Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 15:14, реферат
Чиновник китайского правительства Линь Цзесюй (1785-1850), посланный императором в 1838 г. в Гуанчжоу, решительными действиями провел ряд мер против наркоторговли: разгромил притоны, провел конфискацию более 20 тысяч ящиков с опиумом с последующим их истреблением, арестовал чиновников-наркоманов, организовал показательные казни 2.
Китайские власти в
начале XIX в. попытались активно ограничить
ввоз и потребление опийных веществ. В
ответ английские наркоторговцы начали
обмен индийского опиума на китайский
чай: их сторонниками стала влиятельная
китайская верхушка, владельцы чайных
плантаций и чаеразвесочных фабрик 1.
Чиновник китайского правительства Линь
Цзесюй (1785-1850), посланный императором
в 1838 г. в Гуанчжоу, решительными действиями
провел ряд мер против наркоторговли:
разгромил притоны, провел конфискацию
более 20 тысяч ящиков с опиумом с последующим
их истреблением, арестовал чиновников-наркоманов,
организовал показательные казни 2.
Две опиумные войны (англо-китайская 1840-1842
гг. и англо-франко-китайская 1856-1860 гг.)
обессилили китайскую нацию и в стране
развернулась широкая антинаркотическая
кампания. В начале XX столетия, в 1909 г. Международная
комиссия по опиуму, собравшаяся в Шанхае,
начала объединение мирового сообщества
в борьбе с наркоманией.
После образования в 1949 г. Китайской Народной
Республики (КНР) народное правительство
стало проводить решительную борьбу с
наркотиками: был объявлен «Циркулярный
приказ о строгом запрещении опиекурения»,
закрыты опиекурильни, перепаханы посевы
мака, осуществлено принудительное лечение
больных, произведены антинаркотические
препараты 3. В результате подрастающие
поколения китайцев практически до утверждения
в конце 70-х гг. курса «реформ и открытости»
оказались защищенными от таких социальных
бед, как наркомания и алкоголизм. Сегодня,
столкнувшись с проблемой наркотиков
в новых условиях, китайское правительство,
руководствуясь чувством ответственности
перед государством и народом своей страны,
твердо придерживается позиции непримиримой
борьбы с наркотиками, предпринимая необходимые
меры по их пресечению. Народ поддерживает
власть в ее бескомпромиссном отношении
к наркобизнесу, который угрожает здоровью
нации и безопасности государства. В Белой
книге по проблеме наркотиков, что оглашена
Пресс-канцелярией Госсовета КНР в декабре
2001 г., отмечено: «С конца 70-х гг. XX в. Китай
непрерывно подвергается вторжению противозаконного
международного потока наркотиков, и связанная
с наркотиками, обусловленная наркоторговлей
преступность возродилась» 4. Пережитый
исторический опыт антиопиумных войн
помог Китаю сформировать адекватную
наркоагрессии политику.
Антинаркотическая политика осуществляется
по взаимосвязанным направлениям, представляющим
комплексную государственно-общественную
систему. В основу положено отстаивание
решительной позиции запрета наркотиков.
Обеспечить безопасность личной жизни,
гарантировать существование и развитие
народа - такова задача китайского правительства,
которое разработало и проводит в жизнь
ряд политических установок:
• борьбу с наркотиками рассматривать
как дело, касающееся судьбы китайской
нации, и включить ее в программу социально-экономического
развития с созданием системы оперативной
ответственности правительств всех ступеней;
• проводить стратегию комплексных мер
в борьбе с наркотиками, применяя юридические,
административные, экономические, культурные,
образовательные и медицинские средства,
с мобилизацией всех сил общества;
• вести борьбу с наркотиками на правовой
основе, совершенствуя законодательную
систему. Строго по закону контролировать
потребление, хранение и расход наркотических
и психотропных медикаментов, а также
химических препаратов, из которых можно
получить наркотики. Предупредить и карать
преступления, связанные с наркотиками,
развернуть работу по лечению и восстановлению
здоровья и спасения жизни наркоманов;
• делать одновременно упор на четыре
основных направления борьбы с наркотиками:
запретить потребление, торговлю, посев
и производство наркотиков и пресечь их
источники. Строго по закону принимать
меры как против наркобизнеса, так и против
потребления наркотиков, а также заблокировать
и перекрыть каналы снабжения и их распространения;
• поставить во главу угла предупреждение
потребления наркотиков среди молодежи
и подростков. Главный упор делать на воспитательную
работу и бережный подход, принимая действенные
меры, организуя и координируя деятельность
заинтересованных правительственных
подразделений и общественных организаций,
налаживая профилактическую работу, воспитывая
у молодежи чувство бережного отношения
к жизни и неприятия наркотиков;
• активно продвигать международное сотрудничество
в борьбе с наркотиками, добросовестно
претворять в жизнь принцип широкого участия,
взятия на себя совместной ответственности
и проведения сбалансированной международной
стратегии борьбы с наркотиками.
