Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа
В данной работе рассматривается понятие бюджета РФ, его принципы, сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования. Также дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности.
А целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
Введение ………………………………………………………………………………….…...3
1 Бюджет………………………………………………………………………………....……5
1.1 Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ………..……5
1.2 Принципы бюджетной системы……………………………………………….….….7
1.3 Бюджетная классификация доходов и расходов……………………………….…..10
2 Функционирование единого казначейского счета……………………………………...14
3 Уровни бюджетной системы РФ……………………………………..……………….....16
3.1 Федеральный бюджет…………………………………………………………………16
3.2 Региональный бюджет…………………………………………………………….......17
3.3 Местный бюджет……………………………………………………………………....18
4 Проблема бюджетного дефицита и государственного долга……….………………......23
4.1 Понятие и обслуживание государственного долга……………………...…………..23
4.2 Бюджетный дефицит и его понятия ……………….....................................................27
4.3 Источники покрытия государственного долга в РФ………………………………..28
4.4 Финансирование бюджетного дефицита в 90-х годах………………………………31
Заключение ……………………………………………………………………………….......33
Список использованных источников…………………....……………………………….....35
Содержание
Введение
………………………………………………………………………………
1 Бюджет………………………………………………………………
1.1 Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ………..……5
1.2 Принципы бюджетной системы……………………………………………….….….
1.3 Бюджетная классификация доходов и расходов……………………………….…..10
2 Функционирование единого казначейского счета……………………………………...14
3 Уровни бюджетной
системы РФ……………………………………..……………….....
3.1
Федеральный бюджет………………………………
3.2
Региональный бюджет…………………………………………………………….
3.3
Местный бюджет………………………………………………………………
4 Проблема бюджетного дефицита и государственного долга……….………………......23
4.1 Понятие и обслуживание государственного долга……………………...…………..23
4.2
Бюджетный дефицит и его понятия ………………........................
4.3 Источники покрытия государственного долга в РФ………………………………..28
4.4
Финансирование бюджетного
Заключение
………………………………………………………………………………
Список использованных
источников…………………....………………………
Введение
Ведущую, определяющую
роль в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Как известно,
бюджет на всех его уровнях играет
огромную роль в развитии и процветании
государства, продвижении научно-
Как правило,
раз в год, во время утверждения
проекта бюджета
Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования.
Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан. Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег. Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику--политику бюджетного дефицита.
В данной работе рассматривается понятие бюджета РФ, его принципы, сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования. Также дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории. Определяются причины возникновения задолженности государства и основные пути покрытия этой задолженности.
А целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
1 Бюджет
Российской Федерации
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Государственный бюджет (госбюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.
Государственный
бюджет всегда представляет собой компромисс
между основными социально-
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.1
Кардинальные
изменения в экономике России,
в ее политическом статусе, произошедшие
на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную
трансформацию бюджетного механизма.
Появление новых форм собственности,
и следовательно, новых субъектов
хозяйствования, располагающих собственными
финансами, повлекло изменения в
системе денежных доходов; финансовые
потоки стало возможным регулировать
в основном косвенными методами, прямое
перераспределение денежных средств
значительно сократило сферу
своего применения. После устранения
всеохватывающего господства КПСС возникла
проблема разделения полномочий между
законодательной и
БК РФ
дает следующее определение
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
Как видно, бюджетное
устройство РФ определяется ее государственным
устройством - в унитарных государствах
бюджетная система имеет два
уровня - государственный бюджет и
местные бюджеты (однако и в унитарных,
и в федеративных государствах бюджеты
нижестоящих уровней (нижестоящих
государственных и
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие “консолидированный бюджет” - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает: