Геграфический детерминизм в эпоху Нового времени и эпоху Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:01, реферат

Описание

Уже в XVI в. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIII в. Все в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встает вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия. Одно из решений этого вопроса: объяснение разнообразия общественных порядков, при которых живут люди, различием природных условий их существования. Так возникает географический детерминизм.

Содержание

План
Введение
Развитие идей географического детерминизма в Новое время
и эпоху Просвещения
1.Географический детерминизм как основополагающий принцип традиционной геополитики
2. Зарождение концепции географического детерминизма в эпоху раннего Нового времени
3. Идеи географического детерминизма в эпоху Просвещения
3.1. Идеи географического детерминизма Жана-Батиста Дюбо
3.2. Концепция географического детерминизма Шарля Луи де Монтескье
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

географический детерминизм в эпоху Нового времени.docx

— 33.68 Кб (Скачать документ)

План

Введение

Развитие  идей географического  детерминизма в Новое  время 

и эпоху Просвещения 

    1.Географический  детерминизм как основополагающий  принцип традиционной геополитики

    2. Зарождение концепции географического  детерминизма в эпоху раннего  Нового времени

    3. Идеи географического детерминизма  в эпоху Просвещения

        3.1. Идеи географического  детерминизма Жана-Батиста Дюбо

        3.2. Концепция географического  детерминизма Шарля Луи де  Монтескье

Заключение

Список  использованной литературы 

 

Введение 

     Уже в XVI в. начинает зарождаться членение истории человечества на стадии дикости, варварства и цивилизации, окончательно оформившееся в XVIII в. Все в большей степени становится ясным, что у разных народов и в разных странах могут существовать разные общественные порядки. И перед мыслителями встает вопрос о причинах этого социально-исторического многообразия. Одно из решений этого вопроса: объяснение разнообразия общественных порядков, при которых живут люди, различием природных условий их существования. Так возникает географический детерминизм.

     Влияние географического фактора на общество и на его развитие бесспорно. И  само по себе признание этого факта  никак не может быть названо географическим детерминизмом. О географическом детерминизме речь может идти только тогда, когда  природная среда принимается  за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни. В ранних концепциях географического детерминизма природная среда выступала отнюдь не в качестве движущей силы исторического  процесса. Она рассматривалась главным  образом в качестве фактора, определяющего  характер социальных порядков в том  или ином конкретном обществе, а также фактора, влиявшего на его развитие.

     Идея  географического детерминизма в  зачаточной форме присутствовала в  рассуждении Гиппократа «О воздухах, водах и местностях». Обозревая различные местности и пароды, он неоднократно подчеркивал, что от природных условий зависит не только физический облик людей, но и их нравы и тем самым общественные порядки. Общий его вывод состоит в том, что «большей частью формы людей и нравы отражают природу страны». Эта идея была подхвачена Аристотелем. Большое значение придавал влиянию климата и Полибий.

Развитие  идей географического  детерминизма в Новое  время 

и эпоху Просвещения  

1. Географический детерминизм  как основополагающий  принцип традиционной  геополитики 

     Идеи, которые в наше время принято  причислять к геополитическим, в  тех или иных формах, по-видимому, возникли одновременно с феноменом  государственной экспансии и  имперского государства. В современном понимании они сформировались и получили популярность на рубеже XIX и XX вв. Возникновение именно в тот период геополитических идей и самой геополитики как самостоятельной области исследования международных отношений и мирового сообщества было вызвано целым комплексом факторов. Отметим лишь некоторые из них.

     Во-первых, наметившиеся к тому времени тенденции к постепенному формированию глобального рынка, уплотнению ойкумены и «закрытию» мирового пространства. Во-вторых, замедление европейской, чисто пространственно-территориальной экспансии вследствие завершения фактического передела мира и ужесточение борьбы за передел уже поделенного мира. В-третьих, перенесение в результате этих процессов неустойчивого баланса между европейскими державами на другие континенты «закрывшегося» мира. В-четвертых, история начинала переставать быть историей одной только Европы или Запада, она превращалась уже во всемирную историю. В-пятых, именно тогда начали разрабатываться теоретические основы силовой политики на международной арене, послужившие в дальнейшем краеугольным камнем политического реализма.

     Необходимо  учесть и то, что геополитические  идеи и сама геополитика возникли и развивались в общем русле  эволюции научной мысли того периода. В целом она представляла собой  не что иное, как перенесение на сферу международных отношений господствовавших в тот период, как в естественных, так и социальных и гуманитарных науках идей и концепций, а именно детерминизма в его географическом варианте, строгих естественно-исторических законов, социал-дарвинизма, организма и т.д.

