Загрязнение мирового океана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:01, реферат

Описание

Нашу планету вполне можно было бы назвать, Океанией, так как площадь, занимаемая водой, в 2,5 раза превышает территорию суши. Океанические воды покрывают почти 3/4 поверхности земного шара слоем толщиной около 4000 м, составляя 97 % гидросферы, тогда как воды суши содержат всего лишь 1 %, а в ледниках сковано только 2 %. Мировой океан, являясь совокупностью всех морей и океанов Земли, оказывает огромное влияние на жизнедеятельность планеты. Огромная масса вод океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Из него поступает более половины кислорода, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток. На дне Мирового океана происходит накопление и преобразование огромной массы минеральных и органических веществ, поэтому геологические и геохимические процессы, протекающие в океанах и морях, оказывают очень сильное влияние на всю земную кору. Именно Океан стал колыбелью жизни на Земле; сейчас в нём обитает около четырёх пятых всех живых существ планеты.

Работа состоит из  1 файл

Загрязнение мирового океана.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

тюленей и

антарктических пингвинов.

 

В моря и океаны через реки,

непосредственно с суши, а также  с судов и барж попадают жидкие и твердые

бытовые отходы. Часть этих загрязнений  оседает в прибрежной зоне, а часть  под

влиянием морских течений и  ветра рассеивается в разных направлениях.

 

Бытовые отбросы очень опасны, так  как

являются переносчиками болезней человека: брюшного тифа, дизентерии, холеры.

Они также содержат значительное количество кислородопоглощающих веществ.

Твердые бытовые отбросы являются причиной аварий в судоходстве, опутывая

гребные винты судов, засоряя трубопроводы систем охлаждения двигателей.

Известны случаи гибели крупных морских млекопитающих из-за механической

закупорки легких кусками синтетической  упаковки. Подсчитано, что в прибрежной

зоне Гавайских островов, весьма посещаемых туристами мест, плавает  несколько

миллионов всякого рода пластмассовых пакетов.

 

Захоронение жидких и твердых

радиоактивных отходов в море в 59-60-е годы осуществляли многие страны, имеющие

атомный флот. В 1950-1992 гг. Советским  Союзом в водах Ледовитого океана

затоплены ядерные отходы суммарной  активностью 2,5 млн. кюри - в том числе 15

реакторов и экранная сборка атомного ледокола «Ленин», 13 реакторов аварийных

атомных подводных лодок (включая  шесть с невыгруженным ядерным  топливом).

Великобритания затапливала радиоактивные  отходы в Ирландском море, а Франция -

в Северном.

ОХРАНА МОРЕЙ И ОКЕАНОВ 

Наиболее серьезной проблемой  морей и

океанов в нашем столетии является загрязнение нефтью, последствия  которого

губительны для всей жизни на Земле. Поэтому в 1954 году в Лондоне  прошла

международная конференция, ставившаяся  целью выработать согласованные действия

по охране морской среды от загрязнения  нефтью. На ней была принята конвенция,

определяющая обязанности государств в этой области. Позже в 1958 году в  Женеве

были приняты еще четыре документа: об открытом море, о территориальном море и

прилежащей зоне, о континентальном  шельфе, о рыболовстве и охране живых

ресурсов моря. Эти конвенции  юридически закрепили принципы и  нормы морского

права. Они обязывали каждую страну разработать и ввести в действие законы,

запрещающие загрязнять морскую среду нефтью, радиоотходами и другими вредными

веществами. Прошедшая в 1973 году в  Лондоне конференция приняла  документы по

предотвращению загрязнения с  судов. Согласно принятой конвенции, каждое судно

должно иметь сертификат - свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая

оснастка находятся в исправном  положении и не наносят ущерб  морю. Соответствие

сертификатам проверяется инспекцией при заходе в порт.

 

Запрещен слив нефтесодержащих  вод с

танкеров, все сбросы с них должны выкачиваться только на береговые приемные

пункты. Для очистки и обеззараживания  судовых сточных вод, в том  числе

хозяйственно-бытовых, созданы электрохимические  установки. Институт океанологии

РАН разработал эмульсионный метод  очистки морских танкеров, полностью

исключающий попадание нефти в акваторию. Он заключатся в добавлении к промывной

воде нескольких поверхностно-активных веществ (препарат МЛ), что позволяет

осуществить на самом судне очистку  без сброса загрязненной воды или  остатков

нефти, которую можно впоследствии регенерировать для дальнейшего использования.

С каждого танкера удается отмыть до 300 т нефти.

 

В целях предотвращения утечек нефти

совершенствуются конструкции  нефтеналивных судов. Многие современные  танкеры

имеют двойное дно. При повреждении  одного из них нефть не выльется, ее задержит

вторая оболочка.

 

Капитаны судов обязаны фиксировать  в

специальных журналах сведения обо  всех грузовых операциях с нефтью и

нефтепродуктами, отмечать место и  время сдачи или слива с  судна загрязненных

сточных вод.

 

Для систематической очистки акваторий  от

случайных разливов применяются плавучие нефтесборщики и боковые заграждения.

Также в целях предотвращения растекания нефти используются физико-химические

методы. Создан препарат пенопластовой  группы, который при соприкосновении с

нефтяным пятном полностью его  обволакивает. После отжима пенопласт  может

использоваться вторично в качестве сорбента. Такие препараты очень  удобны из-за

простоты применения и невысокой  стоимости, однако их массовое производство пока

не налажено. Также существуют сорбирующие средства на основе растительных,

минеральных и синтетических веществ. Некоторые из них могут собирать до 90%

разлитой нефти. Главное требование, которое к ним предъявляется, - это

непотопляемость.

 

После сбора нефти сорбентами или

механическими средствами на поверхности  воды всегда остается тонкая пленка,

которую можно удалить путем  разбрызгивания разлагающих ее химических

препаратов. Но при этом эти вещества должны быть биологически безопасны.

 

В Японии создана и апробирована

уникальная технология, с помощью  которой можно в короткие сроки  ликвидировать

гигантское пятно. Корпорация «Кансай  санге» выпустила реактив ASWW , основной

компонент которого -

специально обработанная рисовая  шелуха. Распыленный по поверхности, препарат в

течение получаса всасывает в себя выброс и превращается в густую массу, которую

можно стащить простой сетью.

 

Оригинальный способ очистки

продемонстрирован американскими  учеными в Атлантическом океане. Под нефтяную

пленку на определенную глубину  опускается керамическая пластинка. К ней

подсоединяется акустическая пластинка. Под действием вибрации сначала

скапливается толстым слоем  над местом, где установлена пластинка, а затем

смешивается с водой и начинает фонтанировать. Электрический ток, подведенный к

пластинке, поджигает фонтан, и  нефть полностью сгорает.

 

Для удаления с поверхности прибрежных вод

пятен масел американские ученые создали  модификацию полипропилена,

притягивающего жировые частицы. На катере-катамаране между корпусами  поместили

своеобразную штору из этого материала, концы которой свисают в воду. Как только

катер попадает на пятно, нефть прочно прилипает к «шторе». Остается лишь

пропустить полимер через валики специального устройства, которое отжимает нефть

в приготовленную емкость.

 

С 1993 года был запрещен сброс жидких радиоактивных

отходов (ЖРО), но число их неуклонно  растет. Поэтому в целях защиты окружающей

среды в 90-е годы стали разрабатываться  проекты очистки ЖРО.

 

В 1996 году представители японских,

американских и российских фирм подписали контракт на создание установки по

переработке ЖРО, скопившихся на Дальнем  Востоке России. На реализацию проекта

правительство Японии выделило 25,2 млн. долларов.

 

Однако, несмотря на некоторые успехи в

поиске эффективных средств, ликвидирующих загрязнения, о решении проблемы

говорить рано. Только внедрением новых методик очисток акваторий  невозможно

обеспечить чистоту морей и  океанов. Центральная задача, которую  необходимо

решать всем странам сообща, - предотвращение загрязнения.

ИССЛЕДОВАНИЯ

МИРОВОГО ОКЕАНА

Исследование,

вернее недостаток его - одна из проблем  Мирового океана . Знание может помочь

человечеству решить

множество задач, связанных как  с использованием, так и с охраной  океанских вод.

 

Человек

стал осваивать Океан с незапамятных времён. Еще Александр   Македонский  

(356 - 323 годы до н.э. ) погружался  в море в большом стеклянном  сосуде,

а в своих военных операциях  прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде

Тира в 334 году до н.э. ). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах

относятся к 16 веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна  колокола, в

которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более

одного водолаза был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем (1656 - 1742 г.г.).

Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом,

сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко использовался  в

подводных работах на глубине до 60 метров. В 1943 году Жак Ив Кусто и  Эмиль

Ганьян изобрели акваланг, который  сделал водолаза значительно подвижнее.

