Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:46, контрольная работа
Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединение
предпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс.
Монополия– это исключительное право производства,
промысла, торговли и других видов деятельности,
принадлежащее одному лицу, определенной
группе лиц или государству. Это означает,
что по своей природе монополия – это
сила, подрывающая конкуренцию и стихийный
рынок. Абсолютная монополия, охватывающая
всю экономику, полностью исключает механизм
свободной рыночной конкуренции. В разных
странах и в различные исторические периоды
в экономике возникают различные виды
монополий: естественные,
предпринимателей всесторонне
– с помощью государства
Отношение общественности и государства
к различным формам монополий
всегда двойственно вследствие противоречивой
роли монополий в экономике. Монополии
ограничивают выпуск продукции и устанавливают
более высокие цены в силу своего монопольного
положения на рынке, что вызывает нерациональное
распределение ресурсов и обуславливает
усиление неравенства доходов. Монополия
снижает жизненный уровень населения.
Не всегда фирмы-монополисты используют
в полной мере свои возможности для обеспечения
НТП (научно-технического прогресса). Монополии
не имеют достаточных стимулов для повышения
эффективности за счет НТП, так как нет
конкуренции.
– разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
– создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (такую деятельность ведет государственный антимонопольный комитет);
– помогает созданию
новых фирм, которые могут
– меры, направленные на предотвращение и запрещение монополий:
– государственное регулирование естественной монополии;
– защита компаний от “чрезмерной конкуренции”.
Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и устранению монополии. Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:
– характера самих законов;
– трактовки законов судами;
– последовательность, с которой судебные решения воплощаются в жизнь.
Все три элемента со временем меняются
и, соответственно, меняется существо
антимонопольной политики. Разумеется,
моя курсовая работа носит чисто теоретический
характер, но данная тема мне максимально
интересна. В работе я изучаю вопросы,
являющиеся важнейшими для нашей экономики.
Долгое время у нас в стране существовала
командная экономика. На такие понятия
как конкуренция, монополия, естественная
монополия не обращали внимания, т.к. монополия
являлась, можно сказать, целью тогдашней
экономики. Всё вышесказанное обуславливает
актуальность выбранной для исследования
темы.
1. Выяснить сущность
2. Определить роль
1. История возникновения и развития монополий
История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 г.). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса». На процесс усиления монополизации экономики первыми обратили внимание представители немецкой исторической школы, и это не случайно, поскольку именно они в своих исследованиях сделали акцент на описание отдельных экономических процессов, собирание фактического материала. Эту стадию развития капитализма они называли империализмом (imperium – лат. – власть) по аналогии с процессом формирования империй прошлого – римской, персидской и др.
Существуют два способа
Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы.
Монополия (от моно – один и греч. poleo – продажа) исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы. Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Если мы обратили внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Характерными чертами монополии являются следующие:
1. Отрасль состоит
из одной фирмы, которая
2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
3. В условиях
4. Существование монополии
предполагает наличие барьеров
для появления в отрасли аналогичных
производств, создаваемых другими производителями.
Эти барьеры могут быть экономическими,
техническими или юридическими. При анализе
монополии важно учитывать неоднозначность
самого термина «монополия». Прежде всего,
нельзя выводить суть этого явления из
этимологии слова «моно» – один, «полио»
– продаю. В реальной действительности
практически невозможно найти ситуацию,
когда на рынке действовала бы одна единственная
фирма-производитель товаров, не имеющих
субститутов. Следовательно, использование
термина «монополия», а тем более «чистая
монополия» является абстракцией. Даже
полное отсутствие конкурентов внутри
страны не исключает их наличие за рубежом.
Поэтому можно представить чистую, абсолютную
монополию скорее теоретически. Для чистой
монополии характерно наличие всего лишь
одной фирмы, производящей продукт, близких
заменителей которому нет, т.е. уникальный
продукт. Фирма осуществляет значительный
контроль над ценой своего продукта. Регулируя
цену изменением предложения продукта,
фирма делает всё, чтобы не допустить новую
фирму в отрасль своей деятельности,
т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая
реклама продукта почти не осуществляется.
Не следует отождествлять чистую монополию
и монопольную (рыночную) власть. Последнее
означает возможность для фирмы влиять
на цену и повышать экономическую прибыль,
ограничивая объем производства и сбыта.
Когда говорят о степенях монополии рынка,
обычно имеют в виду силу рыночной власти
отдельных фирм, присутствующих на этом
рынке. Как ведет себя монополист на рыке?
Он полностью контролирует весь объем
выпуска товара; если он принимает решение
о повышении цены, то не боится потерять
часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим
более низкие цены. Но это не означает,
что он бесконечно будет повышать цену
своей продукции. Поскольку фирма-монополист,
так же как и любая другая фирма, стремится
к получению высокой прибыли, в ходе принятия
решения о цене продажи она учитывает
рыночный спрос и свои издержки. Так как
монополист является единственным
производителем данной продукции,
кривая спроса на его продукцию будет
совпадать с кривой рыночного спроса,
а кривая предельного дохода лежит ниже
её. Это происходит, потому что монополист
– единственный производитель продукции
на рынке и представитель всей отрасли,
он, снижая цену продукции для увеличения
объема продаж, вынужден снижать её на
все единицы продаваемых товаров, а не
только на последующую.