Одновременно были усилены институциональные
формы для совершенствования антинаркотической
политики. В 1990 г. образуется Государственная
комиссия по контролю за наркотиками в
составе представителей министерств общественной
безопасности и здравоохранения, таможенной
службы, комитета по делам просвещения,
канцелярии Госсовета, Верховного народного
суда и Верховной прокуратуры, генерального
штаба Народно-освободительной армии
5. В 1998 г. по решению Госсовета КНР были
созданы Управление по борьбе с наркотиками
при Министерстве общественной безопасности
и Фонд борьбы с наркотиками для мобилизации
общественных средств. Отряды Народной
вооруженной милиции Китая, органы общественной
безопасности, пограничной охраны, юстиции,
таможни, контроля и управления медикаментами,
промышленно-торгового административного
управления также берут на себя соответствующую
обязанность в борьбе с наркотиками, а
правительства разных ступеней включают
в бюджет средства на борьбу с ними. Профессиональные
военные стали основным контингентом
отрядов специального антинаркотического
назначения. Министр общественной безопасности
является главой Всекитайской комиссии
по контролю за наркотиками. В данном случае
действует принцип - народ должен знать
человека, отвечающего за наркоситуацию
в стране и наделенного реальной властью.
Важнейшим направлением антинаркотической
политики КНР являются постоянное усиление
законодательства и правовое строительство
в области борьбы с наркотиками. После
принятия в 1979 г. Уголовного кодекса КНР
в 80-х гг. Постоянным Комитетом ВСНП (Всекитайским
собранием народных представителей) были
приняты законодательные акты, в которых
устанавливались меры наказания за преступления,
связанные с наркотиками: закон КНР «О
таможне», положение КНР «О наказаниях
за действия, нарушающие общественный
порядок», постановление «О пресечении
преступности, наносящей серьезный ущерб
экономике», дополнительное постановление
«О строгом наказании контрабандистов»
и др.
В принятом в 1990 г. «Постановлении о борьбе
с наркотиками» не только определены виды
преступной наркодеятельности, меры наказания
и принудительного лечения наркоманов,
но и четко установлено, что Китай обладает
прерогативой всеобщей юрисдикции над
преступлениями, связанными с контрабандой,
сбытом, транспортировкой и производством
наркотиков. В 1997 г. в ходе пересмотра Уголовного
кодекса КНР было сохранено главное содержание
«Постановления о борьбе с наркотиками»,
внесены важные поправки и дополнения
в статьи о квалификации преступления
на почве наркотиков, тем самым было усилено
уголовное законодательство в области
борьбы с наркотиками. Верховный народный
суд и Верховная народная прокуратура
дали соответствующее юридическое толкование
пересмотренному Уголовному кодексу.
