Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 18:12, реферат
Ярким примером неблагоприятного влияния развития производства на окружающую среду может служить автомобилизация. Автомобили оказывают вредное воздействие на природу и человека, так как в отработанных продуктах содержатся опасные для здоровья и окружающей среды компоненты, при движении автомобилей возникает шум.
Влияние
автомобилизации
на окружающую среду
Ярким
примером неблагоприятного влияния
развития производства на окружающую
среду может служить
При дорожно-транспортных происшествиях
наносится материальный ущерб (уничтожение
и повреждение грузов, транспортных средств
и сооружений) и возможны гибель и ранение
людей. По данным Всемирной организации
здравоохранения на автомобильных дорогах
мира ежегодно гибнет (в том числе и от
послеаварийных травм) свыше 900 тыс. человек,
несколько миллионов становятся калеками,
а свыше 10 млн. человек - получает травмы.
Автомобильные дороги и их инфраструктура
отняли у человечества свыше 50 миллионов
гектаров земли (такова суммарная территория
таких стран, как ФРГ и Великобритания).
Кроме того, дороги с интенсивным движением
создают “разделяющий эффект”, затрудняя
связи между объектами и участками живой
природы, расположенными по разные стороны
дороги. Дорожное строительство нарушает
экологическое равновесие в природе вследствие
изменения существующего ландшафта; усиления
водной и ветровой эрозии; развития геодинамических
процессов, например оползней и обвалов;
загрязнения окружающей местности, поверхностных
и грунтовых вод материалами и веществами,
применяемыми при эксплуатации автомобилей
и дороги; неблагоприятного воздействия
на существующий растительный и животный
мир.
Источником загрязнения и истощения окружающей
среды стала как сама трасса, так и её инженерные
сооружения, объекты обслуживания, особенно
места хранения нефтепродуктов, автозаправочные
станции, станции технического обслуживания,
мойки и т.п.
При широком использовании автомобилей
все возрастающее количество людей посещает
ранее недоступные для них природные комплексы,
что приводит к загрязнению отходами территорий,
прилегающих к автомобильным дорогам,
и других мест.
В отдельных городах и их агломерациях
под воздействием автомобильного транспорта
и других источников загрязнения образовались
предельные экологические состояния,
что препятствует устойчивому их развитию
и требует кардинальных решений по улучшению
их коммуникационной инфраструктуры.
Основными мероприятиями по предотвращению
и уменьшению вредного воздействия автомобилей
на окружающую среду следует считать:
1) разработку таких конструкций автомобилей,
которые меньше загрязняли бы атмосферный
воздух токсичными компонентами отработавших
газов и создавали бы шум более низкого
уровня;
2) совершенствование методов ремонта,
обслуживания и эксплуатации автомобилей
с целью снижения концентрации токсичных
компонентов в отработавших газах, уровня
шума, производимого автомобилями, и загрязнения
окружающей среды эксплуатационными материалами;
3) соблюдение при проектировании и строительстве
автомобильных дорог, инженерных сооружений,
объектов обслуживания таких требований,
как вписывание объекта в ландшафт; рациональное
сочетание элементов плана и продольного
профиля, обеспечивающее постоянство
скорости движения автомобиля; защита
поверхностных и грунтовых вод от загрязнения;
борьба с водной и ветровой эрозией; предотвращение
оползней и обвалов; сохранение животного
и растительного мира; сокращение площадей,
отводимых под строительство; защита зданий
и сооружений вблизи дороги от вибраций;
борьба с транспортным шумом и загрязнением
воздуха; применение методов и технологии
строительства, приносящих наименьший
ущерб окружающей среде;
4) использование средств и методов организации
и регулирования движения, обеспечивающих
оптимальные режимы движения и характеристики
транспортных потоков, сокращение остановок
у светофоров, числа переключения передач
и времени работы двигателей на неустановившихся
режимах.
