- Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта
-
Оценка автомобилей по токсичности выхлопов. Большое значение также имеет повседневный контроль, над автомашинами. Все автохозяйства обязаны следить за исправностью выпускаемых на линию машин. При хорошо работающем двигателе в выхлопных газах окиси углерода должно содержаться не более допустимой нормы. Положением «о Государственной автомобильной инспекции», на нее возложен контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния автомототранспорта. ГОСТ под номером 17.2.03.77, введенный в нашей стране с 1 июля 1978 г., имеет символическое название «Охрана природы. Атмосфера».
В подзаголовке конкретизируется: «Содержание
окисид углерода в отработавших газах
автомобилей с бензиновыми двигателями.
Нормы и метод определения». В принятом
стандарте на токсичность предусмотрено
дальнейшее ужесточение нормы, хотя они
и сегодня в СССР жестче европейских: по
окиси углерода—на 35%, по углеводородам—на
12%, по окислам азота—на 21%. Советский автомобиль
1978 г. должен выбрасывать в атмосферу окиси
углерода почти вдвое, а углеводородов
на 21% меньше, чем машина выпуска 1975 г. С
1978 г. ограничен выброс окислов азота.
В таких больших городах, как Москва, Киев,
Алма-Ата, работают службы чистого воздуха.
На дизельные автомобили имеется специальный
ГОСТ «Автомобили с дизелями. Дымность
отработавших газов». Интересной особенностью
автомобильного ГОСТа является то обстоятельство,
что он обращен к огромной массе водителей.
Кроме норм, ГОСТ содержит методику, которая
дает подробные рекомендации водителю:
как определить содержание окиси углерода
в выхлопе, как отрегулировать двигатель.
Отечественные стандарты предусматривают
дальнейшее поэтапное ужесточение норм
выброса токсичных веществ. Автомобили,
выпускаемые в нашей стране, отвечают
требованиям действующих стандартов.
На заводах введены контроль и регулирование
автомобилей по токсичности и дымности
отработавших газов.
- В Российской Федерации созданы приборы, которые следят за тем, чтобы машины, выходящие в рейс, не превышали допустимых норм выбросов вредных газов. Так, в Смоленске выпускаются переносные устройства «ГАИ-1» для измерения окиси углерода в выхлопных газах. Другие приборы измеряют окислы азота, углеводорода. Создана аналитическая система, автоматически регистрирующая одновременно основные транспортные выбросы. Смоленские приборостроители начали ее серийный выпуск. Системы управления городским транспортом. Разработаны новые системы регулирования уличного движения, которые сводят к минимуму возможность образования пробок, потому что, останавливаясь и потом набирая скорость, автомобиль выбрасывает в несколько раз больше вредных веществ, чем при равномерном движении. Расширяются улицы между проезжей частью дорог и жилыми домами. Построены автомагистрали в обход городов. Так, в Саратове построена автомагистраль в обход города. Дорога приняла весь поток транзитного транспорта, который раньше нескончаемой лентой тянулся по городским улицам. Резко снизилась интенсивность движения, уменьшился шум, чище стал воздух.
- Любые вопросы организации движения надо рассматривать с точки зрения не только обеспечения безопасности, но и уменьшения токсичности выхлопных газов. Почему, скажем, предельная скорость движения в городе установлена не 80 и не 50, а 60 км в час? Именно на эту скорость у легковых автомобилей приходится минимум вредных выбросов. При резком же увеличении или уменьшении скорости движения выброс возрастает более чем вдвое. В столице проводится большая работа по улучшению организации и безопасности движения транспорта, роль техники регулирования сегодня очень велика. Большое значение в регулировании движения приобретает привычный всем нам скромный светофор. Напряженный и все усложняющийся ритм автомобильных потоков в столице регулируют около 800 светофоров. На 42 магистралях они работают по четкой, координированной системе, известной как «Зеленая волна».
