Геополитический
вызов исламского
мира
В
современном мире все больший
интерес вызывает феномен "исламского
возрождения" в странах Ближнего и Среднего
Востока. Исламский мир в современной
геополитике предстает как самый динамичный
и в то же время неспокойный. Условное
название "исламский мир" объединяет
страны, которые исповедуют ислам – мировая
религия, приверженцами которой является
каждый пятый житель планеты, они составляют
большинство населения почти в 50 странах
мира.
Мусульманский
Восток включает в себя не только
государства Ближнего Востока – древние
центры мусульманской культуры, но
также Афганистан, Иран, Пакистан, Турция,
где роль ислама как фактора общественной
жизни очень велика. Таким образом, около
половины народов, исповедующих ислам,
живут в Южной и Юго-Восточной, Азии,
менее 20% мусульман – представители арабского
мира.
Другой
крупнейший ареал распространения
ислама представлен мусульманским
Севером: включает мусульманские страны
постсоветского пространства на Кавказе
и в Центральной Азии, а также в некоторые
мусульманские регионы России (от 12 до
15млн). При этом очевидно отличие мусульманского
Севера от Востока в силу подрыва мусульманских
традиций советским атеистическим режимом.
За
пределами двух обозначенных ареалов
исламского мира быстро растут мусульманские
общины в странах Запада. По приблизительным
оценкам в США проживает около 8 млн. мусульман,
во Франции - 5 млн., в Германии – около
3 млн. человек. В мире отмечается быстрый
рост населения в странах исламского мира:
к 2025 г. прогнозируется рост до 31%.
Исламский
мир обладает колоссальными запасами
нефти и газа, здесь проходит интенсивное
движение мировых капиталов, поскольку
через этот регион проходят основные
воздушные и сухопутные коммуникации,
связывающие Европу и Азию. Все это делает
мусульманский мир важным геополитическим
центром.
Вместе
с тем, очевидно, что большинство
населения исламского мира проживает
в бедности и не может пользоваться
геополитическими преимуществами своих
стран. Многие мусульмане считают Запад
ответственным за колониальное порабощение
и унижение исламского мира, а антиреррористические
операции в Афганистане и Ираке были восприняты
как война против исламского мира. И не
случайно в настоящее время все обиды
и претензии арабского мира вылились в
национально-религиозный протест по отношению
к Западу под лозунгами "мировой
исламской революции".
Многие
мусульманские государства в сфере внешней
политики пытаются выделить религиозные
мотивы, однако в геополитическом отношении
эти попытки не приносят успеха в силу
многообразия и разнородности самого
мусульманского мира.
Идеи
мировой "исламской
революции" и "мировой
исламской империи"
взяли на вооружение
в основном действующие
на международной арене
исламские неправительственные
религиозно-политические
организации, исповедующие
экстремизм и террористические
методы. Для этих исламистских
организаций характерно
агрессивное отношение
к европейским духовным
и христианским ценностям,
использование ислама
в качестве революционной
радикальной идеологии.
Саудовская
Аравия в мировой геополитике
Саудовская
Аравия – родина ислама и самых
священных для мусульман
мест – Мекки и Медины, играет важную роль
в укреплении исламской солидарности,
распространении исламской мысли, поддержке
исламских народов и защите их интересов.
Родина
пророка Мохаммеда с каждым годом
играет все более заметную роль на
геополитическом пространстве не только
Ближнего и Среднего Востока, но и всего
мира. Королевство занимает одно из
первых мест в мире по оказанию финансовой
помощи развивающимся странам, что позволяет
более активно влиять на региональную
и мировую политику.
На
территории Саудовской Аравии расположены
25% разведанных мировых запасов
нефти, что приносит саудовской казне
100 млрд долл. ежегодно. Все это
позволило стране за последние 40-45 лет
достигнуть огромных успехов в системе
социальной защиты населения, создать
систему организации и защиты труда
одну из наиболее совершенных в мире.
Самым
крупным достижением саудовцев
считаются успехи в развитии сельского
хозяйства. Королевство из импортера сельскохозяйственной
продукции превратилось в экспортера.
Сельскохозяйственный сектор в экономике
является вторым по значению после нефти.
Излишки продовольствия играют немаловажную
роль в проведении региональной и глобальной
геополитики Саудовской Аравии в странах
Азии и Африки.
Саудовская Аравия проводит достаточно
взвешенную внешнюю политику, выстраивая
ее с учетом обоюдных интересов. Хотя можно
констатировать, что в целом ее внешняя
политика идет в фарватере США. Отсюда
некоторая напряженность отношений между
Саудовской Аравией и такими исламскими
государствами как Иран и Ирак.
