Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:59, контрольная работа

Описание

Уральский федеральный округ (далее – УрФО) был образован 13 мая 2000 года. В его состав входят 6 субъектов Российской Федерации: 4 области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский – Югра, Ямало-Ненецкий). Общая площадь территории округа составляет 1818,5 тыс. В. километров (почти 11 % площади Российской Федерации) и превышает площадь территорий Германии, Франции, Великобритании и Испании вместе взятых. Административный центр УрФО – город Екатеринбург. По данным на 1 января 2009 года в составе УрФО насчитывается 115 городов, 119 районов и 80 посёлков городского типа.

Содержание

1. Административно-территориальное деление, численность населения и природно-климатические условия Уральского федерального округа.
2. Специализация Уральского федерального округа в области промышленности и сельского хозяйства.
3. Социально-экономическая характеристика Уральского федерального округа.
4. Проблемы и перспективы развития Уральского федерального округа
Картосхема. Уральский федеральный округ.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Малышева Д.С..doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

В рамках проводимого аудита во время экспертно-аналитических сессий следует начать работу по выделению проектных идей, значимых для округа и страны, оказанию содействия по доведению этих идей до проектов, до федеральных целевых программ или окружных проектов международного уровня. Механизмы реализации пространственного подхода должны быть закреплены в нормативно-правовых документах.

Необходимо отметить, что опорой для концепции пространственного развития является структура функционирования ландшафта, сформированного деятельностью десятков поколений людей. С учетом технологической отсталости большинства промышленных производств и агропромышленного комплекса в роли основного ресурса пространственного развития рассматривается потенциал местных сообществ, потенциал кооперации институтов науки, образования, культуры, бизнеса, и в первую очередь наиболее активных групп в составе этих институтов. Поскольку такие институты развивались до настоящего времени в рамках региональных систем управления, на первый план выступает формирование информационной инфраструктуры, связывающей группы активности, разделяющие идеологию качественного развития страны.

Не менее важной задачей является отстройка реальной кооперации в масштабе округа между разобщенными социальными институтами управления, культуры, бизнеса, науки, проектирования. Относительная угнетенность активных сообществ в средних и малых городах под воздействием доминирующих крупнейших городов оказывает весомый тормозящий эффект в окружном масштабе.

Если принять во внимание наличие технической инфраструктуры и потенциально общую проблематику, то в ряд первоочередных задач необходимо включить установление кооперации между университетскими сообществами крупнейших городов и региональных столиц. Опыт показывает, что для такого рода интеграции недостаточно внутренней энергетики университетов. В соответствии с концепцией пространственного развития роль такого агента с наибольшей эффективностью способны выполнять проекты.

Не менее значимо установление взаимодействия между локальными профессиональными корпорациями – муниципальных управленцев, лидеров общественного самоуправления, активных деятелей культуры. Все эти сообщества организуются отраслевым образом, из-за этого отсутствует схема их взаимодействия; все они организуются региональным образом, и потому горизонтальные связи между сообществами различных субъектов Федерации сведены к минимуму. И в этом случае проекты, настроенные на взаимодействие разных профессиональных сообществ, локализованных в нескольких регионах округа, выступают как инструмент установления горизонтальной коммуникации, а затем и преобразования ее в сетевую конструкцию.

Работа по пространственному развитию должна осуществляться в нескольких направлениях:

- эколого-экономический проект восстановления ландшафта, способный привлечь внимание и техническую поддержку мирового сообщества;

- нахождение замещающих источников энергии и отработка путей энергосбережения в хозяйственном комплексе макрорегиона;

- восстановление плодородия ныне залитых или подтопленных земель за счет применения эффективных технологий санации иловых осадков;

- формирование системы сельскохозяйственных поселений на осушаемых землях наряду с организацией экономичной транспортной сети;

- восстановление лесного хозяйства, нарушенного подтоплением обширных территорий, и создание высокоэффективной системы деревообработки и сопутствующих производств.

