Сущность и направления охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:06, реферат

Описание

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно

сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые

нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

— ингредиентное (ингредиент — составная часть сложного соединения или смеси)

загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых

естественным биогеоценозам;

— параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды — одно из ее

свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с

изменением качественных параметров окружающей среды;

— биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и

структуру популяции живых организмов;

— стациально-деструкционное загрязнение (стация — место обитания популяции,

деструкция — разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и

экологических систем в процессе природопользования.

Содержание

1. Сущность и направления охраны окружающей природной среды

§ 1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны

§ 2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды

2. Инженерная охрана окружающей природной среды

§ 1. Природоохранная деятельность предприятий

§ 2. Виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений

3. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды

§ 1. Система стандартов и нормативов

§ 2. Закон на страже природы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 35.15 Кб (Скачать документ)

пленок и электроэнергии для кото­рых является весьма «грязным». Наконец,

нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего

реконструиро­вать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они

перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в  пол­ном объеме выделить

средства на это  может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное

оборудование, да и  сам процесс реконструкции стоят  очень дорого.

Поэтому таким предприятиям могут быть установлены вре­менные нормативы, так

называемые ВСВ (временно согласован­ные выбросы), допускающие повышенное

сверх нормы загряз­нение окружающей среды в течение строго определенного

сро­ка, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов

природоохранных мероприятий.

От того, укладывается или нет предприятие в установленные  ему нормативы и в

какие именно — ПДВ, ПДС или только в ВСВ,— зависят  размер и источники платы

за загрязнение  окружающей среды.

                   § 2. ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ                  

Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рацио­нализацию

природопользования, включая охрану окружающей природной  среды, путем создания

природоохранительного зако­нодательства и контроля за его соблюдением.

Природоохранительное  законодательство — это система  законов и других

юридических актов (постановлений, указов, ин­струкций), которая регулирует

природоохранные отношения  в целях сохранения и воспроизводства  природных

богатств, ра­ционализации природопользования, сохранения здоровья насе­ления.

Для обеспечения  возможности практической реализации при­нятых законов очень

важно, чтобы они  были вовремя подкреп­лены принятыми на их основе

подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими  в соответствии с

конкретными условиями  отрасли или района, кому, что  и как делать, перед кем и

в какой форме  отчитываться, каких экологических  норм, стандартов и правил

придерживаться и  т. д.

Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая

схема достижения совпадения интересов об­щества и отдельных

природопользователей через лимиты, плате­жи, налоговые льготы, а конкретные

параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей

конкретизируются  в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т. д.

Объектами природоохранительного  законодательства являют­ся как природная

среда в целом, так  и ее отдельные естествен­ные системы (например, озеро

Байкал) и элементы (вода, воз­дух и т. д.), а также  международное право.

В нашей стране впервые  в мировой практике требование охраны и рационального

использования природных  богатств включено в Конституцию. Существует около

двух сотен юриди­ческих документов, касающихся природопользования. Одним из

важнейших является комплексный закон «Об охране окружаю­щей природной среды»,

принятый в 1991 г.

Он гласит, что  каждый гражданин имеет право  на охрану здоровья от

неблагоприятного  воздействия загрязненной окру­жающей природной среды, на

участие в экологических  объеди­нениях и общественных движениях и получение

своевременной информации о состоянии окружающей природной  среды и ме­рах по

ее защите.

Вместе с тем  каждый гражданин обязан принимать  участие в охране окружающей

природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую

культуру, соблюдать  требования природоохранительного  законодательства и

установленные нормативы  качества окружающей природной среды. Если же они

нарушаются, то виновный несет ответственность, которая  подразделяется на

уголовную, административную, дисциплинар­ную и материальную.

В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при  под­жоге леса, виновный

может быть подвергнут уголовно-м у наказанию в виде лишения свободы,

наложения крупных  денежных штрафов, конфискации имущества.

Однако чаще применяется  административная от­ветственность в виде наложения

штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в

случаях порчи или  уничтожения природных объектов, загрязнения при­родной

среды, невыполнения мер по восстановлению нарушен­ной окружающей среды,

браконьерства и  т. д.

Должностные лица могут  также подвергаться дисци­плинарной ответственности в

виде полного или  частич­ного лишения премий, понижения в должности, выговора

или увольнения за невыполнение природоохранных мероприятий и  несоблюдение

экологических нормативов.

Кроме того, выплата  штрафа не освобождает от мате­риальной гражданско-

правовой ответственности, т. е. не­обходимости возмещения причиненного

загрязнением или  нерациональным использованием природных  ресурсов вреда

окружа­ющей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяй­ству.

Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установ­ления ответственности

за экологические  правонарушения, вы­шеназванный закон формулирует

экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов,

показывает экономический  механизм охраны окружающей среды, провоз­глашает

принципы международного сотрудничества в этой об­ласти и т. д.

Необходимо отметить, что Природоохранительное законода­тельство, хотя и

является довольно обширным и разносторон­ним, на практике действует еще

недостаточно эффективно. При­чин этому много, но одной из важнейших является

несоответ­ствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низ­кие

ставки взимаемых  штрафов. Например, для должностного лица он равен от

трехкратного до двадцатикратного размера минимальной  месячной оплаты труда

(не путайте с  фактической зарплатой, получаемой  работником, которая всегда

значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто  не превы­шают

одного-двух реальных месячных окладов этих должност­ных лиц, так как речь

идет обычно о  руководителях предприятий и  подразделений. Для рядовых граждан

штраф не превы­шает десятикратного размера минимальной оплаты труда.

Уголовная ответственность  и возмещение нанесенного ущер­ба применяются

значительно реже, чем  надо бы. Да и невоз­можно его полностью возместить, так

как он часто достигает  многих миллионов рублей или вообще не поддается

денежному измерению.

И Обычно за год по всей стране рассматривается не более  двух де­сятков дел по

ответственности за загрязнение воздуха и воды, по­влекшее тяжелые

последствия, да и  самые многочисленные дела, связанные  с браконьерством, не

превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества

правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих

цифр.

Другими причинами  слабого регулирующего действия природоохранительного

законодательства  является недостаточная обеспеченность предприятий

техническими средствами для эф­фективной очистки сточных вод и загрязненных

газов, а про­веряющих организаций — приборами для контроля за загрязне­нием

окружающей среды.

Наконец, большое  значение имеет низкая экологическая  культура населения,

незнание им основных природоохранных требований, снисходительное  отношение к

губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для

эф­фективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду,

провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм

защиты экологических  прав человека, т. е. конкретизирующие эту часть закона

подзаконные акты, и  превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие

управленческие инстанции  в поток исков в судебные органы. Когда каж­дый

житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо

предприятия, подаст иск с требованием материаль­но возместить нанесенный

ущерб, оценив свое здоровье в до­статочно крупную сумму, предприятие просто

экономически будет  вынуждено срочно принять меры к  снижению загрязнения.

                            Литература:                           

1.      Демина  Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды:

Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных  учреждений. – М.:

Аспект Пресс, 1998. – 143 с.

Информация о работе Сущность и направления охраны окружающей природной среды