- Трубопроводный пневматический транспорт обладает еще большими возможностями как для внутригородских, так и междугородных пассажирских и грузовых перевозок. Согласно проектам, движение поезда будет осуществляться в специальной трубе-тоннеле с помощью засасывания компрессором воздуха и нагнетания его позади состава, в то время как перед ним создается разрежение. При этом вагон будет опираться на воздушную подушку, а компрессор станет приводиться в действие газовой турбиной или электродвигателем. Скорость таких поездов может достигать 800 км в час.
В нашей стране разработан проект трубопроводного пневмотранспорта, исследования которого установили, что пассажирские пневмоэкспрессы превосходят все другие виды современного городского общественного транспорта по своим показателям.
В отечественной и зарубежной печати периодически появляются все новые и новые статьи и о других, порой почти фантастических видах транспорта, например гравитационном. Но пока это только проекты, вселяющие надежду на чистый воздух городов Земли.
- В Москве создана автоматизированная система управления дорожным движением «Старт», которая принципиально отличается от более простых подобных систем, действующих в настоящее время в столице и во многих других городах РФ. Благодаря совершенным техническим средствам, математическим методам и вычислительной технике она позволит оптимально управлять движением транспорта во всем городе и полностью освободит человека от обязанностей непосредственного регулирования автомобильных потоков. В новом здании, которое поднялось на Садово-Каретной улице столицы, расположился единый общегородской центр управления движением транспорта уникальной телеавтоматической системы «Старт». За последнее десятилетие в Москве значительно возросли количество автомобилей и интенсивность транспортных потоков на ее магистралях. Одновременно на них находится в движении от 350 до 450 тыс. автомобилей. Основные магистрали города, как Садовое кольцо, улица Горького и другие, уже давно работают на пределе своих пропускных возможностей. Системе «Старт» и предстоит решать задачи по организации движения, управлению потоками транспортных средств, равномерному распределению их по уличным артериям. С ее помощью можно будет оперативно анализировать изменяющиеся дорожные условия, выбирать оптимальный режим регулирования движения транспорта светофором. На первом этапе «Старт» внедряется в пределах Садового кольца. «Старт» — сложная и уникальная система, на данный момент не имеющая аналогов в мире. Автоматизированное управление движением в таких крупных городах, как Токио, Лондон или Вашингтон, осуществляется лишь в пределах района или одной магистрали, а не всего города, как это будет в Москве. Несомненно, «Старт» усилит пропускную способность столичных магистралей, снизит число дорожно-транспортных происшествий и не только повысит эффективность работы транспорта, но и, сократив задержки движения, благотворно повлияет на состояние воздушного бассейна города. Таков «Старт» — пионер комплексного решения проблемы автоматического управления дорожным движением. «Старт» на 20—25% сократит задержки транспорта у перекрестков, на 8—10% уменьшит количество дорожно-транспортных происшествий, улучшит санитарное состояние городского воздуха, увеличит скорость сообщения общественного транспорта, снизит уровень шумов.
- Газ вместо бензина. Высокооктановое, стабильное по составу газовое топливо хорошо смешивается с воздухом и равномерно распределяется по цилиндрам двигателя, способствуя более полному сгоранию рабочей смеси. Суммарный выброс токсичных веществ у автомобилей, работающих на сжиженном газе, значительно меньше, чем у машин с бензиновыми двигателями. Так, грузовик «ЗИЛ-130», переведенный на газ, имеет показатель по токсичности почти в 4 раза меньше, чем его бензиновый собрат. В Москве эксплуатируется около 10 тыс. автомобилей, работающих на сжиженном пропанобутановом газе. Их можно отличить по красному баллону с левой стороны. В основном это грузовые машины «ЗИЛ» и «ГАЗ». Проходят опытную эксплуатацию на этом виде топлива легковые автомобили (такси) и автобусы. В 1981 г. начали применять на автотранспорте сжатый природный метановый газ.