     Традиционные  представления о международных  отношениях основывались на трех главных  китах — территории, суверенитете, безопасности государств — актов  международной политики. В трактовке  же отцов-основателей геополитики  центральное место в детерминации международной политики того или  иного государства отводилось его  географическому положению. В их глазах мощь государства прочно коренится в природе самой земли. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала. Традиционная геополитика рассматривала каждое государство как своего рода географический или пространственно-территориальный организм, обладающий особыми физико-географическими, природными, ресурсными, людскими и иными параметрами, собственным неповторимым обликом и руководствующийся исключительно собственными волей и интересами. Поэтому первоначально геополитика понималась всецело в терминах завоевания прямого контроля над соответствующими территориями.

     Во  многих своих аспектах традиционная геополитика возникла в русле  географического детерминизма в  социальных и гуманитарных науках XIX–XX вв. Географический детерминизм основывается на признании того, что именно географический фактор, т.е. месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей  и океанов и другие параметры  определяют основные направления общественно-исторического  развития того или иного народа, его характер, поведение на международно-политической арене и т.д. Другими словами, географическая среда рассматривается в качестве решающего фактора социально-экономического, политического и культурного развития народов.

2. Зарождение концепции географического детерминизма в эпоху раннего Нового времени 

     Первая  концепция географического детерминизма была создана в XVIв. Ее творцом был французский политический мыслитель Жан Боден (1530—1596), депутат от третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. Он развивал и обосновывал эту идею как в «Методе легкого познания» (1566), так и в «Шести книгах о государстве» (1576). В сочинении «Метод легкого изучения истории» он изложил свой взгляд на общество как на сумму кровно-хозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли человека под влиянием естественной среды. По его мнению, главную роль среди природных факторов играет климат той или иной страны. Он выделяет три основные климатические зоны: южную, умеренную и северную. Одновременно он вводит также деление на Восток и Запад, приравнивая первый к югу, а второй — к северу. Помимо климата оказывают влияние также и такие природные факторы, как характер местности: она может быть горной, болотистой или пустынной, ветренной и безветренной, и, наконец, качество почвы — ее плодородие или бесплодие. Но главным является, конечно, климат. По мере движения к северу количество тепла постепенно уменьшается. Южане имеют больше тепла от солнца, но меньше внутреннего тепла. Северяне поддерживаются своим внутренним жаром, что делает их более сильными и активными, чем южане. Южане более склонны к размышлению, северяне — к ручным ремеслам и изобретениям, люди среднего района — к устройству различного рода общественных дел. Жители плодородных земель словно предназначены для роскоши. Люди, населяющие бесплодные месте, — доблестные солдаты и умелые работники. Так, например, бесплодная равнина Аттики заставила афинян изобрести искусство.

     Приписывая действию климата физическое превосходство северных народов над южными и горных над долинными, он обращал внимание государственных и политических деятелей своего времени на необходимость принимать в расчет в административной и законодательной деятельности помимо социальных также и климатические условия. В своих взглядах Боден подошел к созданию широкой концептуальной системы географического детерминизма ближе, нежели любой из его предшественников. Его утверждение, что сила и развитие суверенного государства прямо зависит от влияния окружающих его природных условий, совпадает, по существу, со взглядами современных геополитиков.

     Вслед за Ж. Боденом к идее географического детерминизма склонялся великий английский философ Фрэнсис Бэкон, что видно из его работы «Опыты или наставления нравственные и политические». Более детально она разрабатывалась уже известным нам Уильямом Темплем в работе «Очерки происхождения и природы власти» (1672).

     Во  Франции к этой идее обратился  Бернар Ле Бовье де Фонтанель. В работе «Отступление по поводу древних и новых» он говорит о влиянии климата на склад ума людей и тем самым на их идеи.

     Географический  детерминизм Жана Бодена отразился на философских воззрениях многих европейских мыслителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Идеи географического детерминизма в эпоху Просвещения 

3.1. Идеи географического детерминизма Жана-Батиста Дюбо 

     Широкое развитие географический детерминизм  получил в эпоху Просвещения. Эта идея была разработана Жаном-Батистом Дюбо (1670-1742), перу которого принадлежит несколько исторических работ, в частности знаменитая в свое время книга «Критическая история установления французской монархии в Галлии» (1734). Свои взгляды на роль географической среды он изложил в труде «Критические размышления о поэзии и живописи». В этой книге он рассматривает не историю человечества вообще, а историю искусства. Как указывает он, в истории искусства были периоды расцвета и периоды упадка. Всего он насчитывает четыре великие эпохи в истории искусства:

     1) век, начавшийся за десять лет  до воцарения Филиппа, отца  Александра Великого;

     2) век Юлия Цезаря и Августа; 

     3) век Юлия II и Льва X и 

     4) век Людовика XIV.

