Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:51, реферат
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Введение…………..………………………………………………………………3
1. Понятие и принципы уголовной ответственности за экологические преступления……………………………………………………………………..4
2. Характеристика преступлений против окружающей среды……………..10
3. Уголовное наказание за экологические преступления…………………...15
Заключение……..…………………………………………………………….....18
Список литературы………...………….………………………………………..20
Все составы преступлений, сформулированные в действующем УК РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию, и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.[9]
Специальные экологические
составы (их 17) сформулированы в отдельной
главе «Экологические преступления» (гл.26),
которая помещается в раздел IX
«Преступления против общественной безопасности».
Условно данные составы можно классифицировать
по нескольким группам – соответственно
объекта охраны окружающей среды.
Преступления общего характера – против охраны окружающей среды. Это – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими агентами или токсинами, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст.246 – 248, 262).
Посягательства на общественные отношения в области рационального использования и сбережения земли и ее недр. Это – порча земли, нарушение правил охраны и использования недр (ст.254, 255).
Охрана водных
отношений. Это – загрязнение
вод, загрязнение морской среды,
нарушение законодательства Российской
Федерации о континентальном
шельфе и об исключительной экономической
зоне Российской Федерации (ст.250,
252, 253).
Защита растительного мира (флоры). Это – незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений правил, незаконная добыча водных растений (ст.249, 256, 260, 261).
Наконец, преступления,
посягающие на общественные отношения
в области охраны животного мира
и атмосферного воздуха. Это незаконная
добыча водных животных, нарушение
правил охраны рыбных запасов, незаконная
охота, нарушение ветеринарных правил,
нарушение критических местообитаний
для организмов, занесенных в Красную
книгу РФ, загрязнение атмосферы (ст.249,
251, 256-259).[10]
К специальным
экологическим составам относится
ряд составов, сформулированных в статьях,
содержащихся в других главах Уголовного
кодекса:
- нарушение правил безопасности на объектах
атомной энергетики (ст.215);
- сокрытие информации об обстоятельствах,
создающих опасность для жизни или здоровья
людей (ст.237);
- жестокое обращение с животными (ст.245);
- экоцид (ст.358).
Родовым объектом
указанных экологических
«Под экологической безопасностью понимается состояние защиты жизненно важных интересов личности, населения, государства и международного сообщества в процессе взаимодействия общества и природы от угроз со стороны природных объектов, естественные свойства которых существенно изменены путем загрязнения, засорения или истощения в результате противоправной и виновной антропогенной деятельности».[11]
«Предмет экологических преступлений - различные элементы окружающей среды (природные комплексы, то есть экологические системы, природные ресурсы)».[12]
Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими. С учетом объекта экологических преступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:
1) экологический
правопорядок в целом.
2) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это – преступления, предусмотренные ст.245, 250-258, 260-261 УК РФ.
Заметим, что
диспозиции всех статей об ответственности
за специальные экологические
В зависимости
от последствий экологическое
С точки зрения
санкций, установленных за специальные
экологические преступления, их можно
отнести к менее тяжким преступлениям.
Только по двум составам может быть применено
наказание в виде лишения свободы на срок
до восьми лет: за нарушение правил обращения
экологически опасных веществ и отходов,
повлекшее по неосторожности смерть человека
или массовое заболевание людей, и за уничтожение
или повреждение лесов либо насаждений,
не входящих в лесной фонд, путем поджога,
иным общеопасным способом или в результате
загрязнения вредными веществами, отходами,
выбросами, отбросами
(ст.247, 261 УК РФ).
Смежными составами
преступлений в области природопользования
и охраны окружающей среды следует считать
те из них, которые выполняют экологические
функции лишь при определенных обстоятельствах
объективного порядка: отказ в предоставлении
гражданину информации (ст.140); регистрация
незаконных следок с землей (ст.170); терроризм
(ст.205); нарушение правил безопасности
при ведении горных, строительных или
иных работ (ст.216); нарушение правил безопасности
на взрывоопасных объектах (ст.217); нарушение
правил учета, хранения, перевозки и использования
взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ
и пиротехнических изделий (ст.218); нарушение
правил пожарной безопасности (ст.219); незаконное
обращение с радиоактивными материалами
(ст.220); хищение либо вымогательство радиоактивных
материалов (ст.221); незаконный оборот сильнодействующих
или ядовитых веществ в целях сбыта
(ст.234); нарушение санитарно-эпидемиологических
правил (ст.236); нарушение правил безопасности
при строительстве, эксплуатации или ремонте
магистральных трубопроводов (ст.269); планирование,
подготовка, развязывание или ведение
агрессивной войны (ст.353); производство
или распространение оружия массового
поражения (ст.355); применение запрещенных
средств и методов ведения войны (ст.356).
Эти составы приобретают экологическое
значение лишь тогда, когда в результате
совершаемых противоправных действий
нарушаются правила природопользования
и причиняется вред окружающей среде.
Некоторые составы,
не являясь по своей природе экологическими,
при определенных обстоятельствах
также могут быть использованы в
целях охраны окружающей среды. К дополнительным
следует отнести ряд преступлений против
государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления:
злоупотребление должностными полномочиями
(ст.285); превышение должностных полномочий
(ст.286); служебный подлог
(ст.292); халатность (ст.293). Предусмотренные
этими статьями преступления могут применяться
напрямую к тем должностным лицам, которые
своими действиями или бездействием способствовали
причинению вреда окружающей среде.
При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, следует иметь в виду руководящие разъяснения, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».[13] В частности, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемых деяний от административных проступков особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п.13).
Преступления, предусмотренные
ст.256 (незаконная добыча животных и растений),
ст.258 (незаконная охота), считаются оконченными
с момента начала добычи, выслеживания,
преследования, ловли независимо от того,
были ли фактически добыты водные животные
и растения, рыба или иные животные
Преступления, связанные с причинением
крупного ущерба, образуют оконченный
состав лишь при наличии реального ущерба
(п.17 Постановления).
Следует отметить, что «в Уголовном кодексе расширяются и дифференцируются параметры уголовно-правовой ответственности за экологические преступления, в том числе преступления, связанные с опасными для общества и окружающей среды вредными воздействиями на различные объекты экологической системы – землю, атмосферу, воды, животный и растительный мир, безопасность человека. Предусматривается (что очень важно) уголовно- правовая ответственность за нарушение правил экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на окружающую природную среду; уголовная ответственность должностных лиц за преднамеренное сокрытие или искажение экологической информации. Закрепление в уголовной законе положения об обязанности должностных лиц соответствующих государственных органов своевременно обеспечивать граждан необходимой экологической информацией, особенно в сфере безопасности человека, является исключительно важным с точки зрения предотвращения вредных для граждан последствий, а также расширения возможности предъявлять к государственным органам требования о возмещении причиненного гражданам вреда экологическими преступлениями».[14]
3. Уголовное наказание за экологические преступления
Уголовным кодексом
РФ предусматриваются за совершение
экологических преступлений (как
в главе «Экологические преступления»,
так и в других главах) различные
виды наказаний: от штрафа до лишения свободы.
Ответственность за экологические преступления
разнообразна и использует почти всю палитру
возможных видов уголовного наказания.
За совершение
экологических преступлений УК РФ предусматривает
следующие виды наказаний:
- штраф, то есть «денежное взыскание, назначаемое
в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере,
соответствующем определенному количеству
минимальных размеров оплаты труда, установленных
законодательством
Российской Федерации на момент назначения
наказания, либо в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
определенный период».[15]
Наказание в виде штрафа предусмотрено
почти за все экологические преступления.
Его размер зависит от характера совершенного
преступления.
Минимальный размер штрафа – 200 минимальных
размеров оплаты труда, максимальный –
до 700 минимальных размеров оплаты труда.
- лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью. «Данный вид наказания
используется в виде основного или дополнительного
в тех случаях, когда совершение преступления
связано с должностным положением осужденного
либо характером его профессиональной
деятельности».[16] Такое наказание предусмотрено
за многие экологические преступления.
Иногда установлен и срок действия данного
наказания.
- обязательные работы, которые заключаются
в выполнении осужденным в свободное от
основной работы или учебы время бесплатных
общественно полезных работ, вид которых
определяется органами местного самоуправления.
Они устанавливаются на срок от 60 до 240
часов и отбываются не свыше 4-х часов в
день. Данный вид наказания установлен,
в частности, за незаконную порубку деревьев
и кустарников.
- исправительные работы. Отбываются по
месту работы осужденного, при этом из
его заработка производятся удержания
в доход государства в размере, установленном
приговором суда, в пределах от 5 до 20%.
Такое наказание установлено, к примеру,
за нарушение ветеринарных правил и правил,
установленных для борьбы с болезнями
и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение
атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до
2 лет); за нарушение режима особо охраняемых
природных территорий и природных объектов
(до 2 лет).
- ограничение свободы. Оно заключается
в содержании осужденного, достигшего
к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего
возраста, в специальном учреждении без
изоляции от общества в условиях осуществления
за ним надзора. Такое наказание предусмотрено
за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических
местообитаний для организмов, занесенных
в Красную книгу Российской Федерации
(до 3 лет).
- арест. Он заключается в содержании осужденного
в условиях строгой изоляции от общества.
Предусматривается за загрязнение вод
(до 3 месяцев); за загрязнение морской
воды (до 4 месяцев).
- лишение свободы на определенный срок.
Данный вид наказания предусматривается
за многие преступления, в том числе за
нарушение правил охраны окружающей среды
при производстве работ (до 5 лет); за нарушение
правил обращения экологически опасных
веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение
правил безопасности при обращении с микробиологическими
либо другими биологическими агентами
или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение
вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы
(до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение
критических местообитаний для организмов,
занесенных в Красную книгу Российской
Федерации (до 3 лет); за уничтожение или
повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее
строгая уголовная ответственность предусмотрена
за экоцид, то есть массовое уничтожение
растительного и животного мира, отравление
атмосферы или водных ресурсов, а также
совершение иных действий, способных вызвать
экологическую катастрофу. Данное преступление
наказывается лишением свободы на срок
от 12 до 20 лет.
Применение уголовной наказания характеризуется особыми уголовно- процессуальными процедурами - дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16- летнего возраста.
«Уголовное наказание применяется только судом за совершение преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление и перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает применение более строгих уголовных санкций».[17]
«Уголовный кодекс РФ значительно усилил ответственность за преступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в три раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности вторжения человека в окружающую среду, о критической оценке современного состояния окружающей среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее спасение, иначе может оказаться поздно».[18]
Заключение
В заключении хотел бы отметить, что не смотря на ранее сказанное, обращают на себя внимание незначительные цифры привлечения к уголовной ответственности. Причина этого кроется не только в недостатках правоохранительных органов, но и гораздо глубже.
По мнению большинства
криминологов, декриминализация некоторых
экологических преступлений может
способствовать усилению борьбы с ними,
так как создает условия для
быстрой и неотвратимой ответственности
за них.
Исправительно-трудовая практика свидетельствует,
что ужесточение наказания само по себе,
не поддержанное комплексом социальных
мер, отнюдь не снижает преступности. Более
того, необоснованное усиление наказаний,
равно как и неоправданное их смягчение,
может снизить их эффективность.
«Экологические
проблемы, тесно связанные с
Информация о работе Уголовная ответственность за экологические преступления