Истоки формирования геополитики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной курсовой работы является российская школа геополитики.
Цель курсовой работы - определить истоки формирования геополитики в России.

Работа состоит из  1 файл

курсовая геополитика.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

     В традиционный географический детерминизм  он внес антропологическое видение, заключающееся в том, что экономическая  деятельность человека была важнейшей  в процессе формирования территориального государства; могущественно-территориальное владение у него было результатом действия природных, экономических и культурных факторов в развитии территорий. На русском историческом, статистическом, демографическом материале он разработал гипотезу о колонизационных базах как гарантах, исходных точках территориально-политического могущества; предложил выделить «цельные в политико-географическом отношении местности».

     Для наших современников чрезвычайны  интересны будут мысли человека казалось бы далекого от геополитики. Но гениальный человек гениален во всех сферах духовной, идеологической жизни. Хотя бы в нескольких абзацах необходимо сказать о «Заветных мыслях» автора периодической системы - химика Дмитрия Ивановича Менделеева. В работе, написанной на склоне лет, он анализирует геополитические проблемы, которые видны его «угасающему взгляду». Этот «угасающий взгляд» проник в сущность геополитических концепций начала XX века и предсказал суть процессов, которые в третьем тысячелетии называют мобилизационными. Дмитрий Иванович дал оригинальную трактовку начала истории, которая «могла начаться, по его мнению, только после сложения сельского хозяйства у народов или пастушеских, или земледельческих, в особенности у последних, всего же сильнее и выразительнее у тех оседлых народов, которые сумели сочетать скотоводство с земледелием».

     В отличие от Ратцеля, который рассматривает  проблемы экспансии, абстрагируясь, не приводя точных расчетов, Менделеев приводит точные расчеты.

     Геополитические проблемы интересовали русского историка, публициста и социолога Ивана Лукьяновича Солоневича. В своем капитальном труде «Народная монархия» этот ученый-монархист рассуждает о несопоставимости свобод России и Англии, России и США в силу большой разницы географического фактора. По этому поводу он пишет:

     «Американская свобода, как и американское богатство, определяется американской географией; наша свобода и наше богатство ограничены русской географией. Из ряда факторов “несвободы” воинская повинность является первым и решающим».

     Почему  воинская повинность является первым и решающим фактором? И далее Солоневич  объясняет: русский народ никогда  не будет иметь такие свободы, какие имеют народы США и Англии, потому что безопасность последних  гарантирована океанами и проливами, а наша может быть гарантирована только воинской повинностью. Бедность России, полагает ученый, «обусловлена тем фактором, для которого евразийцы нашли очень яркое определение: географическая обездоленность России». И далее он пишет, что история России есть история преодоления географии России.

     Немалый вклад внес в копилку геополитических  идей русский философ Иван Александрович Ильин. Его взгляды перекликаются с «органической теорией» отца термина «геополитика» - шведского ученого Рудольфа Челлена. Как и последний, Ильин считал, что государство, страна с ее населением является «живым организмом». Россия как «живой организм» складывалась веками не как «механическая сумма территорий», а как «органическое единство». В формировании этого единства решающую роль, считал он, играет земля, географическая среда. По этому поводу он пишет: «С первых же веков своего существования русский народ оказался на отовсюду открытой и лишь условно делимой равнине. Ограждающих рубежей не было; был издревле великий «проходной двор», через который валили «переселяющиеся народы»,- с востока и юго-востока на запад. Поэтому Россия была организмом, вечно вынужденным к самообороне»/10, с. 189/.

     Ильин, определяя Россию как «географический организм больших рек и удаленных морей», считал вполне нормальной политику русских государей, заключающуюся в том, чтобы выйти к морям и «ногою твердой стать при море», овладеть низовьями рек. Современная Россия по большому счету на Западе отрезана от морей, как и в допетровские времена. Но ее западным «друзьям-атлантистам» этого мало. Они стремятся во что бы то ни стало расчленить страну. Александр Иванович, как будто предвидя это, в середине 1950 года в статье «Что сулит миру расчленение России» написал, что «Россия есть не случайное нагромождение территорий и племен... но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению», что этот организм «есть государственное и стратегическое единство, доказавшее миру свою волю и свою способность к самообороне; он есть сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия».

     Ильин особо подчеркивает, что расчленение  организма на составные части  всегда было болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения  и всеобщего заражения. В нашу эпоху, по его мнению, в этот процесс будет втянута вся Вселенная, распри и гражданские войны в России будут постоянно перерастать в мировые столкновения, державы всего мира будут вкладывать свои деньги, интересы, стратегические расчеты во вновь возникшие малые государства и станут соперничать друг с другом, добиваясь преобладания «опорных пунктов», будут покушаться на прямое или скрытое «аннексирование» неустроенных и незащищенных новообразований.

     Как видим, Ильин пророчески предсказал, куда будут направлены взгляды Германии, Англии, Японии, США, Канады при условии расчленения России, и тогда она превратится в вечный источник войн.

