Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:05, реферат
Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношения постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты) становятся экологическими императивами и определяют новые формы и правила взаимодействия государств. Есть все основания полагать, что в XXI веке экология будет в ряду высших приоритетов глобальной системы международных отношений.
Введение
Проблема международного сотрудничества в охране окружающей среды является наиболее актуальной в наше время. Гармонизация международных экологических отношений – один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы чёткие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.
Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Если промышленное предприятие ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран. Не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (5, с.244).
Высокая
приоритетность экологического фактора
в международных отношения постоянно
возрастает, что связано с прогрессирующим
ухудшением состояния биосферы. Все основные
слагаемые экологического кризиса (парниковый
эффект, истощение озонового слоя, деградация
почв, радиационная опасность, трансграничный
перенос загрязнений, исчерпание энергетических
и других ресурсов недр планеты) становятся
экологическими императивами и определяют
новые формы и правила взаимодействия
государств. Есть все основания полагать,
что в XXI веке экология будет в ряду высших
приоритетов глобальной системы международных
отношений. Уже сейчас некоторые государственные
деятели считают целесообразным создание
такого надгосударственного органа, который
бы управлял охраной и рациональным использованием
окружающей среды во всех государственных
регионах (5, с.246).
1
Формирование системы международного
экологического
1.1
Этапы формирования
В ходе становления и развития международное сотрудничество в области охраны окружающей среды претерпело существенные изменения. выделяют следующие периоды формирования современной системы международного экологического сотрудничества (7, с.348):
- с 1913 года по 1948 год;
- с 1948 года по 1968 год;
- с 1968 года по 1992 год;
- с 1992 года по настоящее время.
Первый этап связан с попытками объединения усилий различных стран в целях защиты природы в рамках международных конференций. Впервые конференция такого рода, собравшая учёных из восемнадцати стран, состоялась в 1913 году в Берне (Швейцария). В 1923 году в Париже прошёл первый Международный конгресс по охране природы. В 1928 году в Брюсселе было открыто Международное бюро защиты природы. Но усилия международной общественности на этом этапе не пользовались поддержкой правительств, носили информационный, дискуссионный характер и не привели к выработке каких-либо практических мер по охране природной среды (7, с. 349).
Второй этап начался с созданием ООН, которой в настоящее время принадлежит ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве. Все органы ООН наряду с политическими, экономическими, социальным и иными проблемами занимаются вопросами охран окружающей среды. ООН имеет спе-
циальную программу, главной задачей которой является исключительно охрана окружающей среды, - ЮНЕП. Первая международная природоохранительная организация (Международный союз защиты природы) была создана в 1948 году на базе Брюссельского бюро при активной поддержке ЮНЕСКО. В пятидесятые годы происходит изменение концептуального подхода к проблемам окружающей среды: на смену концепции защиты природы как сохранение отдельных природных объектов пришла концепция охраны природы, предполагающая рациональное, комплексное использование естественных ресурсов. В связи с этим в 1956 году Международный союз защиты природы был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) (3, с. 350).
Третий этап характеризуется чрезвычайной активизацией многостороннего международного экологического сотрудничества, что было обусловлено негативными последствиями научно-технической революции. В шестидесятые годы воздействие человека на окружающую среду приобретает глобальный характер и всё чаще превышает естественные возможности экосистем к самовосстановлению. В1968 году сессия Генассамблеи ООН приняла резолюцию, установившую роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека. Важнейшим этапом в экологической политике государств и всего международного сообщества принято считать состоявшуюся в Стокгольме в 1972 году Международную конференцию по окружающей человека среде. В соответствии с её решением и был учреждён постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды – ЮНЕП. Стокгольмская конференция создала прецедент рассмотрения экологических проблем в контексте человеческого развития. Последующие международные конференции по различным социально-экономическим проблемам, проводимые под эгидой ООН (Конференция по народонаселению в Бухаресте в 1974 году, Всемирная продовольственная конференция в Риме в 1974 году, Конференция ООН по населённым пунктам в Ванкувере в Канаде в 1976 году, Конференция по новым и возобновляемым источникам энергии в Найроби в 1981 году и др.) так или иначе, затрагивали вопросы охраны среды обитания человека.
Начало четвёртого этапа знаменует состоявшаяся с третьего по четырнадцатое июня 1992 года в Рио-де-Жанейро Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она подвела итоги международной деятельности по охране окружающее среды за двадцать лет, прошедших после Стокгольмской конференции, приняла целый ряд программных документов, разработала концепцию устойчивого человеческого развития, открыла для подписания международные конвенции об охране климатических ресурсов и о биологическом разнообразии. Конференция в Рио задала программу дальнейшего международного сотрудничества в области природоохранной деятельности принятием «Повестки дня на XXI век» и других итоговых документов.
В наши дни ни одна страна мира не может
обеспечить себе безопасность за счёт
другой. Единственный путь – понижение
уровня военного противостояния, прежде
всего путём радикального сокращения
ядерных арсеналов. В 1987 году, в декабре
был сделан первый реальный шаг к ядерному
разоружению в результате подписания
в Вашингтоне между США и СССР Договора
о ликвидации ракет средней и меньшей
дальности. Одновременно был достигнут
прогресс на пути к сокращению на 50% стратегических
вооружений СССР и США (3, с. 351).
1.2
Международные объекты охраны
окружающей среды
Объекты охраны окружающей среды подразделяются на (5, с.248):
- национальные – это земля, вода, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов;
- международные – это объекты, которые находятся либо в пределах
международных пространств (Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида), либо перемещающиеся по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, окружающих совместные усилия международного сообщества.
Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учёт. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесённые в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).
Важнейшие объекты международной охраны являются (5, с. 249):
- космос;
- мировой океан;
- атмосферный воздух.
Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими в 1987 году и Венскими в 1985 году соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 году и другими согласованными документами.
Вывод: в своей деятельности международные организации весьма активно сотрудничают с другими при решении тех или иных проблем. В ГСМОС кроме ВХО входят ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ИМО. Благодаря такому тесному сотрудничеству удаётся создавать документы, которые используются государствами в формировании экологической политики, обеспечивающей устойчивое развитие.
2 Основные принципы международного экологического
сотрудничества
2.1
Стокгольмская конференция ООН
по окружающей среде
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды в 1972 году, Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей в 1982 году и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в 1992 году.
Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 году ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ. По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды.
Стокгольмская
конференция провозгласила
Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трёх функциональных направлений (1, с. 573):
- оценка окружающей среды – глобальная система наблюдений;
- управление окружающей средой;
- вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров).
ЮНЕП
координирует также деятельность других
международных организаций по использованию,
воспроизводству и охране компонентов
окружающей среды – земель, вод, атмосферы,
растительного и животного мира и др.
2.2
Всемирная хартия природы
Всемирная
хартия природы (ВХП) принята Генеральной
ассамблеей ООН 28 октября в 1982 году.
Как и Стокгольмская
В Хартии провозглашались следующие основные принципы (1, с. 574):
- человечество осознаёт, что является составной частью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать её основных принципов;
- генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять;
- все регионы Земли, как на суше, так и на морях, должны быть подчинены охране в соответствии с этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам – типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов;
-
природные ресурсы должны не
расточаться, а использовать
Согласно
Хартии, деградация природных систем
в результате чрезмерного и нерационального
использования природных ресурсов, так
же как и неспособность установить прочный
эколого-экономический порядок между
странами и народами, ведут к подрыву основ
цивилизации.