Уголовная ответственность за экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:51, реферат

Описание

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Содержание

Введение…………..………………………………………………………………3
1. Понятие и принципы уголовной ответственности за экологические преступления……………………………………………………………………..4
2. Характеристика преступлений против окружающей среды……………..10
3. Уголовное наказание за экологические преступления…………………...15
Заключение……..…………………………………………………………….....18
Список литературы………...………….………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

ук.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

Все составы  преступлений, сформулированные в действующем УК РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию, и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.[9]

Специальные экологические  составы (их 17) сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл.26), которая помещается в раздел IX 
«Преступления против общественной безопасности». Условно данные составы можно классифицировать по нескольким группам – соответственно объекта охраны окружающей среды.

Преступления  общего характера – против охраны окружающей среды. Это – нарушение  правил охраны окружающей среды при  производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, нарушение  правил безопасности при обращении с микробиологическими агентами или токсинами, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст.246 – 248, 262).

Посягательства  на общественные отношения в области  рационального использования и  сбережения земли и ее недр. Это – порча земли, нарушение правил охраны и использования недр (ст.254, 255).

Охрана водных отношений. Это – загрязнение  вод, загрязнение морской среды, нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном  шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.250, 
252, 253).

Защита растительного  мира (флоры). Это – незаконная порубка  деревьев и кустарников, уничтожение  или повреждение лесов, нарушение  установленных для борьбы с болезнями  и вредителями растений правил, незаконная добыча водных растений (ст.249, 256, 260, 261).

Наконец, преступления, посягающие на общественные отношения  в области охраны животного мира и атмосферного воздуха. Это незаконная добыча водных животных, нарушение  правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил, нарушение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, загрязнение атмосферы (ст.249, 
251, 256-259).[10]

К специальным  экологическим составам относится  ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Уголовного кодекса: 
- нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215); 
- сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237); 
- жестокое обращение с животными (ст.245); 
- экоцид (ст.358).

Родовым объектом указанных экологических преступлений является экологическая безопасность человека, населения, государства.

«Под экологической  безопасностью понимается состояние  защиты жизненно важных интересов личности, населения, государства и международного сообщества в процессе взаимодействия общества и природы от угроз со стороны природных объектов, естественные свойства которых существенно изменены путем загрязнения, засорения или истощения в результате противоправной и виновной антропогенной деятельности».[11]

«Предмет экологических  преступлений - различные элементы окружающей среды (природные комплексы, то есть экологические системы, природные  ресурсы)».[12]

Эти составы  по своему содержанию, несомненно, являются экологическими. С учетом объекта экологических преступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:

1) экологический  правопорядок в целом. Объектом  таких посягательств являются  общественные отношения по поводу  окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования использования и охраны. По Уголовному кодексу к данному виду преступлений относятся составы, сформулированные в статьях 215, 237, 247-249, 259, 262, 358;

2) порядок использования  и охраны отдельных природных ресурсов. Это – преступления, предусмотренные ст.245, 250-258, 260-261 УК РФ.

Заметим, что  диспозиции всех статей об ответственности  за специальные экологические преступления являются бланкетными и отсылают к различного рода законам и подзаконным нормативным актам, в которых сформулированы требования экологической безопасности.

В зависимости  от последствий экологическое законодательство предусматривает три категории  преступлений: нарушение; нарушение, повлекшее  значительный ущерб, нарушение, повлекшее смерть человека. Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность.

С точки зрения санкций, установленных за специальные  экологические преступления, их можно  отнести к менее тяжким преступлениям. Только по двум составам может быть применено наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет: за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей, и за уничтожение или повреждение лесов либо насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом или в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами, отбросами 
(ст.247, 261 УК РФ).