В геополитическом плане представляет
интерес активизация отношений Саудовской
Аравии и России. Двусторонние интересы
включают целый спектр направлений: сотрудничество
в газовой отрасли, строительство объектов
нефтехимии, а также ряд направлений в
военной области. С учетом огромной
финансовой роли и важного геополитического
положения Саудовской Аравии, российская
дипломатия прилагает огромные усилия
для налаживания прочных экономических
связей и военно-технического сотрудничества.
Геополитика
Ирана
В
ряду стран исламского мира на одно
из ведущих мест выдвигается Иран,
который по оценке большинства экспертов,
в XXI веке будет лидером в Северо-Западной
Азии, включающей Ближний и Средний Восток,
Афганистан и Пакистан, Центральную Азию.
Иран
располагает богатейшими природными
ресурсами: одни из крупнейших в мире месторождений
нефти и газа, большие залежи металлических
руд, огромные запасы строительного камня,
гидроресурсов. Среднегодовой темп прироста
ВВП превышает 5-7%, почти 25% которого реинвестируется
в экономику. В конце XX века в стране резко
снижена детская смертность, что является
свидетельством высокого уровня социальной
защиты населения, а уровень грамотности
составил 90% и является одним из самых
высоких не только в странах третьего
мира, но и на планете.
Иран
– одна из самых полиэтнических
стран мира: немногим более половины
населения составляют персы, четвертую
часть составляют азербайджанцы, а
оставшуюся четверть – разнообразные
меньшинства, среди которых – курды, туркмены
и арабы. К тому же межэтническая
нестабильность на сопредельных территориях
усиливает геополитическую напряженность
в этом регионе. На северных рубежах Ирана
(у России – на южных) существуют конфликтные
очаги: афгано-таджикский и кавказский,
в умиротворении которых заинтересованы
как Иран так и Россия.
Как
известно, Америка, определив данный
регион как "дугу нестабильности",
своей политикой постоянно разжигают
очаги напряженности: достаточно отметить
войны между арабами и израильтянами,
армянами и азербайджанцами, грузинами
и осетинами; не прекращаются конфликты
в Таджикистане, Афганистане, Кашмире.
На
этом фоне крайне актуальной
является проблематика
укрепления региональной
безопасности и двустороннего
сотрудничества в отношениях
между Ираном и Россией.
В последние годы приняты совместные
заявления обеих стран относительно борьбы
с терроризмом, урегулирования обстановки
в Афганистане, укрепления безопасности
в Центральной Азии, на Кавказе и в Каспийском
регионе. Ныне к данной проблематике добавляются
вопросы вокруг иранской ядерной программы.
Геополитические
перспективы исламского
мира
В
современной системе международных
отношений исламский мир занимает
чрезвычайно важное геополитическое положение,
которое наряду с запасами нефти предопределяет
его большую значимость как для России,
так и для стран Западной Европы, США, и
Японии. В свое время СССР реально помогал
становлению экономического и военного
потенциала Ирака, Сирии, Ливии, Алжира
и ряда других стран региона. Можно утверждать,
что военно-политическое присутствие
Советского Союза гарантировало странам
Ближнего Востока и Ираку твердое геополитическое
положение.
В
то же время тактика Запада в последние
десятилетия строилась на основе
обострения противоречий между странами
Ближнего и Среднего Востока. Суть
политики США в данном регионе (да и не
только) составляет известный принцип
геополитики "разделяй и властвуй".
Все это осуществляется с целью контроля
добычи нефти в Персидском заливе.
В
противовес этому многие ведущие
страны мира: Россия, Китай, Германия, Франция
постоянно инициируют осуществление
в этом регионе конструктивной политики
на основе норм международного права и
Совета Безопасности ООН.
На
основе анализа имеющихся точек зрения
относительно геополитических событий
в исламском мире, можно выделить ряд обобщающих
проблем, которые в той или иной мере принимаются
во внимание международной общественностью.
1.
Американская агрессия против Ирака весной
2003 г., нынешняя политика в отношении ядерной
программы Ирана все больше воспринимается
в мусульманском мире как крестовый поход
против ислама и вызывают возрастающее
стремление мусульман защищать свою религию
как символ самобытности. Ярко выраженный
антиамериканизм стал для большинства
стран исламского мира характерной приметой
внешней политики. В то же время США
усиливает прямое или косвенное давление
на такие страны региона, как Иран, Афганистан,
Сирия, Иордания, Ливия.
2.
Нестабильность мусульманского Востока
во многом провоцируется геополитическим
соперничеством Ирана и Турции. Каждое
из государств имеют свою концепцию строительства
исламского общества, хотя в реальности
их стремления направлены на расширение
геополитических сфер влияния. Нельзя
исключать того факта, что Турция может
стать жертвой региональных этнических
конфликтов, поскольку в стране проживает
примерно 20% курдов, которых иракские и
иранские курды активно подталкивают
к борьбе за независимость.
Важнейшим
фактором неопределенности
геополитики Турции
является наличие целого
ряда сценариев ее нынешней
геостратегии: прозападные
политики видят страну
в рамках Европейского
Союза, правоверные
исламисты ориентируются
на Ближний Восток и
мусульманский мир,
а современные националисты
обращают взор на постсоветское
пространство – страны
Закавказья и Центральной
Азии.
3.
Региональная экспансия Турции, проникновение
США в Закавказье и Центральную Азию значительно
актуализируют проблематику "исламского
фактора" в российской геополитике,
особенно на фоне чеченских событий. Россия
нуждается в эффективной "мусульманской"
политике, поскольку на ее территории
проживает до 20 млн. мусульман, а разжигание
религиозной вражды между христианами
и мусульманами в евразийском государстве
может приводить к внутренней дестабилизации
страны.
Таким
образом, в современном мире крупнейшими
геополитическими игроками в мусульманском
мире выступают Иран,
Турция, США и Россия.
Вполне, очевидно, что на геополитическом
пространстве исламского мира будет усиливаться
геополитическое влияние Китая
и Европейского Союза.
Классические мусульманские правоведы
Средневековья делили мир на Дар аль-Ислам
(Земля, или территория Ислама) и Дар аль-харб
(Земля войны). Дар аль-Ислам относится
к территориям, в которых мусульмане проживают
свободно и в безопасности, а Дар аль-харб
относится к тем землям, которые противостоят
Дар аль-Ислам, в первую очередь к немусульманским
землям, враждебным Исламу и угрожающим
свободе и безопасности мусульман.
Можно сказать, что подобное разделение
было актуальным в первые века становления
Ислама и в те периоды, когда мусульманские
государства противостояли могущественным
враждебно настроенным империям неверных.
Логикой отношений между государствами
и цивилизациями того времени было противостояние
и постоянная война на взаимное уничтожение.
Понятно, что именно это противостояние
и зафиксировали мусульманские правоведы,
поделив мир на землю Ислама и землю войны.
Время показало абсолютную верность их
вывода: в Халифат вторглись орды язычников
и крестоносцев.
Более того, как пишет мыслитель, профессор
Тарик Рамадан, подобное разделение мира
было необходимо, по крайней мере, по двум
причинам: «Первое. Четкое обозначение
исламских территорий позволило ученым
сформулировать условия, которые как раз
и делали территорию или сообщество собственно
исламскими, а также принципы, определяющие
политические и стратегические отношения
мусульман с другими народами или империями.
Второе. Это позволяло мусульманским ученым
установить четкое различие в правовых
вопросах между ситуацией проживания
мусульман внутри исламского мира и ситуацией
проживания редких мусульман, к примеру,
путешественников или торговцев, в землях
немусульман. И эти категории последователей
Ислама, оказавшиеся в землях немусульман,
по мнению ученых, требовали специальных
норм регулирования по Шариату».
Кроме этих двух терминов, существовали
и другие термины «Дар аль-ахд», или же
«Дар ас-сульх» («Земля мирного договора»)
для обозначения территорий иноверцев,
с которыми у мусульман был заключен мирный
договор.
Другой термин «Дар аль-амн» (Земля, или
территория безопасности) также использовался
в классическом фикхе и, как представляется,
был очень близок к термину «Дар аль-ахд».
Дар аль-амн относится к странам, находящимся
в безопасности и мире, и с которыми мусульмане
не вовлечены в состояние войны.
Что есть Дар аль-Ислам?
При этом мусульмане должны постоянно
помнить, что концепции Дар аль-Ислам,
Дар аль-харб и Дар аль-ахд не обнаруживаются
ни в Коране, ни в Сунне. Как пишет Тарик
Рамадан, на самом деле эти концепции являются
плодом человеческого интеллекта, востребованным
в прежние века для описания того мира,
четко геополитически детерминированного
на земли мусульман и земли немусульман.
Кроме того, разногласия существовали
и между классическими правоведами о характерных
признаках, по которым выделяли само понятие
«Земля» («Дар»). Некоторые ученые делали
акцент на населении. Другие, к примеру,
представители ханафитской школы, считали
важным вопрос безопасности и защиты мусульман
для рассмотрения природы права и государства.
Это служит причиной также расхождения
во мнениях между современными учеными.
На семинаре по фикху, который состоялся
в 1992 году в Париже, ученые приняли различные
позиции в определении стран, которые
могли бы быть названными «Дар аль-Ислам»
в современном мире. Те, которые оперировали
категорией населения, придерживались
мнения, что мусульманские страны должны
все еще рассматриваться, как Дар аль-Ислам.
В то же время другие утверждали, что страны
с правительствами, которые очевидно уже
не имеют ничего общего с мусульманским
учением, не могут более считаться относящимися
к Дар аль-Ислам.
С другой стороны, Тарик Рамадан показывает,
что если принять во внимание параметры,
которые рассматривались некоторыми учеными
ханафитской школы, то есть теми, кто основывался
на категориях безопасности и мира, можно
заключить, что термин «Дар аль-Ислам»
может быть примененным к подавляющему
большинству западных стран, где мусульмане
зачастую чувствуют себя в большей безопасности
и обладают большими свободами отправления
своей религии, нежели во многих странах
исламского мира с жестокими диктаторскими
режимами. |
Разногласия во взгляде
на мир
Сегодня в эпоху глобализации весь наш
мир превратился в одну маленькую глобальную
деревню. Мусульманское население сегодня
разбросано по всему миру. Миграция стала
мощным фактором и, несмотря на попытки
ее ограничить, представляется, что движение
населения продолжится.
На сегодня миллионы мусульман осели на
Западе. Их судьбы уже плотно связаны с
теми обществами, в которых они проживают,
и уже нереально и невозможно провести
линию разделения между ними и их немусульманскими
согражданами в географическом плане.
Очевидно, что старые концепции уже не
соответствуют нашей реальности. Мир давно
изменился, что заставляет современных
ученых переосмысливать вопрос в соответствии
с новыми реалиями.
Но консенсуса среди ученых в определении
нового мира нет. Некоторая часть улемов,
можно сказать, меньшая, продолжает поддерживать
традиционное разделение мира. С другой
стороны намного большая часть богословов-правоведов
использует термины Дар аль-ахд (Земля
договора) или Дар аль-амн (Земля безопасности)
в определении современных западных стран,
утверждая, что это более подходящие вещи
для определения современной ситуации.
Ведь мы являемся свидетелями договоров
между нациями (напрямую или же через ООН).
А также того факта, что фундаментальные
права мусульман защищаются в этих западных
странах.
Как бы то ни было, эти ученые продолжают
рассматривать те страны, в которых мусульмане
проживают в большинстве, как Дар аль-Ислам,
даже если их правители являются диктаторами,
или не имеют легитимности в глазах населения,
или если исламские предписания полностью
игнорируются, а то и вовсе подавляются
этими властями. Такие улемы утверждают,
что эти страны должны рассматриваться,
как Дар аль-Ислам в надежде на реформы
в будущем. Это мнение поддерживается
большим количеством ученых, таких как
Юсуф аль-Карадави, Мустафа аз-Зарка, Абдуль-Фаттах
Абу Гудда.
От фикха противоборства
к фикху сотрудничества
Но некоторые другие ученые заинтересованы
в использовании совершенно новых терминов.
К примеру, американский ученый иракского
происхождения Таха Джабир аль-Альвани
считает, что старое разделение мира на
застывшие в своих границах земли мира
и войны уменьшает возможности для развития
настоящего цивилизационного диалога.
С его слов, в прежние годы, когда ученые
разделили мир на землю мира и землю войны,
в международной практике работала логика
противостояния. И ученые разработали
для этих нужд фикх противостояния.
Сегодня же, когда в международных отношениях
превалирует логика сотрудничества, аль-Альвани
предлагает мусульманам развивать фикх
сотрудничества. А поскольку старые термины
Дар аль-харб и ему подобные воссоздают
в отношениях мусульман с немусульманами
состояние конфликта, это не способствует
диалогу между цивилизациями.
К примеру, заместитель Юсуфа аль-Карадави
в Европейском совете по фатвам и исследованиям
Файсаль Мавлави пишет: «Мы на Западе не
находимся в Земле войны. Но мы или на Земле
мирного договора, или на Земле призыва
к религии Всевышнего (Дар ад-да´ава). Если
мы хотим придерживаться традиционного
разделения мира на Дар аль-Ислам, Дар
аль-харб (Территория войны) и на Дар аль-ахд
(Территория мирного договора), то мы проживаем
сегодня на территории договора.
С другой стороны, если мы утверждаем,
что старое разделение мира, с точки зрения
традиционного мусульманского права,
уже более не применимо к современному
миру – и это мнение, которого мы придерживаемся
– тогда мы заявляем, что мы сегодня проживаем
в Дар ад-да´ава (Территории призыва), как
Пророк Мухаммад (мир ему) во время его
проживания в Мекке до переселения в Медину.
Мекка на тот момент не была ни Дар аль-Ислам,
ни Дар аль-харб, но была Дар ад-да´ава,
как и весь Аравийский полуостров». |
Политический взгляд
Шах Абдулл Ханнан, глава Института исламской
мысли Бангладеша, пишет, что все эти современные
поиски полезны и являют собой прогресс
в реалистичном осмыслении мусульманскими
учеными сферы международных отношений.
Классификации «Дар аль-ахд – Дар аль-Ислам»,
или «Дар аль-иджаба – Дар ад-да´ава»,
или «Дар аль-Ислам – Дар аш-шахада» приемлемы,
как в прошлом, так и для наших времен.
Он, не используя слово «Дар», которым
для данной классификации не является
обязательным, предлагает собственное
разделение стран, в соответствии с двумя
критериями – мусульманская ли это страна,
и соблюдаются ли в ней права человека:
- мусульманские государства, которые
принимают Ислам как основу своей политики,
и которые обеспечивают гражданские, политические
и иные права человека, включая и религиозные,
всех своих граждан;
- мусульманские государства, которые
не признают Ислам как основу своей политики,
и которые не обеспечивают прав человека,
включая и религиозные, мусульман и других
меньшинств;
- немусульманские статьи, которые гарантируют
права человека, включая религиозные,
мусульман и остальных меньшинств;
- немусульманские государства, которые
не гарантируют соблюдения прав человека,
включая и религиозные, мусульман и остальных
меньшинств.
На его взгляд, в справедливом международном
порядке в свете Ислама, государства второй
категории (мусульманские государства,
которые не признают Ислам, как основы
своей политики) и четвертой категории
(немусульманские государства, которые
не гарантируют соблюдения прав человека)
должны принуждаться международными институтами
к соблюдению прав человека, включая и
религиозные, всех своих граждан. Но принуждаться
исключительно, согласно международным
договоренностям. И это, на взгляд Ханнана,
будет справедливая и соответствующая
Исламу система.
Весь мир, как мечеть
Если вернуться к Таха Джабиру аль-Альвани,
то он предлагает нам отойти от традиционного
разделения мира на три территории – мира
(Дар аль-Ислам), войны (Дар аль-харб) и мирного
договора (Дар ас-сульх). Он предлагает
нам вместе с Фахр-ад-дином ар-Рази разделить
мир на две части – Дар аль-иджаба (Земля,
где люди приняли Ислам и исполняют исламские
предписания) и Дар ад-да´ава (Земля призыва,
на которой идет призыв оставшихся людей
в Ислам). Это видение мира, на его взгляд,
снимает конфликтность в разделении и
противопоставлении мира и делает упор
на роли и возможностях сотрудничества,
понимания и диалога.
Тарик Рамадан подхватывает эту идеи и
напоминает о том, что Пророк Мухаммад
(мир ему) говорил, что вся Земля чиста,
и вся она является для мусульманина мечетью.
Таким образом, как пишет ученый, где бы
мусульманин ни произносил слова свидетельства
веры, и где бы он ни имел возможности исполнять
свои религиозные обязанности свободно
и в безопасности, он находится дома. С
его слов, это точка зрения должна быть
взята за основу для нового взгляда на
мир в соответствии с современными реалиями.
Он использует свой термин Дар аш-шахада
в определении западных стран. Рамадан
пишет: «Западные страны, при использовании
к ним термина Дар аш-шахада (Территория,
где можно свободно исповедовать Ислам),
помогают мусульманам осознать самих
себя, как «шухада аля
н-нас» («свидетели перед
человечеством»), как их именует Коран.
И это ведет к более полному и четкому
осознанию ими своей роли в этом мире,
и в западных странах, в частности. А также
своей ответственности перед Господом
за наставление всех этих людей на истинный
путь.
Саид Абдусамадов |
|