     В поисках причин расцвета и упадка искусства Ж.-Б. Дюбо обращается к природным факторам. Как пишет он, есть страны, в которых никогда не родятся ни великие живописцы, ни великие поэты. Таковы страны Крайнего Севера. «Давно уже подмечено, — пишет Ж.-Б, Дюбо, — что некоторые местности славятся своими дарованиями, тогда как сопредельные вовсе не разделяют этой славы». И главная причина — в климате этих мест, прежде всего в качестве воздуха. «Поскольку, — пишет Ж.-Б. Дюбо, — в продолжение всей человеческой жизни душа пребывает связанной с телом, то характер нашего духа и наших склонностей во многом обуславливается качествами крови, питающей наши органы и поставляющей им в течение детства и юности материал, нужный для их роста. А качества крови в свою очередь во многом зависят от воздуха, которым мы дышим. В еще большей степени зависят они от качества того воздуха, которым мы дышали в детские годы, ибо именно он определил особенности нашей крови. А эти особенности повлияли на строение наших органов, которое в силу обратной взаимосвязи уже в зрелые годы сказывается на качествах нашей крови. Вот почему народы, обитающие в разных климатах, столь разняться между собой по своему духу и наклонностям. Сами же качества воздуха зависят от испарения почвы, которую обволакивает этот воздух. При разных составах почвы разным бывает и омывающий ее воздух».

     Введение  в качестве главного фактора, определяющего  дух и склонности народов, качества воздуха, которым дышат люди, позволяет  Ж.-Б. Дюбо объяснить, почему жители одних и тех же стран в разные времена отличаются разными правами и разной степенью одаренности. Все дело в том, что воздух не остается одним и тем же, он подвержен многочисленным изменениям. А результатом изменения воздуха является изменение нравов народов.

     Подводя итоги своим рассуждениям, Ж.-Б. Дюбо пишет: «Из всего вышеизложенного я заключаю: что причины перемен, происходящих в нравах и одаренности жителей разных стран, следует искать в изменениях, затрагивающих свойства тамошнего воздуха, подобного тому как отличия между характерами разных народов принято объяснять разницей между свойствами воздуха их стран. Подобно тому, как разницу, которая замечается между Итальянцами и Французами, приписывают различию между воздухом Италии и воздухом Франции, так и существенное различие, которое ощущается между нравами и одаренностью Французов в разные эпохи, следует приписать изменению свойств воздуха Франции». 
 
 
 

3.2. Концепция географического  детерминизма Шарля  Луи де Монтескье 

     Самая известная в эпоху Просвещения  концепция географического детерминизма изложена в знаменитом труде Шарля  Луи де Секонда, барона де ля Бред и де Монтескье (1689 — 1755) «О духе законов» (1748).

     Ш. Монтескье, вслед за Ж. Боденом и Ж.-Б. Дюбо, к числу важнейших сил, определяющих характер общественного строя, относит, прежде всего, климат. «Есть страны, — писал он, — жаркий климат которых настолько истощает тело и до того обессиливает дух, что люди исполняют там всякую трудную обязанность только из страха наказания. В таких странах рабство менее противно разуму; и так как там господин столь же малодушен по отношению к своему государю, как его раб по отношению к нему самому, то гражданское рабство сопровождается в этих странах политическим рабством».

     Другой  важный фактор — рельеф местности. «В Азии, — читаем мы у Монтескье, — всегда были обширные империи; в  Европе же они никогда не могли  удержаться. Дело в том, что в известной  нам Азии равнины гораздо обширнее и она разрезана горами и морями на более крупные области; а поскольку она расположена южнее, то ее источники скорее иссякают, горы менее покрыты снегом и не очень многоводные реки составляют более легкие преграды. Поэтому власть в Азии должна быть всегда деспотической, и если бы там не было такого крайнего рабства, то в ней очень скоро произошло бы разделение на более мелкие государства, несовместимое, однако, с естественным разделением страны».

Информация о работе Геграфический детерминизм в эпоху Нового времени и эпоху Просвещения