Строгое наказание преступлений на почве
наркотиков вплоть до смертной казни -
такова явная особенность китайского
уголовного законодательства. В пересмотренном
Уголовном кодексе КНР полностью воплощен
этот принцип. Так, во-первых, квалифицированы
все составы преступлений на почве наркотиков
и определены 12 видов преступлений. Во-вторых,
кодексом предусмотрено привлечение к
уголовной ответственности любого, уличенного
в контрабанде, сбыте, перевозке и производстве
наркотиков, независимо от количества
наркотиков. В-третьих, кодексом предусмотрено
применение к лицам, уличенным в наркобизнесе,
экономических санкций, их имущество конфискуется
или налагается штраф, то есть они лишаются
незаконных доходов от наркобизнеса и
экономически становятся неспособными
к новым преступлениям. В-четвертых, кодекс
предусматривает более тяжкие меры наказания
в отношении лиц, которым вменяются использование
и подстрекательство несовершеннолетних
к занятию контрабандой, сбытом, перевозкой
и производством наркотиков, либо которые
сбывают несовершеннолетним наркотики,
прибегая к уловкам, подстрекательству
или обману, а также в отношении рецидивистов-наркоманов,
вновь вернувшихся к преступному промыслу.
В-пятых, кодекс предусматривает высшую
меру наказания для особо опасных наркопреступников.
Суровость наказания, его неотвратимость
являются показателем непримиримой позиции
китайского правительства. В данном аспекте
характерным видится то, что даже возникающие
в ряде случаев со стороны «Международной
амнистии» и других авторитетных правозащитных
организаций протесты относительно жесткости
кары - применения смертной казни «китайцы
выслушивают спокойно, не собираясь в
угоду репутации рисковать здоровьем
нации и государственной безопасностью.
Для властей оба эти понятия - здоровье
нации и безопасность государства - равнозначны»
6.
Строгий контроль и решительный запрет
неоправданного потребления наркотических
и психотропных веществ представляют
собой важное содержание законодательного
строительства Китая в области борьбы
с наркотиками. Касаясь данной сферы, были
опубликованы более 30 законов, законоположений
и правил. Статья 39 закона КНР «О контроле
за медикаментами», принятого в 1984 г., предусматривает
государственное осуществление особого
порядка контроля за наркотическими и
психотропными веществами. В 1987 и 1988 гг.
Госсоветом КНР были опубликованы «Порядок
контроля за наркотическими веществами»
и «Порядок контроля за психотропными
веществами», которые четко определяют
контроль за производством, снабжением,
перевозкой, потреблением, ввозом и вывозом
наркотических и психотропных веществ.
В 1995 г. Госсовет КНР обнародовал «Порядок
принудительного лечения наркоманов»,
Министерство здравоохранения опубликовало
«Порядок контроля за медикаментами, предназначенными
для лечения наркоманов», которые предоставили
правовую основу в борьбе с наркотиками.
С целью пресечения притока в Китай химических
препаратов, из которых можно изготовить
наркотики, и нанесения удара по преступлениям,
связанным с их доставкой, законодательные
органы и китайское правительство обнародовали
ряд положений и правил, предназначенных
для строгого контроля за такого рода
химикатами. Кроме того, законодательные
органы восьми провинций и двух административных
районов, исходя из своих реалий, разработали
местные нормативные акты в области борьбы
с наркотиками. В настоящее время в целом
в Китае образовалась укомплектованная
правовая система для борьбы с наркоманией
и наркобизнесом, главное место в которой
занимает уголовное законодательство,
а вспомогательными частями служат административные
законы и местные нормативные акты.
Другим направлением антинаркотической
политики КНР является решительное пресечение
преступной деятельности, связанной с
наркотиками. Наркотики, обнаруженные
до сих пор в Китае, в основном поступают
из-за рубежа, в связи с этим китайские
органы пограничного контроля прилагают
большие усилия по пресечению перевозки
наркотиков через границу. В 80-е гг. XX в.
китайское правительство перенесло центр
тяжести работы по задержанию наркотиков
в Юго-Западный приграничный и Юго-Восточный
приморский районы. Были вложены огромные
людские, материальные и финансовые ресурсы,
мобилизованы органы общественной безопасности,
войска вооруженной милиции, таможни и
группы объединенной обороны из населения,
которые стали действовать координированно.
Были сформированы три кордонные линии:
первая - задержание контрабандистов на
государственной границе; вторая - досмотр
в контрольно-пропускных пунктах; третья
- проверка на важнейших коммуникациях,
в аэропортах, на вокзалах и в портах.
Благодаря единому планированию в разработке
операций и слаженному взаимодействию
на условиях разделения функций в стране
сложилась обстановка, сильно затруднившая
провоз наркотиков, их транзит из района
«Золотого треугольника» и транснациональный
наркобизнес. Проведение в Китае целевых
кампаний противодействия незаконному
обороту наркотиков на протяжении последних
20 лет по материалам Госсовета КНР дало
свои результаты, выразившиеся в раскрытии
серьезных наркопреступлений, ликвидации
подпольных рынков сбыта, конфискации
в тоннажных единицах героина, опиума,
конопли, метамфетамина, разгроме крупных
банд по торговле наркотиками и оружием.
Наряду с пресечением без всякого снисхождения
преступной деятельности наркодельцов
Китай осуществляет строгий контроль
над 118 наркотическими и 119 психотропными
веществами 7, ограничив их производство,
торговлю, использование, импорт и экспорт,
с тем чтобы эти вещества не проникли в
нелегальные каналы. Органы контроля в
учреждениях здравоохранения и фармацевтики,
аграрно-промышленно-торговые администрации,
органы внешней торговли и таможен, железных
дорог, коммуникаций, гражданской авиации
и общественной безопасности ежегодно
проводят ревизию производства, торговли,
перевозок, импорта и экспорта наркотических
и психотропных веществ на предмет обнаружения
утечки, своевременно расследуют случаи
нелегального производства, перевозок,
снабжения и завышенного потребления.
Большое внимание уделяется ликвидации
посевов наркотических растений, рассматривая
запрет на их культивацию в качестве важного
содержания всей борьбы с наркотиками.
Каждый год Государственная комиссия
планирует соответствующие меры в масштабе
всей страны. Местные власти на разных
уровнях, наделенные ответственностью
в региональном масштабе, развертывают
с участием активистов из населения пропаганду
и организуют проверку на предмет обнаружения
посевов опийного мака. Аналогичные ревизии
организуют правительства горных и лесных
районов.
Составной частью государственной политики
в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
стал строгий контроль над химикатами
- сырьем для изготовления наркотиков.
С 80-х гг. по мере распространения наркотиков
и расширения производства синтетических
наркотических средств в мире усилились
международная контрабанда и торговля
химикатами и эфедрином, служащим сырьем
для производства наркотиков. Китай, выполняя
обязательства, налагаемые международными
конвенциями по борьбе с наркотиками,
осуществляет строгий контроль над указанными
веществами и совершенствует законодательство
в данной области. Установлен контроль
над экспортом уксусного ангидрида, диэтилового
эфира и хлороформа как потенциального
сырья для производства героина и других
наркотиков.
В 1993 г. в Китае был введен порядок лицензий
на экспорт 22 видов химикатов, а в 1996 г.
были введены лицензии также и на их ввоз.
В 1997 г. внешнеторговое ведомство Китая
обнародовало временное постановление
«Об импортно-экспортном контроле над
потенциальным сырьем для изготовления
наркотических средств», которое в 1999
г. вступило в действие на правах официального
документа. В китайских провинциях, расположенных
вблизи от зарубежных наркопроизводящих
регионов (Юньнань, Сычуань и др.), были
разработаны местные законоположения,
вводившие всесторонний контроль над
производством, транспортировкой, сбытом
и использованием указанных химикатов.
Также совершенствуется законодательство,
касающееся контроля над эфедрином-алкалоидом,
экстрагируемым из растения эфедра.
В пограничных районах и погранпереходах,
расположенных в провинциях Юго-Западного,
Северо-Восточного Китая, строго проводится
«двусторонний досмотр», целью которого
является задержание как наркотиков, так
и химикатов, являющихся потенциальным
наркотическим сырьем. Заинтересованные
ведомства Китая вместе с подразделением
ООН по борьбе с наркотиками и ведомствами
некоторых стран создали международную
систему импортно-экспортного досмотра
на предмет обнаружения указанных веществ.
Так, например, в 1999 г. более 20 государств
и районов, в том числе Китай, совместно
с международными организациями предприняли
«пурпурную операцию» с целью предотвращения
проникновения марганцовокислого калия
в незаконные каналы.
Лечение и спасение наркоманов определено
в КНР важнейшим направлением антинаркотической
политики. Применяется комплексный подход,
подразумевающий, с одной стороны, принудительное
лечение в наркологических диспансерах,
а с другой - оказание общественными структурами
помощи желающим излечиться от вредного
пристрастия.
В законах Китая четко предусмотрена обязательность
лечения лиц, страдающих наркоманией.
Поэтому во всех районах страны действуют
режим регистрации наркоманов и сеть контрольных
пунктов, курирующих завышенное потребление
возбуждающих психотропных медикаментов.
Таким образом, администрация регулярно
получает статистические данные и сведения
о категории наркозависимых. Госсоветом
КНР в 1995 г. был обнародован «Порядок принудительного
лечения наркоманов», заинтересованные
ведомства страны выработали «Руководящий
принцип лечения опиекурилыциков» и «Порядок
контроля за медикаментами, предназначенными
для лечения наркоманов». Все эти нормативные
документы регламентируют работу по лечению
наркоманов в масштабе всей страны. В Китае
созданы Центр по изучению возникновения
зависимости организма от медикаментов,
Аналитический центр по измерению чрезмерных
доз потребления медикаментов, Центр по
лечению медикаментомании и лаборатория
наркотических средств. Эти институты
мобилизуют научно-исследовательские
организации и специалистов на выполнение
тем по изысканию методов и препаратов
для лечения наркомании.
Тех, кто, пройдя курс принудительного
лечения, по выходе из диспансера опять
взялся за потребление наркотиков, как
правило, отправляют в исправительно-трудовые
учреждения, подведомственные правоисполнительным
структурам, где, наряду с участием в труде,
наркоманов-рецидивистов лечат в принудительном
порядке. В отношении тех наркозависимых,
которым в силу каких-то причин противопоказано
пребывание в наркологических диспансерах,
прибегают к лечению в домашних условиях
под опекой родных и под надзором местного
отделения милиции, причем устанавливается
срок, в течение которого наркопотребитель
должен излечиться. Помимо этого, в некоторых
районах медицинские учреждения создали
специальные курсы, на которые принимаются
лица, добровольно желающие излечиться
от пристрастия к наркотикам. В некоторых
районах низовые единицы и общественные
организации, учитывая конкретные местные
условия, берут шефство и помогают наркозависимым
отказаться от наркотиков.
Принудительное лечение в наркологических
диспансерах и лечение в сочетании с воспитанием
трудом в исправительно-трудовых учреждениях
представляют собой особые школы-лечебницы
для оказания помощи наркозависимым. Комплексный
принцип лечения включает четыре аспекта:
избавление от пристрастия, восстановление
здоровья, предотвращение рецидива, социальная
реабилитация.
Последний аспект имеет важное значение
с учетом того, чтобы граждане, вылечившиеся
от наркозависимости, смогли решить конкретные
бытовые вопросы, не испытывали дискриминации
при трудоустройстве и поступлении в учебные
заведения. На основе мер по оказанию помощи
настоящим и бывшим наркоманам администрации
ряда провинций развернули работу по созданию
«кварталов без наркотиков». Таким образом,
были мобилизованы силы всего общества,
начиная с низовых организаций. Их основной
метод состоит в том, что в каждом жилом
микрорайоне (в городах - в пределах квартала,
на селе в масштабе волости или поселка)
под единым руководством вышестоящей
организации создаются управленческий
механизм, отвечающий за меры по запрету
наркотиков, и система ответственности,
субъектами которой становятся каждая
организация и отдельный гражданин. Совместными
усилиями на каждом участке добиваются
ликвидации наркотиков. На основе «кварталов
без наркотиков» данная сфера непрерывно
расширяется, так что в конце целый уезд,
город и даже провинция добиваются звания
«без наркотиков». Город Баотоу (Внутренняя
Монголия) является образцом создания
«кварталов без наркотиков» в Китае. В
свое время в этом городе проблема наркотиков
была очень серьезной. «Квартал без наркотиков»
стал эффективной социальной структурой
в деле долговременного развертывания
борьбы с наркоманией. Полезный опыт Баотоу
был развернут в общенациональном масштабе.
Повышение сознательности всего народа
в борьбе с наркотиками считается решающим
условием успеха. Китай рассматривает
воспитательно-пропагандистскую работу
с населением в качестве важной политической
и стратегической задачи. В этой работе
участвуют администрации всех уровней.
Они разрабатывают годовые планы пропагандистско-воспитательных
мероприятий, ставя целью профилактику
и бойкот наркотиков. Органы пропаганды,
культуры, радио и телевещания, а также
пресса в широком масштабе ведут пропаганду,
используя доступные, популярные формы.
Населению оказывается консультативная
помощь, открыты «горячие» телефонные
линии связи. Например, в провинции Юньнань
издаются периодические популярные журналы,
знакомящие читателей с основными сведениями,
касающимися борьбы с наркотиками. Кроме
того, открыты файлы по запрету наркотиков
в Интернете.
Ежегодно 3 июня - в памятный день публичного
уничтожения опиума в местечке Хумэнь
по приказу Линь Цзесюя в 1839 г. и 26 июня
- в Международный день борьбы с наркотиками
местные правительства различных районов
Китая устраивают крупномасштабные пропагандистские
мероприятия, которые становятся «пиковыми»
событиями антинаркотического воспитания.
Кроме того, ввиду того, что инъекции наркотиков
нередко приводят к заражению вирусом
СПИДа, в Международный день профилактики
СПИДа (1 декабря) китайские органы здравоохранения
проводят пропагандистские мероприятия
под девизом «Отказ от наркотиков во имя
предупреждения СПИД».
Особое внимание уделяется наркопрофилактическому
воспитанию среди молодежи и подростков.
В 1991 г. был принят закон КНР «О защите
несовершеннолетних», а в 1999 г. - закон
КНР «О предупреждении преступности несовершеннолетних».
В этих двух законах предусмотрены меры
защиты подростков от наркотиков. В соответствии
с концепцией, требующей проводить антинаркотическое
воспитание среди детей, начиная с юного
возраста, правительства всех уровней
рассматривают воспитательно-профилактическую
работу в школах как базисное звено борьбы
с наркотиками. Согласно инструкции Государственного
комитета по делам образования в начальных,
средних и высших учебных заведениях осуществляется
целенаправленное проведение воспитательных
мероприятий, касающихся запрета наркотиков.
В Китае выпущена школьная серия книг
по борьбе с наркотиками.
Для того чтобы поставить воспитательно-профилактическую
работу на систематическую и регулярную
основу, государство уделяет особое внимание
строительству постоянных баз антинаркотического
воспитания. Начиная с 1998 г. в КНР издается
ежегодник «Борьба с наркотиками».
Еще одним важным направлением антинаркотической
политики стало развитие международного
сотрудничества в борьбе с наркотиками.
Присоединившись к Конвенциям ООН по наркотикам,
Китай расценивает межгосударственное
сотрудничество не только как фактор,
стимулирующий борьбу с наркотиками в
глобальном масштабе, но и как средство
кардинального решения проблемы незаконного
оборота наркотиков в самой стране. КНР
занимает активную позицию в данной сфере.
Так, в октябре 1989 г. Китай организовал
в Пекине семинар по проблемам борьбы
с наркобизнесом в Азиатском регионе.
В ноябре 1996 г. Китай устроил в Шанхае международное
собрание по стимуляторам с участием специалистов.
В феврале 1990 г. и июне 1998 г. делегация китайского
правительства участвовала в 17-1 и 20-й специальных
сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных
борьбе с наркотиками. В данной сфере Китай
стимулирует сотрудничество и в субрегионе.
Так, в 1991 г. в Пекине прошла конференция,
в которой участвовали высокопоставленные
официальные лица Китая, Таиланда, Мьянмы
(Бирмы) и Управления ООН по борьбе с наркотиками.
Участники обсудили вопросы многостороннего
сотрудничества. В 1992 г. в Рангуне (Мьянма)
был подписан «Проект сотрудничества
в области запрета наркотических средств
между Китаем, Мьянмой и Управлением ООН
по борьбе с наркотиками». В 1993 г. Китай,
Мьянма, Таиланд, Лаос и Управление ООН
по борьбе с наркотиками подписали «Меморандум
о взаимопонимании в деле запрещения наркотических
средств».
В 1995 г. Китай, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Таиланд,
Камбоджа и Управление ООН по борьбе с
наркотиками совместно созвали в Пекине
Первую субрегиональную конференцию по
вопросам сотрудничества в области борьбы
с наркотиками на уровне министров, на
которой были приняты «Пекинская декларация»
и «Программа действий по борьбе с наркотиками
в субрегионе». Продолжая субрегиональное
сотрудничество, в 1999 г. китайское правительство
послало делегации на конференции на уровне
министров, состоявшиеся соответственно
в Японии и Лаосе.
Китай непрерывно усиливает двустороннее
и многостороннее сотрудничество с другими
странами мира в борьбе с наркотиками.
С 1985 г. стартовало сотрудничество в указанной
сфере между Китаем и США. В 1987 г. правительства
двух стран подписали «Китайско-американский
меморандум о сотрудничестве в запрете
наркотических средств». В 1997 г. главы
Китая и США подписали «Китайско-американское
совместное коммюнике», в котором предусматривается,
в частности, сотрудничество в борьбе
с наркобизнесом. Вслед за тем правительства
двух стран обменялись специальными уполномоченными
по связи.
Китай придает важное значение также сотрудничеству
в области борьбы с наркотиками с Россией
и странами СНГ. В апреле 1996 г. Китай и Россия
заключили «Соглашение о сотрудничестве
в области запрещения нелегальной транспортировки
и потребления наркотических и психотропных
средств». В 1998 г. главы Китая, Казахстана,
Кыргызстана, России и Таджикистана подписали
Совместную декларацию, в которой борьба
с наркобизнесом и транснациональными
преступлениями на почве наркоторговли
фигурировала как важный аспект сотрудничества
пяти стран. Шанхайская организация сотрудничества,
в которую входят, кроме России и Китая,
Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан,
на встрече в Москве в мае 2003 г. подтвердила
стремление стран сосредоточить усилия
в борьбе с наркотранзитом и терроризмом
8. Кроме того, Китай заключил двусторонние
соглашения о сотрудничестве в борьбе
с наркотиками с Мексикой, Индией, Пакистаном,
Колумбией и другими странами мира.
На протяжении многих лет между Китаем,
с одной стороны, и США, Канадой, Японией,
Францией, Австралией, Таиландом, Мьянмой,
Лаосом, Вьетнамом, Камбоджей, с другой,
имели место широкий обмен наркоинформацией,
сотрудничество в области подготовки
кадров и претворении законов в жизнь.
Начиная с 1996 г. Китай создал совместно
с Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом, Россией
и другими странами режим обмена уполномоченными
по связи в приграничных районах.
Полиции Китая, США, Канады, Японии, Республики
Корея и других стран эффективно провели
совместные операции по задержанию контрабандистов
и изъятию наркотиков, в которых имели
место обмен информацией и правоисполнительное
сотрудничество. Китайское правительство
всемерно содействует соседним странам
в развертывании борьбы с наркотиками.
С 1990 г. Китай взял на себя инициативу по
оказанию помощи населению северных районов
Мьянмы и Лаоса, прилегающих к «Золотому
треугольнику», где выращивание опийного
мака было традиционным промыслом, в развитии
других отраслей, способных заменить макоразведение.
Эта помощь включала передачу технологии,
сельскохозяйственную поддержку и развитие
туризма. Все это в определенной степени
способствовало общественно-экономическому
прогрессу данного района и снизило угрозу
контрабанды наркотиков, причиняемую
Китаю и мировому сообществу со стороны
«Золотого треугольника».
Китайские успехи антинаркотической политики
признаны мировым сообществом. Правительство
КНР и в новом XXI в. продолжает неуклонно
развертывать вглубь борьбу с наркотиками,
усиливая сотрудничество в построении
«мира без наркотиков».