Он содержится в
баллонах под давлением 200 кг/см2. Перевод
автотранспорта на газобаллонное топливо
обеспечивает экономию бензина и уменьшает
выброс в атмосферу вредных веществ. Многолетний
опыт эксплуатации автомобилей, работающих
на сжиженном газе во многих странах мира,
выявил существенные технико-экономические
и санитарно-гигиенические преимущества
голубого топлива по сравнению с бензином.
При работе двигателя на газе происходит
более полное сгорание смеси. А это ведет
к снижению токсичности отработавших
газов, уменьшению нагарообразования
и расхода масла, увеличению моторесурса.
Кроме того, сжиженный газ дешевле бензина.
- Электромобиль. В настоящее время, когда автомобиль с бензиновым двигателем стал одним из существенных факторов, приводящих к загрязнению окружающей среды, специалисты все чаще обращаются к идее создания «чистого» автомобиля. Речь, как правило, идет об электроавтомобиле. В некоторых странах начинается их серийное производство. Специалисты отдают себе отчет в том, что перевод всего автотранспорта на электротягу потребовал бы колоссального расхода электроэнергии для зарядки батарей, дефицитных материалов для их изготовления. В этом нет нужды. Ведь, например, автомобили личного пользования (в перспективе главным образом туристические) или междугородные автобусы, магистральные автопоезда, конечно, более совершенные и экономичные, чем теперешние, можно и в будущем эксплуатировать на жидком или газовом топливе. В местах же наибольшего скопления автотранспорта в интересах защиты окружающей среды признан целесообразным перевод его на электротягу. Это потребует в 15—20 раз меньших затрат энергии и других ресурсов и даст 5—7% экономии топлива. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года» записано: «Создать конструкции и начать производство малотоннажных грузовых электромобилей с эффективными источниками тока для внутригородских перевозок». В настоящее время в нашей стране производятся электромобили пяти марок. Электромобиль Ульяновского автозавода («УАЗ»-451-МИ) отличается от остальных моделей системой электродвижения на переменном токе и встроенным зарядным устройством. Это позволяет производить подзарядку батарей свинцово-кислотных аккумуляторов непосредственно от городской электросети. Зарядное устройство снабжено преобразователем тока, допускающим применение легкого и низкооборотного тягового двигателя. Машины этой марки уже используются в Москве для доставки продуктов в магазины и школьные буфеты. В 1982 г. в столице создано первое хозяйство, в составе которого 25 электрогрузовиков.
Этот год стал
датой серийного выпуска электромобилей
в стране. К концу одиннадцатой
пятилетки парк таких бесшумных
машин увеличится до 400 единиц. В
интересах защиты окружающей среды
считается целесообразным перевод
автотранспорта на электротягу, особенно
в крупных городах.
VI.
Самый важный показатель качества автомобильного
бензина.
Самый важный показатель
качества автомобильного бензина—детонационная
стойкость. Для повышения октанового числа
в топливо вводят добавки. Самый простой
метод повышения детонационной стойкости—добавление
тетраэтилсвинца. В большинстве стран
уже приняты или - разрабатываются законодательные
меры, ограничивающие и дозы этилирования,
и объем потребления этилированных бензинов.
В СССР применение этилированных бензинов
запрещено в Москве, Ленинграде, Киеве
и в некоторых курортных центрах. Ограничена
и величина добавки тетраэтилсвинца. Перед
учеными и инженерами возникла задача
— погасить детонацию иными способами.
Это можно сделать, скажем, обеднив топливно-воздушную
смесь, но тогда на полных мощностях двигатель
работал плохо. Добавляли к бензовоздушным
смесям водород—получалось неплохо. Но
пока широкое применение водорода требует
большой подготовительной работы. Оставался
один путь—найти иные, менее токсичные
антидетонаторы. В поисках их ученые опробовали
почти все элементы таблицы Менделеева
и вынуждены были признать, что немногие
из них могут быть использованы для этих
целей. По многим причинам в числе основных
претен-дентов оказались соединения марганца.