Формирование федерального округа обретает дополнительный к контрольным функциям смысл только в том случае, если удастся обозначить и обустроить с концептуальной и организационной стороны те формы социально-экономических и социально-культурных действий, которые в принципе не могут быть отстроены при монополии регионального подхода к постановке задач пространственного развития. Предусмотрена разработка серии маломасштабных пилотных проектов, каждый из которых охватывал бы локальный приграничный узел, потенциально сцепляющий два (в отдельных случаях – три) соседних сельских района, периферийных для соседствующих субъектов Федерации.

Отдельно хотелось бы остановиться на основных проблемах и приоритетных направлениях развития транспортного комплекса округа, на наиболее значимых и перспективных проектах, имеющих не только региональное, но и общенациональное федеральное значение.

УрФО располагает достаточно мощной и разветвленной транспортной инфраструктурой. Общая протяженность железных дорог составляет около 9000 километров, внутренних водных путей – 11,4 тысячи километров, протяженность автомобильных дорог общего пользования – более 40 тысяч километров. На территории округа расположено 63 аэропорта, в том числе, 7 – федерального значения.

В то же время, необходимо заметить, что степень развития транспортной инфраструктуры УрФО не в полной мере соответствует потребностям развития экономики региона, сдерживает реализацию его промышленного, ресурсного и транзитного потенциала.

В числе главных системных проблем, выделяют:

1) нерациональную конфигурацию существующей железнодорожной и автодорожной сети, ведущую к избыточным издержкам грузоотправителей, а также создающей разрыв между богатыми природными ресурсами регионами Полярного и Приполярного Урала и промышленно-развитыми территориями Среднего и Южного Урала;

2) не менее серьезной проблемой является сложившийся структурный дисбаланс между промышленным и демографическим потенциалом округа и уровнем развития его дорожной инфраструктуры. Обеспечивая более 20% всего промышленного производства России, на долю УрФО приходится только 7% общей протяженности российской сети дорог, их плотность фактически в два раза ниже среднероссийских показателей.

По-прежнему, отсутствуют обходы крупнейших городов. Наиболее остро эта проблема стоит в Челябинске, Тюмени, Каменске-Уральске, Екатеринбурге. Строительство первых трех объектов ведется, но из-за нехватки финансирования сроки их ввода постоянно сдвигаются.

4) На воздушном транспорте в качестве основных проблемных зон следует выделить:

недостаточный технический уровень оснащения и развития наземной инфраструктуры, в частности, это касается таких стратегически важных федеральных объектов, как аэропорты «Рощино» и «Кольцово»;

недостаточно используемый потенциал малой авиации, особенно при осуществлении перевозок в районах Сибири и Крайнего Севера;

незаконченность процессов разграничения федеральной и региональной собственности;

нерациональность системы управления воздушным движением, которая в свою очередь, резко снижает эффективность работы авиакомпаний и препятствует привлечению дополнительных транзитных пассажиропотоков на территорию Российской Федерации.

Необходимо также учитывать, что УрФО является одним из наиболее перспективных как с точки зрения роста платежеспособного спроса на услуги авиационных перевозок, так и с точки зрения привлечения транзитных пассажиропотоков.

В Уральском федеральном округе транспортная система призвана обеспечить развитие старейшего в России индустриального региона, а также освоение перспективных месторождений полезных ископаемых. Основные широтные коммуникации этого округа входят в состав евро-азиатского транспортного направления Восток – Запад.

Приоритетными направлениями развития транспорта в УрФО являются строительство новых грузообразующих и технологических железнодорожных линий, главным образом в рамках реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», организация скоростного железнодорожного сообщения между г. г. Екатеринбургом и Челябинском, увеличение пропускной способности магистральной сети железных и автомобильных дорог, развитие транспортных коммуникаций в направлении Республики Казахстан и Китая, создание современной системы транспортно-экспедиционного и логистического обслуживания в пунктах взаимодействия различных видов транспорта, прежде всего в крупнейших транспортных узлах – г. г. Екатеринбурге и Челябинске, формирование на базе аэропорта г. Екатеринбурга хаба для международных и внутренних магистральных воздушных перевозок и развитие инфраструктуры региональных авиаперевозок в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, а также строительство метрополитена в г. Челябинске. Рост добычи полезных ископаемых в Ямало-Ненецом автономном округе будет стимулировать использование Северного морского пути.

