Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 11:29, реферат
В соответствии с классическими, восходящими к глубокой древности представлениями географического детерминизма считалось, что развитие человеческого общества зависит исключительно от географических факторов, а установление государственных границ основывается на праве сильного и целиком зависит от завоеваний. Вопрос о влиянии географической среды (в первую очередь климата) на обычаи, нравы, образ правления и некоторые общественно-исторические процессы рассматривали уже античные авторы.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ ЕВРОПЫ 4
2.1. ФРАНЦУЗСКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА. 4
2.2. БОКЛЬ, ГЕНРИ ТОМАС. 11
2.3.МЕЧНИКОВ ЛЕВ ИЛЬИЧ. 12
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Федеральное агентство по образованию
Академия гуманитарных наук (Омское отделение)
НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»
Социально-экономический
факультет
Реферат
По дисциплине: Геополитика
За 4 курс 7 семестр
Тема: Географическое направление в социальной мысли Европы (Шарль Монтескье, Генри Бокль, французская школа, Л.И.Мечников)
Форма
контроля: экзамен
Студента 4 курса
Специальности государственное и муниципальное управление
Форма обучения заочная
Верещагиной
Екатерины Геннадьевны
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Первоначально геополитика понималась всецело в терминах завоевания прямого (военного или политического) контроля над соответствующими территориями. Во многих своих аспектах традиционная геополитика возникла в русле географического направления или географического детерминизма в социальных и гуманитарных науках XIX—XX вв. Географический детерминизм основывается на признании того, что именно географический фактор, т.е. месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют основные направления общественно-исторического развития того или иного народа, его характер, поведение на международно-политической арене. Другими словами, географическая среда рассматривается в качестве решающего фактора социально-экономического, политического и культурного развития народов.
В соответствии с классическими, восходящими к глубокой древности представлениями географического детерминизма считалось, что развитие человеческого общества зависит исключительно от географических факторов, а установление государственных границ основывается на праве сильного и целиком зависит от завоеваний. Вопрос о влиянии географической среды (в первую очередь климата) на обычаи, нравы, образ правления и некоторые общественно-исторические процессы рассматривали уже античные авторы.
Между тем существует разительное отличие прежних, часто фрагментарных, представлений, знаний и суждений о влиянии географических условий на жизнь человеческих ассоциаций, как бы порой глубоки и важны они ни были сами по себе, от качественного скачка в их осмыслении на рубеже XIX—XX веков [1].
Суждения относительно того, что жизнь государств и народов во всем ее разнообразии в большой степени обусловлена географическим окружением и климатом, сопровождают социальное бытие человека на протяжении всей его истории. Многие философы, ученые, политические мыслители обращали внимание на воздействие географических факторов на политические процессы и события. Сами геополитики часто утверждали, что Монтескье, Гердер, немецкие географы Карл Риттер, Фердинанд фон Рихтхофен и другие видные ученые являются их предшественниками. Развернутые социологические системы в русле географической школы были созданы в XIX веке такими авторами, как Г.Т. Бокль, В. Кузен, Э. Ренан, И. Тэн и др. [6].
В Новое время одним из первых, кто приступил к систематическому изучению взаимосвязи географии и политики государств, был французский политический мыслитель Жан Бодеп (1530—1596), депутат от третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. В сочинении «Метод легкого изучения истории» (1566) он изложил свой взгляд на общество как на сумму кровно-хозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли человека под влиянием естественной среды. Среди географических факторов Боден выделял в качестве наиболее значимого климат, приписывая его действию физическое превосходство северных народов над южными и горных над долинными. Он обращал внимание государственных и политических деятелей своего времени на необходимость принимать в расчет в административной и законодательной деятельности помимо социальных также и климатические условия. В своих взглядах Боден подошел к созданию широкой концептуальной системы географического детерминизма ближе, нежели любой из его предшественников. Его утверждение, что сила и развитие суверенного государства прямо зависит от влияния окружающих его природных условий, совпадает, по существу, со взглядами современных геополитиков.
После Бодена проблема влияния географических факторов на политику долгое время оставалась вне поля зрения философов и политических мыслителей. Только в XVIII веке она вновь становится объектом внимания, на этот раз у Монтескье в его труде «О духе законов»(1748) [6].
Французский
просветитель, правовед и философ
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) сыграл
важную роль в развитии представлений
о государстве и обществе сыграл. Он пытался
вывести из географических условий характер,
нравы и обычаи народов, их хозяйственный
и политический строй. Средством обеспечения
законности он считал принцип разделения
властей. Прослеживая зависимость политического
устройства от особенностей государства,
его размеров, населенности, климата, географической
среды, от религии, исповедуемой народом,
и его нравов, Монтескье привнес в науку
о праве и в гуманитарное знание вообще
естественно-научный метод, выступив,
в частности, основателем географической
школы в социологии и политологии. В книге
"О Духе законов" Монтескье изложил
теорию форм власти, в основе которой лежали
трехчастная схема - "республика-монархия-деспотия"
Монтескье явился одним из основателей современной географической школы в социологии и политологии. Географическая школа - направление в социологии и политологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества и государства.
Иными словами, он ввел в свою концепцию нормативный элемент, который в более поздней геополитике, особенно немецкой, приобрел приоритетное значение [3].
В
исследованиях истории
Данная точка зрения Монтескье была использована в свое время немецкими геополитиками. Правда, в качестве исходного пункта был взят не климат, а «жизненное пространство», и его влияние на психологию людей из физиологической области было перенесено в социальную. Нечто аналогичное проповедуют геополитики Германии и сейчас. При этом сохранился принцип подхода к решению задачи. В геосоциологической концепции западногерманские геополитики также пытаются через человека и его психологическое восприятие окружающей действительности объяснять историческое развитие. Изменился лишь объект исследования. Главное внимание сейчас уделяется самому сознанию, его преобразованию и воспитанию в реваншистском духе. Именно этим объясняется повышенный интерес к учению Монтескье геополитиков в Западной Германии.
Последним заметным представителем французской географической школы в общественной мысли XVIII века был Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781) — философ, экономист и государственный деятель.
Начиная с XIX столетия, постепенно, школа географического детерминизма перемещается в Германию, получив там полное свое развитие на стыке двух веков — девятнадцатого и двадцатого.
Основателем географической школы во французской социологии следует считать Фредерика Пьера Гийома Ле Пле (1806—1882).
Французская социально-географическая школа получила столь широкое распространение, что оказала влияние даже на эстетику: историком Жаном Батистом Дюбо (1670—1742) была создана так называемая «теория среды». Дюбо основным фактором развития искусства считал климатические условия страны; Монтескье, который также придерживался этой теории, таковыми считал экономические и социальные факторы, обусловленные, в свою очередь, географической средой и климатом; Ипполит Адольф Тэи (1828—1893) расширил понятие «среды»(milieu), рассматривая ее как совокупность различных факторов. Это, с одной стороны, неизменные климатические и географические условия страны, с другой — характер расы, государственного устройства и «моральная температура», или «состояние умов и нравов» данной эпохи. Географическая среда определяет, например, характер живописи: «линейный» на юге и «колористический»на севере.
Французский социолог Эдмон Демолен (1852—1907) в 80-х гг. на основании изучения социальных условий жизни различных групп сельского населения, а также сравнительного исследования быта горняков и фабричных рабочих разных стран (например, Франции и России) выдвинул идею социографии (социальной географии) — ответвления социологии, которое изучает влияние местных условий жизни на образование «общественных типов».
Социогеография — социологическая дисциплина, которая анализирует географический аспект социальной жизни конкретных общественных групп: их территориальную дифференциацию, пространственное распространение, влияние деятельности человека на окружающую среду. Термин, близкий по смыслу, был введен в научный оборот в 1913 г. Р. Штейнметцем, предложившим выделить в качестве особой социологической дисциплины социогеографию, или «социальную географию», которая в противоположность абстрактно-теоретической социологии должна дать полное описание жизни народа той или иной эпохи.
Социогеография сформировалась под влиянием географического направления во французской социологии, один из первых представителей которой стал Поль Видаль де ла Блаш (1845- 1918. усматривал цель социальной географии в анализе ландшафта, представляя его как «открытую книгу», которая позволяет выявить способ жизни тех или иных человеческих коллективов [6].
В 1872 г. в Нанси создается первая кафедра географии, которую возглавил неизвестный тогда Поль Видаль де Ла Блаш. Будучи ярким представителем официальной науки, Видаль де ла Блаш считается основателем французской географической школы. Он внес немалый вклад в развитие геополитических представлений. Историк по образованию, он был увлечен «политической географией» Ратцеля и строил свои теории, основываясь на этом источнике, хотя многие аспекты немецкой геополитической школы он подвергал жесткой критике.
Видаль де ла Блаш отказывается от геополитического (немецкого) детерминизма. Он определяет человека в качестве «географического фактора» такого же порядка, как и природа. Будучи наделенным инициативой, человек, по Видаль де ла Блашу, является в большей мере актером, чем зрителем.
В 1903 г. увидела свет книга Видаль де ла Блаша «Картина географии Франции», которая имела значительный успех и знаменовала собой появление школы географов Франции. Постоянное обращение автора к геологии, молодой и популярной тогда науке, вызывало одобрение современников и придавало в их глазах географии научный характер. В этой книге Видаль де ла Блаш обращается к теории почвы, столь важной для немецких геополитиков: «Отношения между почвой и человеком во Франции отмечены оригинальным характером древности, непрерывности... В нашей стране часто можно наблюдать, что люди живут в одних и тех же местах с незапамятных времен. Источники, кальциевые скалы изначально привлекали людей как удобные места для проживания и защиты. У нас человек — верный ученик почвы. Изучение почвы поможет выяснить характер, нравы, предпочтения населения. Изучение земли поможет нам понять характер, нравы и устремления жителей. Для того чтобы получить точные результаты, это изучение должно быть обоснованным, т.е. учитывать в отношении аспект современного состояния земли с учетом ее состава и геологического прошлого».
Критика чрезмерного возвеличивания пространственного фактора у Ратцеля привела Видаль де ла Блаша к выработке собой геополитической концепции — «поссибилизма» (от слова «possible»— «возможный»). Согласно этой концепции политическая история имеет два аспекта — пространственный (географический) и временной (исторический). Географический фактор отражен в окружающей среде, исторический — в самом человеке (носителе инициативы).
Видаль де ла Блаш был убежден, что ошибка немецких «политических географов» заключалась в том, что они считали рельеф детерминирующим фактором политической истории государств. Тем самым, по его мнению, принижался фактор человеческой свободы и историчности. Сам же он предлагает рассматривать географическое пространственное положение как «потенциальность», «возможность», которая может актуализироваться и стать действительным политическим фактором, а может и не актуализироваться. Это во многом зависит от субъективного фактора — человека, данное пространство населяющего. «Любое пространство (долина, гора, река, сельская местность, город) содержит в себе множество виртуальностей (так, например, река может быть границей, путем сообщения или местом торговли); только человек, — утверждал Видаль де ла Блаш, — может материализовать некоторые из этих возможностей. Географическое бытие местности отнюдь не предопределено природой раз и навсегда... Оно является производным от деятельности человека и придает единство материалам, которые сами по себе такого единства не имеют».