Смежными составами  преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140); регистрация незаконных следок с землей (ст.170); терроризм (ст.205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст.217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст.218); нарушение правил пожарной безопасности (ст.219); незаконное обращение с радиоактивными материалами 
(ст.220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст.221); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта 
(ст.234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст.269); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст.353); производство или распространение оружия массового поражения (ст.355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст.356). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах  также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями 
(ст.285); превышение должностных полномочий (ст.286); служебный подлог 
(ст.292); халатность (ст.293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи  с нарушением экологического законодательства, следует иметь в виду руководящие  разъяснения, сформулированные в Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».[13] В частности, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемых деяний от административных проступков особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п.13).

Преступления, предусмотренные  ст.256 (незаконная добыча животных и растений), ст.258 (незаконная охота), считаются оконченными с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные 
Преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба (п.17 Постановления).

Следует отметить, что «в Уголовном кодексе расширяются  и дифференцируются параметры уголовно-правовой ответственности за экологические преступления, в том числе преступления, связанные с опасными для общества и окружающей среды вредными воздействиями на различные объекты экологической системы – землю, атмосферу, воды, животный и растительный мир, безопасность человека. Предусматривается (что очень важно) уголовно- правовая ответственность за нарушение правил экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на окружающую природную среду; уголовная ответственность должностных лиц за преднамеренное сокрытие или искажение экологической информации. Закрепление в уголовной законе положения об обязанности должностных лиц соответствующих государственных органов своевременно обеспечивать граждан необходимой экологической информацией, особенно в сфере безопасности человека, является исключительно важным с точки зрения предотвращения вредных для граждан последствий, а также расширения возможности предъявлять к государственным органам требования о возмещении причиненного гражданам вреда экологическими преступлениями».[14]

3. Уголовное наказание  за экологические  преступления

Уголовным кодексом РФ предусматриваются за совершение экологических преступлений (как  в главе «Экологические преступления», так и в других главах) различные виды наказаний: от штрафа до лишения свободы. 
Ответственность за экологические преступления разнообразна и использует почти всю палитру возможных видов уголовного наказания.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает  следующие виды наказаний: 
- штраф, то есть «денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством 
Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период».[15] 
Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. 
Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда. 
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. «Данный вид наказания используется в виде основного или дополнительного в тех случаях, когда совершение преступления связано с должностным положением осужденного либо характером его профессиональной деятельности».[16] Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания. 
- обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. 
Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х часов в день. Данный вид наказания установлен, в частности, за незаконную порубку деревьев и кустарников. 
- исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет). 
- ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет). 
- арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской воды (до 4 месяцев). 
- лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, то есть массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Применение уголовной  наказания характеризуется особыми уголовно- процессуальными процедурами - дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16- летнего возраста.

«Уголовное наказание  применяется только судом за совершение преступления и объявляется в  тех случаях, когда другие, более  мягкие меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а  исправление и перевоспитание нарушителей  природоохранного законодательства предполагает применение более строгих уголовных санкций».[17]

«Уголовный кодекс РФ значительно усилил ответственность  за преступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в  три раза больше, увеличилась и  максимальная планка наказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности вторжения человека в окружающую среду, о критической оценке современного состояния окружающей среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее спасение, иначе может оказаться поздно».[18]

 

Заключение

В заключении хотел  бы отметить, что не смотря на ранее  сказанное, обращают на себя внимание незначительные цифры привлечения  к уголовной ответственности. Причина  этого кроется не только в недостатках правоохранительных органов, но и гораздо глубже.

По мнению большинства  криминологов, декриминализация некоторых  экологических преступлений может  способствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия для  быстрой и неотвратимой ответственности за них. 
Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно как и неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность.

«Экологические  проблемы, тесно связанные с экономическими, трудно решить с помощью лишь уголовной  репрессии: вековой опыт показывает, что ключ к их решению лежит  в плоскости концептуального, политического, воспитательного, нравственного характера, а уже потом - юридического, уголовного. Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствует их предупреждению, когда иные, более мягкие меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными».[19]

Информация о работе Уголовная ответственность за экологические преступления