Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:50, реферат
В процессе развития общества постоянно существует проблема несоответствия соотношения между возрастающими потребностями людей и фактическим наличием ресурсов. Огромный ущерб окружающей среде наносится в результате нерационального природопользования, что приводит к загрязнению и истощению природных ресурсов.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экологический паспорт предприятия………………………………...4
Глава 2.Воздействие отраслей народного хозяйства на окружающую среду..6
Глава 3.Экологическая политика………………………………………………13
§1.Экологическая политика предприятия……………………………………..13
§2. Основные эколого-экономические принципы…………………………….15
Заключение……………………………………………………………………....18
Список использованных источников……….………………………………….19
-
Принцип “загрязнитель платит”.
В
соответствии с рекомендацией ОЭСР
(организация экономического сотрудничества
и развития) 1972 г., принцип “загрязнитель
платит” означает, что “загрязнитель
должен нести расходы по проведению мер
экологического оздоровления по решению
властей”.
В
“Рекомендации Совета 75/436 Евратом,
ЕОУС (Европейское объединение угля и
стали), ЕЭС от 3.03.75 о распределении затрат
по охране окружающей среды и действиях
органов общественной власти в этой области”
дается определение и руководство по применению
данного принципа. Отнесение расходов
по борьбе с загрязнениями и другими неблагоприятными
воздействиями на окружающую среду на
непосредственных виновников заставляет
их в условиях рынка искать пути снижения
загрязнения, использовать более приемлемые
с экологической точки зрения технологии,
принимать меры по более рациональному
использованию природных ресурсов. Определение
ЕЭС гласит, что “физические и юридические
лица, действующие в рамках публичного
частного права, ответственные за загрязнение,
должны нести все расходы по мероприятиям,
необходимым для ликвидации этого загрязнения
или сокращения его до уровня, который
соответствовал бы стандартам или эквивалентным
требованиям, обеспечивающим соблюдение
целевых показателей качества окружающей
среды, или, при отсутствии таких показателей,
стандартам и нормативам установленным
общественными властями”.
Современную
трактовку принципа “загрязнитель
платит” можно свести к двум основным
положениям:
-
загрязнитель должен нести все
расходы по средоохранной
-
загрязнитель имеет право
Следует
отметить, однако, что практическое
применение принципа "загрязнитель
платит" показывает множество отклонений
от теоретических постулатов.
Во-первых,
существует проблема идентификации загрязнителя.
Юридически ответственным за загрязнение
признается физическое или юридическое
лицо, которое прямо или косвенно наносит
ущерб окружающей среде или создает условия,
приводящие к возникновению такого ущерба.
Однозначное же определение ответственного
за загрязнение может быть затруднено,
особенно тогда, когда загрязнение связано
одновременно с несколькими источниками
(кумулятивное загрязнение) или с последовательными
причинами (цепное загрязнение): например,
в загрязнении воздуха выхлопными газе
виновен как производитель, так и владелец
автомобиля. В этих случаях соответствующие
расходы должны быть распределены таким
образом, чтобы обеспечивалось оптимальное
с административной и экономической точки
зрения решение и достигался бы максимальный
эффект улучшения состояния окружающей
среды.
Во-вторых,
политические причины (потеря популярности
среди избирателей) могут препятствовать
принятию решений о проведении политики
в соответствии с принципом "загрязнитель
платит".
В-третьих,
экономические причины, особенно на региональном
уровне (безработица, закрытие основных
производств) создают внешне убедительный
аргумент против применения данного принципа.
Тем
не менее, не существует другого принципа
экологической политики, который
мог бы сравниться по эффективности
с данным. Различные инструменты экологической
политики по разному способствуют
реализации этого принципа, о чем речь
пойдет ниже.
-
Принцип долгосрочной
Стоимость
экологической деградации или охраны
окружающей среды не может рассматриваться
статично. Загрязняющие вещества аккумулируются
с течением времени, и лишь по прошествии
его может выявиться полный ущерб.
Не
только ущерб, но и стоимость
охраны окружающей среды должна
рассматриваться перспективно. Экологическая
деятельность очень капиталоемка.
Требуется несколько лет для накопления
капитала (например, строительство
водоочистных сооружений и канализации).
Адаптация производственных процессов,
изменение отраслевой структуры,
переразмещение фирм требуют одного-двух
десятилетий. Поэтому экологическая политика
должна проводиться постоянно.
Сейчас
же мы порой наблюдаем обратные
явления, старые свалки служат ярчайшим
примером необдуманной экологической
политики без предвидения будущего
ущерба.
-
Принцип взаимозависимости.
Экологическая
политика должна учитывать взаимозависимость
между природными средами, технологиями
производства, загрязнения и сокращения
загрязнения, между самими загрязняющими
веществами.
В
качестве отрицательного примера можно
привести экологическую политику в США
и некоторых европейских странах в начале
70-х гг., концентрировавшуюся на управлении
качеством воздуха и вод и пренебрегавшую
почвой и свалками твердых отходов,
загрязненных опасными веществами.
- Принцип “пользователь платит”.
Принцип
“пользователь платит” является
применением принципа “загрязнитель
платит” в отношении
Заключение.
Загрязнение
окружающей среды - неизбежный продукт
экономической деятельности предприятия.
Выбросы загрязняющих веществ ухудшают
качество не только атмосферы, но оказывают
неблагоприятное влияние на здоровье
людей, растительность, водную среду, почву
и сельскохозяйственную продукцию, животный
мир, строения и оборудование.
Поэтому при хозяйственной деятельности любого объекта необходимо учитывать правила и меры по соблюдению технологического режима и выполнения требований по охране природы, рационального использования природных ресурсов, оздоровления окружающей среды, которое обеспечивает установленные нормативы качества природной среды.
Решение
экологических проблем требует
комплексного подхода к работе каждого
субъекта хозяйственной деятельности,
поиска новых рациональных решений по
разработки и внедрения природоохранных
мероприятий в соответствии с экологическим
прогнозом предполагаемых последствий.
Список
использованных источников.
1. Быстраков Ю.И., Колосов А.В. Экономика и экология. - М.: Агропромиздат, 1988. - 204 с.
2.
Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические
методы управления
3. Игнатов В.Г., Кокин А.В., Сидоров П.Т. Экологичный менеджмент на предприятии: как заработать деньги в услових экологизации экономики. - Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1997. - 322 с.
4. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. Учебное пособие. - М.: Издательство Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, 1994. - 312 с.
5.
Неверов А.В. Экономика
6.
Ишков А. Эко-экономика:
7.
Бринза Н. Экология и
8.
Хабарова Е.И. Менеджмент на
стыке экономики и экологии//
9. Глухов В.В. Экономические основы экологии: Учебник. – СПб, Специальная литература, 1995. – 280 с.
10. Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 454 с.
11. Природопользование. Учебник / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000. – 284 с.
12.Экология и экономика: Учебник для вузов / Под ред. Э.В.Гирусова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 396 с.
13.Холина В.Н. Основы экономики природопользования: Учебник. – СПб.: изд-во Питер, 2005. – 672 с.
14.Голуб А.А. Экономика природопользования. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 188 с.
Информация о работе Воздействие предприятий народного хозяйства на окружающую среду