Загрязняющие
вещества, появляющиеся
при автомобилизации,
и методы борьбы с
ними
Основными загрязняющими
веществами при эксплуатации автотранспорта,
строительстве дорог и дорожных
сооружений являются:
– выхлопные газы;
– нефтепродукты при их испарении;
– пыль;
– продукты истирания шин, тормозных колодок
и дисков сцепления, асфальтовых и бетонных
покрытий;
– противообледенительные соли и песок.
Наибольшему
загрязнению подвержены территории,
непосредственно прилегающие к
трассам. Полоса загрязнения достигает
300 м и более.
Токсичность отработавших газов
Наибольший
загрязняющий эффект из всего перечисленного
оказывают отработавшие газы. Источники
выбросов делятся на стационарные и передвижные.
В наиболее моторизованных странах мира
около 50% общей массы выбросов приходится
на долю передвижных источников. При этом
основная масса выбросов от передвижных
источников в этих странах приходится
на долю автомобилей.
К основным вредным компонентам отработавших
газов автомобилей относятся окись углерода
СО (сильное токсичное вещество), углеводороды
СНх, окислы азота NOх (токсичны, вместе
с углеводородами СН образует фотохимический
смог), альдегиды (вредно действуют на
нервную систему и органы дыхания), твердые
частицы (сажа), окислы серы SOх, бензапирен,
соли свинца (сильно действующие токсичные
вещества). Отрицательное воздействие
автомобиля на окружающую среду заключается
не только в выделении токсичных веществ,
но и в сжигании кислорода, так как для
сгорания нефтепродуктов необходим кислород
(ориентировочно 3,3 т кислорода на 1 т нефтепродуктов).
Кроме воздействия на человека, загрязнение
воздуха наносит вред сельскому хозяйству,
многим материалам и изделиям. В настоящий
момент в России действуют допустимые
нормы по токсичности выхлопных газов
Евро II (согласно Правилам №49, 83 ЕЭК ООН),
введенные с 1 января 2001 г. В Европе этот
стандарт действует с 1996 г., а нормы Евро
III вступили в силу с 1 октября 2001 года.
Требования Евро IV введены с 2005 года, Евро
V – с 2008-го. Причем все они будут обязательны
для российских транспортных средств,
работающих за границей. Кроме того, если
российский автомобиль выпущен после
октября 2001 года, то он должен удовлетворять
нормам Евро III. В Евро II регламентируемый
уровень выбросов дизельных двигателей
грузовых автомобилей полной массой свыше
3,5 т составляет (в г/кВт*ч): СО (окись углерода)
– 4,0; СН (углеводороды) – 1,1; NОх (оксиды
азота) – 7,0; РМ (твердые частицы) – 0,15.
В Евро III требования к токсичности выхлопа
ужесточаются – регламентируемый уровень
выбросов дизельных двигателей грузовых
автомобилей полной массой свыше 3,5 т составит
(в г/кВт*ч): СО (окись углерода) - 2,0; СН (углеводороды)
- 0,6; NОх (оксиды азота) - 5,0; РМ (твердые частицы)
- 0,1. Для бензиновых двигателей легковых
автомобилей уровень выбросов в г/км: CO
– 2,3; CH – 0,2; NOх – 0,15. Требования Евро III
уже сейчас могут выполнять практически
все европейские двигатели. Приведем для
сравнения нормы Евро IV для бензиновых
двигателей легковых автомобилей (в г/км):
CO – 1,0, CH – 0,10, NOх – 0,08.
Методы уменьшения загрязнения атмосферы
отработавшими газами двигателей внутреннего
сгорания можно разделить на две группы:
методы снижения токсичности выбросов;
методы уменьшения объемов выбросов.
Методы снижения токсичности выбросов.
Методы, применяемые для снижения токсичности, можно разделить на четыре основные группы: изменение конструкции, рабочего процесса, технологии производства и специального регулирования двигателей внутреннего сгорания и их систем; применение другого вида топлива или изменение физико-химических свойств топлива; очистка выбросов от токсичных компонентов с помощью дополнительных устройств; замена традиционных двигателей новыми малотоксичными силовыми установками.
