Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:06, реферат
Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно
сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые
нежелательные для экосистем антропогенные изменения:
— ингредиентное (ингредиент — составная часть сложного соединения или смеси)
загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых
естественным биогеоценозам;
— параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды — одно из ее
свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с
изменением качественных параметров окружающей среды;
— биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и
структуру популяции живых организмов;
— стациально-деструкционное загрязнение (стация — место обитания популяции,
деструкция — разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и
экологических систем в процессе природопользования.
1. Сущность и направления охраны окружающей природной среды
§ 1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны
§ 2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды
2. Инженерная охрана окружающей природной среды
§ 1. Природоохранная деятельность предприятий
§ 2. Виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений
3. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды
§ 1. Система стандартов и нормативов
§ 2. Закон на страже природы
пленок и электроэнергии для которых является весьма «грязным». Наконец,
нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего
реконструировать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они
перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в полном объеме выделить
средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное
оборудование, да и
сам процесс реконструкции
Поэтому таким предприятиям могут быть установлены временные нормативы, так
называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенное
сверх нормы загрязнение окружающей среды в течение строго определенного
срока, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов
природоохранных мероприятий.
От того, укладывается
или нет предприятие в
какие именно — ПДВ, ПДС или только в ВСВ,— зависят размер и источники платы
за загрязнение окружающей среды.
§ 2. ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ
Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рационализацию
природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания
природоохранительного законодательства и контроля за его соблюдением.
Природоохранительное законодательство — это система законов и других
юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует
природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных
богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.
Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень
важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе
подзаконными актами,
точно определяющими и
конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и
в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил
придерживаться и т. д.
Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая
схема достижения совпадения интересов общества и отдельных
природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные
параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей
конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т. д.
Объектами природоохранительного законодательства являются как природная
среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например, озеро
Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное право.
В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального
использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около
двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из
важнейших является комплексный закон «Об охране окружающей природной среды»,
принятый в 1991 г.
Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от
неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на
участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение
своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по
ее защите.
Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей
природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую
культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и
установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они
нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на
уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.
В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса, виновный
может быть подвергнут уголовно-м у наказанию в виде лишения свободы,
наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.
Однако чаще применяется административная ответственность в виде наложения
штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в
случаях порчи или
уничтожения природных
среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды,
браконьерства и т. д.
Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарной ответственности в
виде полного или частичного лишения премий, понижения в должности, выговора
или увольнения за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение
экологических нормативов.
Кроме того, выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-
правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненного
загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда
окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.
Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления ответственности
за экологические правонарушения, вышеназванный закон формулирует
экологические требования
при строительстве и
показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает
принципы международного сотрудничества в этой области и т. д.
Необходимо отметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и
является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще
недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является
несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие
ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от
трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда
(не путайте с
фактической зарплатой,
значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превышают
одного-двух реальных месячных окладов этих должностных лиц, так как речь
идет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовых граждан
штраф не превышает десятикратного размера минимальной оплаты труда.
Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются
значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить, так
как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается
денежному измерению.
И Обычно за год по всей стране рассматривается не более двух десятков дел по
ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые
последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не
превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества
правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих
цифр.
Другими причинами слабого регулирующего действия природоохранительного
законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий
техническими средствами для эффективной очистки сточных вод и загрязненных
газов, а проверяющих организаций — приборами для контроля за загрязнением
окружающей среды.
Наконец, большое значение имеет низкая экологическая культура населения,
незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к
губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для
эффективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду,
провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм
защиты экологических прав человека, т. е. конкретизирующие эту часть закона
подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие
управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каждый
житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо
предприятия, подаст иск с требованием материально возместить нанесенный
ущерб, оценив свое здоровье в достаточно крупную сумму, предприятие просто
экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.
Литература:
1. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды:
Пособие для учащихся
старших классов
Аспект Пресс, 1998. – 143 с.
Информация о работе Сущность и направления охраны окружающей природной среды