Водные ресурсы планеты, их рациональное использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:28, контрольная работа

Описание

Цель исследования. Выяснить: насколько велика роль воды в природе и жизни человека. Выявить способы охраны и рационального использования водных ресурсов.
Задачи.
• Используя различные литературные источники, раскрыть роль воды в природе и жизни человека.
• Выяснить причины загрязнения водных ресурсов.
• Сделать заключение по работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………
1. Роль воды в природе и жизни человека…………………
2. Природная вода и ее распространение…………………..
3. Круговорот воды в природе и зависимость от него человека. Влияние человека на этот процесс………….
4. Истощение и загрязнение водных ресурсов, причины. Основные загрязняющие вещества……………………...
5. Охрана и рациональное использование водных
ресурсов……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………..
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Водные ресурсы планеты.docx

— 25.88 Кб (Скачать документ)

    Особо следует остановиться на захоронении  в морях и океанах радиоактивных  отходов. Захоронение радиоактивных  отходов (РАО) в море рассматривается  как изоляция этих опасных веществ  от среды обитания человека на период, достаточный для физического  распада радионуклидов. Захоронение  жидких радиоактивных отходов (ЖРО) и твердых радиоактивных отходов (ТРО) осуществлялось многими странами, имеющими атомный флот и атомную  промышленность.

    Не  меньший вред по загрязнению водных объектов наносят удобрения и  ядохимикаты (пестициды), применяемые  в сельском хозяйстве, которые, попадая  на поверхность почвы, смываются  с нее и оказываются в водоемах.

    Процессы  регенерации, или самоочищения, протекают  в водной среде гораздо медленнее, чем в воздухе. Источники загрязнения  водоемов более разнообразны, а естественные процессы, происходящие в водной среде  и подвергающиеся действию загрязнителей, более чувствительны и имеют  большее значение для обеспечения  жизни на Земле, чем те, которые  происходят в атмосфере.

    К наиболее распространенным загрязнителям  воды (содержание компонентов превышает  нормативы) можно отнести железо, марганец, сульфиды, фториды, соли кальция  и магния, органические соединения, др.

    Даже приведённых немногочисленных примеров достаточно, чтобы убедиться в том, что загрязнение человеком земной гидросферы теперь достигает глобальных масштабов. Мировой океан принимает в себя всё, что сливается в него из рек, выпадает с дождями, всё, что нередко выливается из огромных нефтяных танкеров, терпящих бедствие в море, всё, что растворяет в нём атмосфера. Океан представляет собой сложную, сбалансированную систему, которая в пятьдесят миллионов раз старше нашего постиндустриального общества. 

Таким образом,  из всего вышесказанного, можно сделать вывод. 

Основные  пути загрязнения  гидросферы

  1. Загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Приводит к появлению нефтяных пятен, что затрудняет процессы фотосинтеза в воде из-за прекращения доступа солнечных лучей, а также вызывает гибель растений и животных. Каждая тонна нефти создает нефтяную пленку на площади до 12 км квадратных. Восстановление пораженных экосистем занимает 10 – 15 лет;

        2.      Загрязнение сточными водами в результате промышленного производства, минеральными и органическими удобрениями в результате сельскохозяйственного производства, а также коммунально – бытовыми стоками. Ведет к эвтрофикации водоемов – обогащению их питательными веществами, приводящим к чрезмерному развитию водорослей и гибели других экосистем водоемов с непроточной водой (озер и прудов), а иногда к заболачиванию месности;

   3.      Загрязнение тяжелыми металлами. Нарушает жизнедеятельность водных организмов и человека;

        4.      Загрязнение кислотными дождями. Приводит к закислению водоемов и гибели экосистем;

         5.      Радиоактивное загрязнение. Связано со сбросом радиоактивных отходов;

       6.      Тепловое загрязнение. Вызывается сбросом в водоемы подогретых вод ТЭС и АЭС. Приводит к массовому развитию сине – зеленых водорослей, так называемому цветению воды, уменьшению количества кислорода и отрицательно влияет на флору и фауну водоемов;

         7.      Механическое загрязнение. Повышает содержание механических примесей;

       8.      Бактериальное и биологическое загрязнение. Связано с разными патогенными организмами, грибами и водорослями.