Методы
первой группы включают многочисленные
мероприятия по улучшению смесеобразования
и обеднения смеси, дозирования и распределения
ее по цилиндрам (электронные и электромеханические
системы впрыска топлива, модифицированные
быстро прогреваемые впускные клапаны,
термостатирование воздуха, гомогенизация
смеси).
Токсичность отработавших газов значительно
уменьшается при применении бесконтактных
транзисторных систем зажигания; карбюраторов
с быстродействующими заслонками, пневматическим
впрыском и электронным управлением; использовании
форкамерно-факельных, процессов и послойного
смесеобразования; установке устройств
для рециркуляции отработавших газов,
изменении формы камеры сгорания и впрыске
в нее воды.
С помощью специальных регулировок (состава
смеси, частоты вращения холостого хода,
угла опережения зажигания и опережения
впрыска топлива, времени перекрытия клапанов)
можно уменьшить содержание токсичных
компонентов в отработавших газах. Снижение
выброса вредных компонентов можно достичь
путем поддержания двигателя в чистоте
и снижения загрязнения системы питания,
отложений в газораспределительном механизме,
всасывающей трубе.
Вторая группа методов имеет два основных направления: применение присадок к топливам, снижающих выброс свинца, серы, канцерогенных веществ, сажи и твердых частиц; перевод двигателей на другие виды топлива (пропан-бутан, природный газ, водород, воздух).
Третья группа методов – очистка выбросов от токсичных компонентов, производимая с помощью нейтрализаторов различных типов и очистителей, устанавливаемых на автомобили. Эти методы получили широкое распространение в ряде стран. Нейтрализаторы производят физико-химическую очистку выбросов (термические, каталитические, жидкостные, механические, улавливающие испарения топлива и картерных газов, комбинированные), а очистители осуществляют очистку воздуха на входе в двигатель и отработавших газов при выходе их из двигателя.
Распространенные в настоящее время бензиновые карбюраторные двигатели могут быть заменены двигателями других типов, отработавшие газы которых содержат меньше токсичных веществ: дизелями и особенно их малотоксичными модификациями; двигателями, работающими на газовом топливе; гибридной силовой установкой, в которой объединены двигатель внутреннего сгорания, генератор переменного тока, тяговый электромотор и аккумулятор (Toyota Prius); ротопоршневыми; газотурбинными. Могут применяться двигатели, которые вообще не дают вредных выхлопов: электрические; двигатели, работающие на водородном топливе или на сжатом воздухе (двигатель французского изобретателя Ги Негра). Теоретически могут быть применены комбинации ДВС с емкостным накопителем энергии на базе конденсаторов, а также паровые двигатели. Необходимо учитывать, что применение комплекса устройств, снижающих токсичность, в большинстве случаев значительно удорожает автомобиль (до 25%).
Методы уменьшения объемов выбросов.
Эти методы
относятся в значительной степени
к организационно-техническим
Токсичность продуктов истирания дисков сцепления, тормозных накладок и шин
В деталях и узлах автомобиля используются асбестовые материалы (прокладки, тормозные изделия и т.п.). В 80-е годы в Западной Европе был введен запрет на применение асбеста во фрикционных узлах сцеплений и тормозов. При этом наука не доказала, что асбест более вреден, чем его заменители.
Ученые
из Медицинского научного центра профилактики
и охраны здоровья проводили эксперименты
с белыми крысами. Показано, что хризотил-асбест
способен вызывать злокачественные
образования. Но, к сожалению, и заменители
асбеста – искусственные
Россия также присоединилась к серии поправок
Правил № 13,78 и 90 ЕЭК ООН. В этом документе
имеются пункты, запрещающие использование
асбеста на автотранспорте. Россия должна
полностью отказаться от применения асбеста
для автотранспортной техники к 2000 году.
Тем самым для асбеста в транспортных
отраслях закрывается и внутренний рынок.
Продукты истирания шин, включающих в
свой состав сажу и силикон, действительно
вредны, и некоторые фирмы-производители
снижают вредное влияние шин на окружающую
среду посредством использования кремневой
основы или полимера, получаемого из сердцевины
кукурузных початков (разработка итальянских
химиков).
Информация о работе Влияние автомобилизации на окружающую среду