Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:39, доклад
Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик АН СССР (с 1925 г; академик Петербургской АН с 1912 г; академик Российской АН с 1917 г), первый президент АН Украины (1919). Профессор Московского университета (в 1898-1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества.
ДОКЛАД
по дисциплине «Социальная экология»
«Учение
В.И. Вернадского
о ноосфере»
Исполнитель:
Федякова Маргарита, 301 гр.
Екатеринбург 2011
ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945), российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель.
Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик АН СССР (с 1925 г; академик Петербургской АН с 1912 г; академик Российской АН с 1917 г), первый президент АН Украины (1919). Профессор Московского университета (в 1898-1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества.
Он родился
в Петербурге в 1863 году, всего через
два года после отмены крепостного
права в России, в семье профессора
политической экономии, яркого представителя
русской либеральной интеллигенции прошлого
века. Через пять лет, семья Вернадских
переехала в Харьков, где на формирование
личности Вернадского повлиял его двоюродный
дядя – Е. М. Короленко, офицер в отставке,
увлекающийся научно-философскими изысканиями.
Более всего его интересовали проблемы,
связанные с жизнью каждого человека и
человечества в целом. Вполне вероятно,
что некоторые мысли Е. М. Короленко, некоторые
из вопросов, поставленные им, сохранились
в памяти Вернадского и осознанно или
бессознательно повлияли на его научное
творчество.
Петербургская классическая гимназия,
где с третьего класса учился Вернадский,
была одна из лучших в России. Здесь хорошо
преподавались иностранные языки, история,
философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно
изучил несколько европейских языков.
Он читал литературу, преимущественно
научную, на пятнадцати языках, а некоторые
свои статьи писал по-французски, по-английски
и по-немецки. Интерес к истории и философии
ученый сохранил на всю жизнь.
Затем Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где среди профессоров находились светила русской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако большее влияние на Вернадского, несомненно, оказал Докучаев, преподававший в университете минералогию. Молодой ученый неоднократно принимал участие в экспедициях по изучению почв Нижегородской губернии под руководством Докучаева. Но сфера научных интересов Вернадского в то время не ограничивалась минералогией. Он занимался и достиг некоторых результатов также в геологии, кристаллографии, истории.
В то же время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворить стремление человека найти «смысл жизни», примириться с неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на множество вопросов бытия на основе логического анализа фактов, достоверных сведений о мире и человеке.
В 1885 году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического кабинета Московского университета. Работая на этом месте, ученый много ездит, работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию и становится профессором Московского университета. В 1906 году его избирают членом Государственного совета от Московского университета. Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и под председательством Вернадского в 1915 году создается комиссия по изучению естественных производительных сил России при Академии наук. В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. В 1926 году выходит его знаменитая работа «Биосфера», после чего он пишет массу исследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии проблеме времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы – области жизни и геохимической деятельности живого вещества.
Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны. Но на его век выпали и не менее революционные открытия в науке.
Но самое важное:
для Вернадского наука была средством
познания природы. Он не был специалистом
в какой-то одной науке или даже в нескольких
науках. Он блестяще знал добрый десяток
наук, но изучал природу, которая неизмеримо
сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял
и над природными объектами, и над их взаимосвязями.
Как и многие естествоиспытатели, добившиеся
выдающихся успехов в специальных областях,
Вернадский пришел к своим философским
построениям на склоне лет, видя в них
естественное обобщение фундаментальных
принципов, лежащих в основе мироздания.
Но даже среди корифеев естествознания
он выделяется не только новаторством
и глубиной идей, но и их поразительной
современностью.
И в центре этого
новаторства — возрождение
Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции.
Вернадскому при
всей его гениальности и невероятной
работоспособности
Единство биосферы и человека
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы. «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов, сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы».
Здесь естественно
напрашивается вывод о том, что
геологической силой является собственно
вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль
социального человечества. В «Философских
мыслях натуралиста» Вернадский писал:
«Мы как раз переживаем ее яркое вхождение
в геологическую историю планеты. В последние
тысячелетия наблюдается интенсивный
рост влияния одного видового живого вещества
— цивилизованного человечества — на
изменение биосферы. Под влиянием научной
мысли и человеческого труда биосфера
переходит в новое состояние — в ноосферу».
Мы являемся наблюдателями и исполнителями
глубокого изменения биосферы. Причем
перестройка окружающей среды научной
человеческой мыслью посредством организованного
труда вряд ли является стихийным процессом.
Корни этого лежат в самой природе и были
заложены еще миллионы лет назад в ходе
естественного процесса эволюции. «Человек
... составляет неизбежное проявление большого
природного процесса, закономерно длящегося
в течение, по крайней мере, двух миллиардов
лет».
Отсюда, кстати,
можно заключить, что высказывания
о самоистреблении
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно-организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».
При этом человек
впервые реально понял, что он
житель планеты и может и должен
мыслить и действовать в новом
аспекте, не только в аспекте отдельной
личности, семьи или рода, государств
или их союзов, но и в планетном
аспекте. Он, как и все живое, может мыслить
и действовать в планетном аспекте только
в области жизни — в биосфере, в определенной
земной оболочке, с которой он неразрывно,
закономерно связан и уйти из которой
он не может. Его существование есть ее
функция. Он несет ее с собой всюду. И он
ее неизбежно, закономерно, непрерывно
изменяет. Похоже, что впервые мы находимся
в условиях единого геологического исторического
процесса, охватившего одновременно всю
планету. XX век характерен тем, что любые
происходящее на планете событие связываются
в единое целое. И с каждым днем социальная,
научная и культурная связанность человечества
только усиливается и углубляется. «Увеличение
вселенскости, спаянности всех человеческих
обществ непрерывно растет и становится
заметным в немногие годы чуть не ежегодно».
Результат всех вышеперечисленных изменений
в биосфере планеты дал повод французскому
геологу Тейяр де Шардену заключить, что
биосфера в настоящий момент быстро геологи
чески переходит в новое состояние – в
ноосферу, то есть такое состояние, в котором
человеческий разум и направляемая им
работа представляют собой новую мощную
геологическую силу. Это совпало, видимо
не случайно, с тем моментом, когда человек
заселил всю планету, все человечество
экономически объединилось в единое целое
и научная мысль всего человечества слилась
воедино, благодаря успехам в технике
связи.
Таким образом:
Термин «ноосфера»
был предложен в1927 году французским
математиком и философом Э. Леруа.
«Noos» - древнегреческое название человеческого
разума.
Многое из того,
о чем писал Вернадский, становится
достоянием сегодняшнего дня. Современны
и понятны нам его мысли о целостности,
неделимости цивилизации, о единстве биосферы
и человечества. Переломный момент в истории
человечества, о чем сегодня говорят ученые,
политики, публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский видел неизбежность ноосферы,
подготавливаемой как эволюцией биосферы,
так и историческим развитием человечества.
С точки зрения ноосферного подхода по-иному
видятся и современные болевые точки развития
мировой цивилизации. Варварское отношение
к биосфере, угроза мировой экологической
катастрофы, производство средств массового
уничтожения — все это должно иметь преходящее
значение. Вопрос о коренном повороте
к истокам жизни, к организованности биосферы
в современных условиях должен звучать
как набат, призыв к тому, чтобы мыслить
и действовать, в биосферном — планетном
аспекте.
Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность
Вернадский, анализируя
геологическую историю Земли, утверждает,
что наблюдается переход