Следовательно, несмотря на гигантские объемы водных масс нашей планеты, человек стал одним из существенных звеньев формирования их качественных, а зачастую и количественных показателей. 
 

  1. Охрана  и рациональное использование  водных ресурсов.

   В настоящее время масштабы загрязнения и истощения водных ресурсов приняли угрожающий характер. Остро встала проблема нехватки пресной воды в густонаселенных районах, крупных промышленных центрах, в местах орошаемого земледелия. Отсутствие чистой питьевой воды, загрязнение водоемов являются причиной многих заболеваний человека, губительно сказываются на животном и растительном мире Земли. Во многих местах загрязнение пресных вод переходит из разряда локального в региональный.

   Охрана водных ресурсов как составная часть охраны окружающей природной среды представляет собой комплекс мер (технологических, биотехнических, экономических, административных, правовых, международных, просветительных и т.д.), направленных на рациональное использование ресурсов, их сохранение, предупреждение истощения, восстановление природных взаимосвязей, равновесия между деятельностью человека и средой.

Важными принципами охраны вод являются:

  1. профилактика - предупреждение негативных последствий возможного истощения и загрязнения вод;
  2. комплексность водоохранных мер - конкретные водоохранные меры должны быть составной частью общей природоохранной программы;
  3. повсеместность и территориальная деффиринцированность;
  4. ориентированность на специфические условия, источники и причины загрязнения;
  5. научная обоснованность и наличие действенного контроля за эффективностью водоохранных мероприятий.

  Важнейшими технологическими мерами охраны водных ресурсов являются совершенствование технологий производства, внедрение безотходных технологий. В настоящее время применяется и совершенствуется оборотная система водоснабжения, или повторное использование воды.

  Полностью избежать загрязнения воды невозможно, поэтому применяются биотехнические меры охраны водных ресурсов - очистка сточных вод от загрязнения. Основные методы очистки - механические, химические и биологические.

   При механической очистке сточных вод нерастворимые примеси удаляются при помощи решеток, сит, жироловок, маслоловушек и т.д. Тяжелые частицы осаждают в отстойниках. Механической очисткой удается освободить воду от нерастворимых примесей на 60-95%.

     При химической очистке применяются реагенты, переводящие растворимые вещества в нерастворимые, связывают их, осаждают и удаляют из сточных вод, которые очищаются еще на 25-95%.

  Биологическая очистка проводится двумя способами. Первый - в естественных условиях - на специально подготовленных полях фильтрации (орошения) с оборудованными картами, магистральными и распределительными каналами. Очистка происходит естественным способом путем фильтрации воды через почву. Органический фильтрат подвергается бактериальному разложению, воздействию кислорода, солнечных лучей и используется в дальнейшем в качестве удобрения. Используется также каскад прудов-отстойников, в которых естественным путем происходит самоочищение воды. Второй - ускоренный способ очищения сточных вод - производится в специальных биофильтрах через пористые материалы из гравия, щебня, песка и керамзита, поверхность которых покрыта пленкой микроорганизмов. Процесс очистки сточных вод на биофильтрах происходит интенсивнее, чем на полях фильтрации. В настоящее время практически ни один горд не обходится без очистных сооружений, причем все указанные способы применяются в комплексе. Это дает хороший эффект.

     Во многих странах проблемой охраны вод от загрязнения начали заниматься на уровне правительств, на ее решение были выделены большие средства. Однако некоторые индустриальные страны подошли к наведению порядка на своих внутренних водоемах весьма своеобразно. Они, с одной стороны, разработали меры по предотвращению или ликвидации загрязнения, вложив в это крупные средства, с другой - стали переводить предприятия, наиболее сильно загрязняющие водные объекты, в развивающиеся страны. Это помогло улучшить ситуацию в самых индустриальных странах, но не сняло проблему на планете в целом, поскольку началось катастрофическое загрязнение рек и водоемов в развивающихся странах, продолжалось загрязнение Мирового океана.

  Нельзя преуменьшать значение экологического воспитания жителей планеты. Вспомним В. А. Сухомлинского, который считал, что личность в основных своих проявлениях формируется приблизительно до 12 лет. Потому комплексное экологическое воспитание человека практически нужно начинать от его рождения.  С одним из  занятий, которые проводятся в детских дошкольных учреждениях, можно ознакомиться в  Приложении     № 4 .

   Осознание каждым  личной ответственности за состоянием окружающей среды, непосредственное участие в экологической деятельности может стать решающим фактором улучшения глобальной экологической ситуации.

    И если люди будут осознавать, что “капля воды – дороже  алмаза “, то водные проблемы будут вскоре решены.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение.

       Защита  водных ресурсов от истощения и  загрязнения и их рационального  использования для нужд народного  хозяйства – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного  решения.

Каким можно ожидать ближайшее будущее  для Мирового океана, для важнейших  морей?

    В целом для Мирового океана ожидается на ближайшие 20-25 лет рост его загрязнения в 1,5-3 раза. Соответственно этому будет ухудшаться и экологическая ситуация. Концентрации многих токсических веществ могут достигнуть порогового уровня, затем наступит деградация естественной экосистемы. Ожидается, что первичная биологическая продукция океана может понизиться в ряде крупных районов на 20-30% по сравнению с нынешней. Миру нужна устойчивая практика управления водными ресурсами, однако мы еще недостаточно быстрыми темпами движемся в правильном направлении. Китайская пословица гласит: "Если мы не изменим курс, то можем прийти туда, куда направляемся". Если не изменить направление движения, многие районы будут по-прежнему испытывать нехватку воды, многие люди будут по-прежнему страдать, будут продолжаться конфликты из-за воды и новые площади ценных сильно увлажненных земель будут уничтожены.     Сейчас уже ясен путь, который позволит людям избежать экологического тупика. Это безотходные и малоотходные технологии, превращение отходов в полезные ресурсы. Но потребуются десятилетия для воплощения идеи в жизнь.

    Будущее биологических ресурсов Мирового океана находится под серьезной угрозой и нуждается в эффективных мерах по его охране от загрязнений. Мировой океан должен быть ареной международного сотрудничества в области рационального использования и охраны его ресурсов, предполагающего участие в международных программах всех государств, заинтересованных в сохранении Мирового океана в качестве важнейшей экосистемы мира.

       Таким образом, охрана и рациональное использование  водных ресурсов – это одно из звеньев  комплексной мировой проблемы охраны природы.

        Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятельности человека и всего живого на Земле, мы можем утверждать, что вода - одно из самых драгоценных сокровищ нашей планеты.

Список  литературы.

  1. Баканина Ф.М. Экологические  проблемы природопользования Нижегородской области.-Нижний Новгород,  1994год.
  2. Воронцов А. И., Харитонова Н. З. Охрана  природы. М.,1979.
  3. Гольдберг В.М. Взаимосвязь загрязнения подземных вод и природной среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987. - 248 с.
  4. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды   М.: Аспект-пресс, 1995.
  5. Елькин А.В. Загрязнение вод и проблемы их охраны // http://elkin52. narod.ru
  6. Ерофеев Б.В. Экологическое право М.: Юриспруденция, 1999
  7. Инженерная экология и экологический менеджмент / Под ред. Иванова Н.И., Фадина И.М. М.: Логос, 2003.
  8. Инженерная экология / Под ред. Медведева В.Т. М.: Гардарики, 2002.
  9. Константинов В.М. Охрана природы: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Академия, 2000. - 240 с.
  10. Костин С.Н. Проблемы загрязнения окружающей среды // http://www.ecosystema.ru
  11. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек  М.: 1999.
  12. Патин С.А. Химическое загрязнение и его влияние на гидробионтов // Биология океана. Т.2. Биологическая продуктивность океана / под ред. М.Е. Виноградова. - М.: Наука, 1977. - С.322-331.
  13. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы СПб: Химия, 1998.
  14. Родзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. М.: Просвещение, 1986.

Информация о работе Водные ресурсы планеты, их рациональное использование