Одним из важнейших инструментов преодоления вышеперечисленных проблем должна стать реализация Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, согласно которой, до 2015 года основными направлениями развития транспортной инфраструктуры станут:

в сфере железнодорожного транспорта:

строительство грузообразующей линии Полуночное – Обская;

строительство технологических линий Салехард – Надым и Паюта – Бованенково;

строительство дополнительных главных путей на участках Челябинск – Нижняя – Каменск-Уральский, Тобольск – Сургут, Сургут – Ульт-Ягун и Калино – Левшино;

реконструкция мостового перехода через р. Туру на участке Егоршино – Тавда;

в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:

строительство и реконструкция участков автомобильных дорог М-5 «Урал» (Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск), М-36 (Челябинск – Троицк – граница с Республикой Казахстан), М-51, М-53, М-55 «Байкал» (Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита);

реконструкция участков автомобильных дорог 1Р 242 (Пермь – Екатеринбург), 1Р 351 (Екатеринбург – Тюмень), 1Р 402 (Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск);

в сфере воздушного транспорта:

развитие аэропортов Екатеринбург, Челябинск, Нижневартовск, Магнитогорск, Ханты-Мансийск, Сургут, Тюмень, Новый Уренгой, Урай, Надым, Когалым, Ноябрьск, Ямбург, Салехард и Нефтеюганск;

создание Екатеринбургского и Тюменского укрупненных центров организации воздушного движения;

в сфере морского транспорта – развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов;

в сфере внутреннего водного транспорта:

создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта в речных портах Ханты-Мансийск, Салехард, Тюмень, Тобольск и Сургут;

реконструкция инфраструктуры пассажирских объектов.

В 2016 – 2030 годах основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в округе станут:

в сфере железнодорожного транспорта:

строительство стратегической линии Коновалово – Называевская;

организация скоростного движения на линии Екатеринбург – Челябинск;

строительство грузообразующих линий Русское – Заполярная, Муслюмово – Теченская;

строительство вторых мостовых переходов через реки Обь, Большой Салым и Демьянка на линии Тобольск – Сургут;

строительство социально значимой линии Ханты-Мансийск – Салым;

строительство технологических линий Воркута – Усть-Кара, Бованенково – Харасавэй, Паюта – Новый Порт, Коротчаево – Русское – Игарка;

строительство дополнительных главных путей на участках северного обхода Свердловского узла (Богданович – Алапаевск – Смычка, Азиатская – Чусовская – Левшино и Путевка – Богданович);

в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:

реконструкция на территории УрФО участков автомобильных дорог, включаемых в сеть дорог федерального значения, на направлениях Центр – Урал (Москва – Саранск – Ульяновск – Екатеринбург), Северо-Запад – Сибирь (Санкт-Петербург – Котлас – Сыктывкар – Пермь – Ханты-Мансийск – Томск), а также автомобильной дороги Тюмень – Салехард;

строительство новой автомобильной дороги Салехард – Новый Уренгой – Сургут;

строительство и реконструкция участков автомобильных дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва – Нижний Новгород – Казань – Челябинск – граница с Республикой Казахстан с ответвлением Челябинск – Екатеринбург;

комплексная модернизация и развитие дорожной сети Екатеринбургского транспортного узла;

в сфере воздушного транспорта:

дальнейшее развитие наиболее крупных аэропортов и аэропортов местного значения Курган, Березово, Тобольск, Кондинск, Нягань, Тарко-Сале, Харасавэй и других;

в сфере морского транспорта – развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов;

в сфере внутреннего водного транспорта – создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта в портах Уренгой, Надым, Сергино, Нижневартовск и Нефтеюганск.

Отдельно необходимо остановиться на таком проекте, как проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», который охватывает обширную территорию в административных границах УрФО и предполагает создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности УрФО на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.

Реализация проекта является предпосылкой более глубокой интеграции уникальной сырьевой базы Северного Урала и Западной Сибири с индустриальным ядром Среднего и Южного Урала.

По своему масштабу и значению проект выходит далеко за региональные рамки и способен оказать радикальное позитивное влияние на развитие ключевых отраслей промышленности страны.

Информация о работе Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана