Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 06:29, курсовая работа
Правительство РФ выделило основные направления роста Забайкальского края: во-первых, это развитие транспортной инфраструктуры, во-вторых, комплексное освоение основной минерально-сырьевой базы, в-третьих, развитие строительной индустрии и жилищного строительства, четвертое - это поддержка малого и среднего бизнеса, пятое - развитие социальной инфраструктуры
Введение................................................................................................................3
1 Географическая характеристика Забайкальского региона.............................5
2 Природные ресурсы и отрасли промышленности..........................................8
3 Животный мир Забайкальского региона.........................................................12
4 Растительность Забайкальского региона.........................................................13
5 Проблемы региона.............................................................................................16
6 Перспективы развития Забайкальского региона............................................20
7 Экономический потенциал региона.................................................................22
7.1 Электроэнергетика...............................................................................22
7.2 Сельское хозяйство..............................................................................23
7.3 Малое предпринимательство..............................................................23
7.4 Экспорт- импорт...................................................................................23
7.5 Туризм...................................................................................................24
8 Социальное развитие региона..........................................................................26
9 Стратегическая цель, приоритеты и долгосрочные задачи развития региона в 2010- 2020 гг.......................................................................................................28
10 Приоритетные межотраслевые направления развития региона..................32
Заключение............................................................................................................39
Список использованных источников..................................................................41
7.4
Экспорт- импорт
В последние годы прослеживается положительная динамика в развитии внешнеэкономического сотрудничества Забайкальского края с многими странами, и прежде всего, Азиатско-Тихоокеанского региона. Это - увеличение роста товарооборота и объемов инвестиций и, самое главное, высокая степень взаимопонимания и взаимодействия на всех уровнях межрегиональных отношений. Китай и Монголия - наши ближайшие соседи, и сотрудничество с приграничными регионами этих государств принципиально важно для края.
В 2008 году внешнеторговый оборот Забайкальского края составил 740 млн. долларов США. Внешнеторговые связи осуществляются с 47 странами дальнего и ближнего зарубежья. Огромный внешнеторговый оборот обеспечивает торговля с Китаем.
Доля экспорта во внешнеторговом обороте по итогам 9 месяцев 2008 года составляет 32,2 %. Основа товарной структуры экспорта - древесина и изделия из нее (90,2 %). Экспорт металлов и изделий из них составляет 6,3%.
Основу импорта составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (44,5 %), машины, оборудование и транспортные средства (25,5 %), металлы и изделия из них (11,9 %).
Поставки
леса преимущественно (90%) ориентированы
на КНР. В товарной группе «Черные
и цветные металлы» доминирует лом
цветных металлов, поставляемых в
Китай. Более 30% продукции экспортируется
по бартеру, как правило, в Китай.
7.5
Туризм
Развитие индустрии отдыха и туризма имеет ярко выраженную социальную направленность и должно стать одной из важнейших региональных точек роста территорий Сибири. Забайкальский край распологает мощными рекреационными ресурсами, представленными в виде многочисленных источников минеральных вод, запасами лечебных грязей, лесными массивами, живописными ландшафтами, территориями с благоприятными и относительно благоприятными климатическими условиями для рекреационных занятий.
В 2008 году объём реализации туристических услуг по Забайкалью увеличился на 45%, но произошло уменьшение объёма налоговых поступлений в территориальные бюджеты на 10%. Количество туристических фирм сократилось до 750, что явилось следствием изменения российского законодательства в сфере туризма в 2007 году.
Основными странами - поставщиками туристов в регион остаются КНР, Япония и Республика Корея. В 2008 году Дальний Восток и Забайкалье посетило 85,7 тыс. человек из КНР, что составляет 64% от общего количества иностранных туристов на Востоке России. Второе место по въезду занимает Япония 13 тыс. человек (10% от общего турпотока), что на 30% ниже уровня прошлого года. Отчасти это обусловлено недостаточно развитой инфраструктурой и высокими ценами на туристические услуги, которые не всегда соответствуют качеству.
Существуют два пути решения проблемы:
Первый путь - это привлечение инвестиций из более развитых стран в туристическую инфраструктуру стран, где она недостаточно развита, и не просто в отрасль, а под конкретные просчитанные и экономически выгодные проекты в регионах, где они будут реализовываться.
Второй путь - это разработка таких совместных маршрутов в странах-участниках, которые не требуют развитой сети и даже, иногда, выигрывают от её отсутствия. Необходимо только чтобы такие маршруты были равнозначными по предоставляемым туристам услугам.
В
целом, не смотря на позитивные взгляды,
экономический рост в Забайкалье
до сих пор значительно отстает
от среднероссийских параметров. Хотя
экономика региона и его
Стратегически важным для улучшения экономики Забайкальского края является создание аналогичного горно-промышленного комплекса на севере края (зона БАМа). В настоящее время ведутся работы по разработке технико-экономического обоснования строительства горно-металлургического комплекса по освоению Чинейского месторождения ванадийсодержащих титаномагнетиновых и медносульфидных руд мощностью до 10 млн. тонн руды в год, а также первой очереди горно-обогатительного комбината на базе Катугинского редкометального месторождения.
Минимально необходимые среднегодовые темпы прироста ВРП должны составлять примерно 7.7% в год против 6.7% по российскому сценарию. Только в этом случае регион получит преимущество в росте (260% против 230% по России в среднем) и сможет реализовать генеральную экономическую цель: - «отыграть» сложившееся отставание от среднероссийских параметров по росту ВВП в 24%; - получить за счет более высокой производительности некоторое преимущество (6-8%) в производстве ВРП на душу населения; - следовательно, сохранить его численность и обеспечить реализацию социальных задач.
В
итоге будет создана минимально
необходимая база для дальнейшего
устойчивого и динамичного
8
Социальное развитие региона
Так как ВРП является источником формирования валовых доходов, его динамика и уровень производства на душу населения сказываются на уровне реальных денежных доходов населения и оплаты труда. Забайкалье давно уже утратило относительное преимущество по этим показателям по сравнению с другими регионами страны, которые были характерны до 1990-х годов.
Регион отстает не только по уровню реальных денежных доходов, но и по потреблению основных услуг, которые отражают качество жизни и его миграционную привлекательность. Консолидированные бюджеты субъектов Забайкалья расходовали в 2007г. 43,9 тыс. номинальных рублей на каждого жителя данной территории, что составляет 119.5% среднероссийского уровня. Но высокий ценовой уровень съедает бюджетные средства, направленные в социальную сферу. В реальных ценах, скорректированных на стоимость прожиточного минимума, объем составляет только 89.7% от среднероссийского. В результате этого более дорогие для бюджетов субъектов услуги для населения оборачиваются более низким их качеством относительно среднероссийского уровня, что означает реальное недопотребление этих услуг, которые и формируют показатели качества жизни в регионе. Разрыв со среднероссийским уровнем составляет 47.1% по физкультуре и спорту, ЖКХ – 19.7%, социальной защите – 15.7%, здравоохранению – 11.7%, культуре – 11.4%, охране окружающей среды – 6.2%.
Отставание показателей уровня жизни населения Забайкальского края от среднероссийских является одной из причин миграционного оттока населения. Несмотря на существующие районные коэффициенты и другие надбавки к заработной плате, происходит ее уравнивание по размерам с регионами, имеющими более благоприятные социально-экономические условия, что вынуждает население трудоспособного возраста уезжать из края. Миграционная убыль населения в крае имеет некоторую тенденцию к снижению, однако остается одной из причин снижения численности населения. В 2008 году в Забайкальском крае зарегистрирована миграционная убыль населения (3621 человек), в январе-июне 2009 года миграционная убыль составила 988 человек.
Сохранение в дальнейшем бюджетного финансирования в объемах, соответствующих уровню 2007г., не позволит государству не только привлечь новое население на территорию региона, но и сохранить проживающих. Одним из факторов убыли населения является естественная убыль, которая сложилась в России с 1992г., и на год позже в Забайкалье, когда смертность превысила рождаемость. Так называемый «русский крест» проявился и в регионе. При этом показатели материнской и младенческой смертности на территории региона выше среднероссийского уровня. В 2007г. материнская смертность в регионе превысила среднероссийский уровень почти в полтора раза (на 47,9%), детская смертность – на 23,8%. Хотя рост рождаемости в стране и в регионе начался с 2000г., но только с 2006г. он подкреплен и снижением смертности населения.
Отсюда
следует, что отсутствие четкой расстановки
приоритетов в достижении цели сохранения
населения Забайкалья на территории
приводит к отсутствию конечного результата.
Фактическое недофинансирование бюджетных
отраслей и недополучение населением
социальных услуг соответствующего уровня
(среднероссийского – для сохранения
имеющегося населения и выше среднероссийского
– для привлечения мигрантов) приводит
к фактически сложившейся ситуации ежегодного
снижения не только численности постоянного
населения, но и его качественного состава.
В условиях ограниченности населения
в целом по стране, регион, характеризующийся
уровнем социального развития ниже среднероссийского
уровня, не может претендовать не только
на рост качественных миграционных потоков,
но даже на сохранение населения.
9 Стратегическая
цель, приоритеты и долгосрочные задачи
развития региона в 2010- 2020 гг.
В числе стратегических целей фигурируют повышение качества жизни населения до среднероссийских показателей, экономический рост, основанный на развитии горнорудного и агропромышленного комплексов, строительной индустрии и инновационной системы края, транспортно-логистического и инфраструктурного развития. Отдельное внимание будет уделено экологии живых систем и рациональному природопользованию, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала края, развитию приграничного сотрудничества, обеспечивающее стратегическую, геополитическую стабильность и равноправное партнерство.
Коэффициент естественного прироста населения на тысячу человек должен вырасти к 2020 году в 2,8 раза, к 2025 году – в 3,2 раза. Ожидаемая продолжительность жизни должна составить 68,8 лет в 2020 году и 71,1 года в 2025 году. Стабилизация численности населения и некоторый его рост до 1 миллиона 119 тысяч человек должен произойти к 2020 году, а к 2025 году – до 1 миллиона 125 тысяч человек. Сокращение удельного веса численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения) к 2020 году должно составить 11,2-11,8%, к 2025 году – до 7,8-8,1%. К 2020 году должно произойти увеличение объема ВРП в 2,6 раза, производства промышленной продукции - в 2,4 раза, сельскохозяйственной продукции - не менее чем в 2 раза. Доля инновационной продукции должна вырасти до 13%–15% в 20 году и до 18–20 в 2025 году.
Приоритетными
отраслями социально-
Достижение стратегической цели и приоритетов социально-экономического развития Сибири предполагает решение следующих задач:
Информация о работе Геополитическое положение Забайкальского региона и перспективы его развития