 

В

1620 году Корнелиус Ван Дреббель  построил первую подводную лодку,  приводимая в

движение двадцатью гребцами, она  плавала по Темзе на глубине   5 метров. С 60-х

годов нашего века подводные

суда стали применяться для  наблюдений и  

строительства; с 1973 года используются при подводной добыче нефти и

газа для осмотра трубопроводов, ремонта и обслуживания платформ. Серьезные

попытки исследовать большие глубины  были начаты в 1930 году, когда у

Бермудских   островов Отис Бартон и

Уильям Биб в батисфере - стальном   шаре,

опускаемом с корабля на тросе,  

погрузились до глубины 425 метров. 23 января 1960 года Жак Пиккар и

Дональд Уолш   в   батискафе “ Триест" достигли глубины 10917

метров на дне впадины Челленджер в Марианском желобе.

 

Несмотря

на то, что мореплавание имеет  почти такую же длинную историю, как и сам

человек, настоящие разносторонние исследования Океана начались только двести

лет назад. Большой вклад внесли в океанографию тех времён Беринг, Лисянский,

Беллинсгаузен, Крузенштерн, Лазарев, Литке, которые кроме чисто географических

открытий, проводили также биологические  изыскания, собирая научные коллекции,

изучая растительный и животный мир Океана. В 1872-1876 годах английское судно

«Челленджер» осуществило первую океанографическую экспедицию, которая принесла

такое количество новых сведений, что над их обработкой пришлось потрудиться 70

ученым в течение 20 лет. Поистине этапным для мировой океанографии стало

путешествие адмирала Макарова в 1886-1889 годах на корабле «Витязь». На

фронтоне океанографического института  в Монако «Витязь» назван среди десяти

самых известных океанографических  кораблей мира.

 

В

ХХ веке, веке техники и электроники, подводные экспедиции получили новый

импульс. Ведутся акустические, гидрологические, гидрохимические, геофизические,

метеорологические и биологические  наблюдения и исследования. Появились

специальные научно-исследовательские  суда, автономные буйковые станции,

подводные лаборатории, разнообразнейшие батискафы и подлодки. Океан изучается

как изнутри - на больших и малых глубинах, так и из космоса. Одной из самых

известных программ изучения океана в ХХ веке были экспедиции Тура Хейердала.

Эти международные экипажи построили  по рисункам, найденным в Древнем  Египте

суда из тростника и папируса. Связав их особым способом, они совершили

длительные морские переходы на кораблях" Ра-1 " и " Ра-2 ",

доказав, что древние египтяне могли  плавать на большие расстояния. Жак  Ив Кусто

со своей командой вносит огромный вклад в дело изучения океана. Его  отчеты мы

можем видеть по телевизору, а ученые пользуются его пробами и лабораторными

исследованиями.

 

Интересы

естествознания, использование минеральных  ресурсов, прогноз стихийных бедствий,

да и просто погоды, проблема искусственного регулирования биологической

продуктивности требуют постоянного и обширного изучения Океана. Чтобы беречь

этот резервуар жизни на планете,   также

и даже более чем необходимо его  знать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Последствия, к которым ведёт

расточительное, небережное отношение  человечества к Океану, ужасающи.

Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод - далеко не всё.

Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются

общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и

теплового режима Земли, а также  циркуляции её атмосферы. Загрязнения способны

вызвать весьма существенные изменения  всех этих характеристик, жизненно важных

для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений

наблюдаются уже сегодня. Повторяются  жестокие засухи и наводнения, появляются

разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики, где  их

отроду не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оценить

зависимость подобного ущерба от степени  загрязненности Мирового океана, однако

взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является

одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан - мертвая планета, а

значит, и все человечество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    «Внимая

Океану» Л.М.Бреховских

 

«Советская

Россия», Москва, 1982

 

2.    «За

тайнами Нептуна», Серия ХХ век: путешествия, открытия, исследования.

 

Издательство «Мысль», Москва, 1976

 

3.    «Мировой

океан» В.Н.Степанов

 

«Знание», Москва, 1974

 

4.    «Глобальные

проблемы человечества» И.А.Родионова 

 

АО Аспект Пресс, Москва, 1994

 

5.    «Экономическая

и социальная география. Справочные материалы.»  В.П.Дронов, В.П.Максаковский,

В.Я.Ром 

 

«Просвещение», Москва, 1994

 

6.    Энциклопедия

для детей «География» 

Информация о работе Загрязнение мирового океана