношения организмов и  среды (как живой, так и неживой)  во всем их разнообразии. Человек  в этих системах, как правило,  не рассматривался - полагалось, что  его взаимоотношения со средой  подчиняются не биологическим,  а социальным закономерностям  и являются объектом общественно-философских  наук.

 Однако, с середины XX века, интенсивность воздействия человека  на природу значительно возросла, что было связано с наступающей  эпохой научно-технической революции,  которая сопровождалась ростом  числа промышленных объектов, увеличением  площадей обрабатываемых земель, урбанизацией, химизацией, широким  использованием различных видов  топлива и др.. Активное использование  природной среды способствовало  загрязнению ее токсикантами, изменению  климата, ухудшению здоровья и  качества жизни людей, сокращению  природных ресурсов и др. В  результате на рубеже 20 столетия  определение понятия «экология»  существенно трансформировалось. Она  стала больше ориентированной  на человека в связи с его  исключительно масштабным и специфическим  влиянием на среду. Современную  экологию рассматривают уже как  науку, занимающуюся изучением  взаимоотношений организмов, в том  числе и человека, с окружающей  средой, определением масштабов  и допустимых пределов воздействия  человеческого общества на среду,  возможностей уменьшения этих  воздействий или их полной  нейтрализации. В стратегическом  плане - это наука о выживании  человечества и выходе из экологического  кризиса, который приобрел (или  приобретает) глобальные масштабы - в пределах всей Земля. Одной  из важнейших задач современной  экологии и экологического образования  - раскрытие механизмов, формирующих  и сохраняющих среду. 

 Интерес к экологии  растет непрерывно, а само слово  экология - широко известно и общеупотребляемо.

 Экология стала проникать  практически во все отрасли  знаний. В сферу науки экологии  вошли экономические, политические, нравственные, этические, эстетические, гуманистические и культурологические  категории. Экология при этом  рассматривается не только как  самостоятельная дисциплина, а как  мировоззрение, способное пронизывать  все науки, технологические процессы  и сферы деятельности людей.  «Экологическое мировоззрение и  сознание» помогает человеку  строить свои отношения с окружающей  действительностью, руководствуясь  не потребительскими интересами, а такими нравственно-этическими  установками как: ответственность  за свое поведение в природной  среде, признание необходимости  для природы любого живого  существа и его права на  существование, понимание важности  сохранения биоразнообразия и  др.

На сегодня охране от повреждения, загрязнения, истощения, разрушения, порчи  и т.п. подлежат озоновый слой атмосферы, естественные экологические системы, а также недра земли, подземные  и поверхностные воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, микроорганизмы, природные ландшафты.

Возник термин «экология» сравнительно недавно, но начальный  свой вклад внесли в эту науку  еще ученные древних времен, такие  как Гиппократ, Аристотель, Эпикур и  др.

Михаил Васильевич Ломоносов (воздух – тепло – человек), Леонардо да Винчи (вода – организм человека) уделяли внимание лучшие умы человечества вопросам взаимоотношения человека. Накопления знаний в основном шло  в сфере анатомии и зоологии. И  только в середине XIX века произошел качественный скачек – это формирование экологии как самостоятельной науки из дисциплин анатомии, ботаники, зоологи. Но это скорей всего была биоэкология.

 Чуть позже в биоэкологию  вошли и другие науки – о  климате, почвах и покровах  земли, ландшафтах и др. Следует  обратить особое внимание на  труды В. Вернадского (1863 –  1945), он первый применил в экологии  количественный анализ и раскрыл  в комплексе понятие о биосфере  Земли, тем самым очень сильно  опередил свое время.

 Развитие экологии  как науки в конце второго  этапа (1945 – 1955 гг.) обусловлено  прибавлением к биологам гигиенистов  – медиков, лесоводов, инженеров  и т.д. С этого времени стали  отлаживаться нормативы взаимодействия  человека и окружающей среды,  а также к ее защите принципы  инженерного подхода. Но завершился  этот этап, когда человек осознал  все негативные последствия от  неконтролируемого развития крупной  промышленности для природы и  окружающей среды. 

Третий этап характеризуется  деятельностью ученых Д. Одум, Б. Коммонер, С. Шварц, А. Молчанов. Сегодня имеется  две функции экологии:

 прогностическая - удел  деятелей науки и формирующая  - опирающаяся на прогноз и  грамотность человека.

В конце второго этапа  развития экологии (1945 – 1955 гг.) к биологам прибавились гигиенисты – медики, агрономы, лесоводы, инженеры и т.д. Стали отрабатываться нормативы  взаимодействия человека и ОС, принципы инженерного подхода к защите среды. Этот этап завершился, когда  человек осознал, какой вред может  принести неконтролируемое развитие крупной  промышленности ОС, природе. Начался  «экологический бум», вызванный интенсификацией  промышленной деятельности человека, фактом обнищания, исчезновения биоматресурсов. И если до этого ресурсы успевали восстанавливаться, то теперь эта цепочка  нарушилась.

 Третий этап развития  экологии характеризуется деятельностью  таких ученых, как Б. Коммонер, Д. Одум, С. Шварц (российский  академик, один из создателей  экологии человека), А. Молчанов  – разработчик основ математической  экологии.

 В данный момент  у экологии две функции –  прогностическая и формирующая.

 ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ функция  – это удел деятелей науки;

 ФОРМИРУЮЩАЯ – всеобщая, опирающаяся на прогноз, грамотность  человека.

 Отрасли:

 А. биоэкология –  экологоия микроорганизмов, грибов, простейших, животных (отдельно рассматривается  биоэкология птиц, рыб и т.д.), а  также палеоэкология (эволюционная  экология);

 Б. экология систем  – тундр, пустынь, полупустынь,  лесов, степей и т.п. А также  радиационная и химическая экология. Сам термин «экосистема предложен  в1935 г. английским ботаником А.  Гексли;

 В. Экология человека  – историческая, археологическая,  собственно человека, города (урбоэкология), промышленная, сельскохозяйственная, рекреационная (экология зон отдыха), правовая, экономическая и т.п.

Очень много сделали для  популяризации знаний и развития экологии отечественные ученые:

 Н. Реймерс, М. Лемешев,  А. Яншин, А. Яблоков и др., а также зарубежные коллеги  – Б. Коммонер, Д. Одум, К. Уатт, Ф. Дре, М. Танг и др.


Информация о работе Становление и развитие экологии как науки