В нашей стране работы,
связанные с созданием антидетонаторов
на основе элементоорганических соединений
марганца (ЦТМ), ведутся под руководством
академика А. Н. Несмеянова. Уже выполнен
обширный комплекс моторных и эксплуатационных
испытаний, а общий пробег автомобилей
различных марок на топливах с присадками
ТЦМ составил около 30 млн. км. Оказалось,
что бензин с этими присадками обеспечивает
нормальную эксплуатацию автомобилей
в диапазоне пробега 60—100 тыс. км. Каталитические
нейтрализаторы отработавших газов при
этом работают безотказно. А токсичность
выхода остается на уровне обычных бензинов.
Значительно улучшить состав выхлопных
газов можно с помощью различных добавок
к топливу. Ученые разработали присадку,
которая снижает содержание сажи в выхлопных
газах на 60—90% и канцерогенных веществ—на
40%. В последнее время на нефтеперерабатывающих
предприятиях страны широко внедряется
процесс каталитического риформинга низкооктановых
бензинов. Отличие данной установки от
действующих на других заводах заключается
в том, что она позволяет эффективнее облагораживать
горючее. В результате можно выпускать
неэтилированные, малотоксичные бензины.
Поэтому они считаются относительно чистыми.
Использование их снижает загрязненность
атмосферного воздуха, увеличивает срок
службы автомобильных двигателей, сокращает
расход топлива.
- Причины выброса вредных веществ автомобилем, загрязняющих воздух:
1. Неисправность
двигателя,
2. Не отлаженность
системы питания или зажигания
3. Неотрегулируемые
двигатели
4. Неумелое поведения
водителя за рулём
5. Плохо накачанные
шины
По мнению специалистов,
перевод автотранспорта на дизельные
двигатели уменьшит выброс в атмосферу
вредных веществ. В выхлопе дизеля
почти не содержится ядовитой окиси
углерода, так как дизельное топливо
сжигается в нем практически
полностью. К тому же дизельное топливо
свободно от тетраэтила свинца, присад-ки,
которая используется для повышения октанового
числа бензина, сжигаемого в современных
карбюратор-ных двигателях с высокой степенью
сжигания.
Дизель экономичнее
карбюраторного двигателя на 20—30%.
Более того, для производства 1 л
дизельного топлива требуется в
2,5 раза меньше энергии, чем для производства
того же количества бензина. Получается,
таким образом, как бы двойная
экономия энергоресурсов. Именно этим
объясняется быстрый рост числа
авто-мобилей, работающих на дизельном
топливе. В 1976 г. в США продано 25 тыс. легковых
автомобилей с ди-зельными двигателями,
а в 1980 г.—400 тыс. Намечено довести долю
дизельных автомобилей в общем числе выпускаемых
легковых автомобилей до 15—20%. Согласно
прогнозам Агентства по охране окружающей
среды США, к 1990 г. 25% всех продаваемых в
стране легковых автомобилей будут иметь
дизельные двигатели.
В РФ налажено производство
нейтрализатора для дизельных двигателей.
В 1979 г. на городские трассы вышли первые
«Волги», оборудованные необычной «ловушкой
для дыма» — каталитическими нейтрализаторами,
которые резко снижают токсичность выхлопных
газов автомобиля. Эффект от использования
нейтрализаторов достигается внушительный:
при оптимальном режиме выброс в атмосферу
оксида углерода уменьшается на 70—80%,
а углеводородов—на 50—70%.
- Изучить вопрос экологической обстановки в д.Себеусад.
Мы решили изучить
долю загрязнения окружающей среды автомобилями,
проезжающими через нашу деревню. Деревня
Себеусад, расположена в
Проезд автомобилей в
среднем за 4 часа в деревне Себеусад
Автомобили
Время |
Грузовики |
Легковые |
Микроавтобусы |
Тракторы |
Всего |
7-8 |
5 |
15 |
6 |
3 |
29 |
12-13 |
6 |
15 |
6 |
5 |
32 |
17-18 |
4 |
13 |
5 |
6 |
28 |
23-24 |
2 |
4 |
- |
2 |
8 |