     2.5 Течение евразийцев

     Русская геополитическая школа, как мы отмечали, имела несколько течений, и наиболее мощное из них - евразийское. Главная тема евразийского движения - это утверждение самобытных основ российской истории и культуры. Для этого движения характерна также разработка своих собственных, порой весьма оригинальных взглядов на мировую и русскую историю.

     В концепции евразийцев Россия является особым этногеографическим и культурным миром, занимающим срединное положение («Хартленд») между Западом и Востоком, Европой и Азией/7, с. 176/.

     Истоки  евразийского движения, как полагают многие его исследователи, связаны  с именами князя Николая Сергеевича Трубецкого, Петра Николаевича Савицкого, Георгия Васильевича, П.П. Сувчинского. К евразийцам относят и таких известных ученых, как Георгий Владимирович, и уже упоминавшегося нами И.А. Ильина.

     Евразийство как идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции возникло в 1920-х годах. Началом его стал выход в свет сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения», подготовленный Трубецким, Савицким, Флоровским и Сувчинским. Несколько позже был издан сборник «На путях. Утверждение евразийцев». В указанных работах в сжатой форме были изложены основополагающие правила нового геополитического движения. Нетрадиционный подход к теоретическому обоснованию и решению многих геополитических проблем, само название «Евразия», оригинальные проекты преобразования российского общественного устройства - все это привлекло пристальное внимание не только ученых, но и читающей публики на Западе. Сторонников движения объединяла идея о России как особом мире, на развитие которого решающее влияние оказал материк Евразия.

     Концепция евразийцев формировалась во многом на идеях славянофилов, почвенничества Ф.М. Достоевского. Евразийцы, отстаивая эту идею, ввели новый термин для геополитики - «месторазвитие» (его автор - П.Н. Савицкий) и включили в него неповторимую географическую среду, основу которой составлял «Хартленд». В этой среде происходило становление не только отдельного индивида, но и крупных человеческих общностей.

     Термином  «месторазвитие», Савицкий обозначил взаимосвязь и целостность социально-исторической и географической среды. Он в определенной степени напоминает немецкий термин «Raum» (пространство). Как известно, Ратцель подчеркивал, что по геологическому устройству, климату, качеству почвы и растительности географическая среда может быть различных типов. Народы исторически приспосабливаются к географической среде, которая накладывает свой отпечаток на образ жизни, нравы, традиции обитателей тех или иных ландшафтов. Месторазвитие, испытывая влияние населяющих его народов, детерминирует формы их хозяйственной деятельности/6, с. 324/.

     Большее месторазвития включает в себя меньшее. Для человечества в целом, таким  глобальным месторазвитием выступает  вся планета. Идея месторазвития  Савицкого признает множественность  форм человеческой истории. Евразия выступает как интегральная форма для многих мелких месторазвитий.

     Постепенно  центр евразийского движения переместился из Софии в Париж. И там роль первой скрипки стал играть Лев Павлович Карсавин. Он не скрывал своей просоветской ориентации, курса на сближение с советской властью и на сотрудничество с ней. Такая позиция Карсавина и его сторонников не получила одобрения главных теоретиков евразийцев, и в 1930-е годы это движение перестало существовать.

     Идеи  евразийства были возрождены Львом  Николаевичем Гумилёвым, которого судьба свела с Савицким, оказавшим на него огромное влияние.

     Истоки  идей евразийцев надо искать в русской истории конца XV века. После разгрома турками Константинополя в 1453 году центр Православия перемещается в Москву (вместе с последней византийской представительницей Палеологов Софией). Конец XV века и весь XVI век являются периодом формирования нового русского самосознания - защитника земель Древней Руси и Великой Степи, Православия и наследия византийской культуры. Видимо, поэтому монах Елизарова монастыря Филофей назвал Русь третьим Римом: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя согласно пророческим книгам, и это - российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит. А четвертому не бывать».

     Эта мысль Филофея получила развитие в трудах славянофилов - Ивана Сергеевича Аксакова, Константина Сергеевича Аксакова, Ивана Васильевича Киреевского, Алексея Степановича Хомякова и других. Ее придерживался и П.Н. Савицкий - единственный русский автор, которого можно с полным основанием назвать геополитиком. Он утверждал, что «евразийство», конечно, лежит в общей со славянофилами сфере.

     Мировоззрение большинства евразийцев, не исключая и Савицкого, складывалось под влиянием трудов славянофилов. Но особенно большое влияние оказали на их взгляды работы Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, идеи которых были наиболее близки евразийцам.

     Константин  Николаевич Леонтьев считал главной опасностью для России либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия. Он проповедовал «византизм», т. е. церковность, монархизм, сословную иерархию, и ратовал за союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Леонтьев отстаивал известный тезис о том, что «славянство есть, славизма нет». Эту мысль он растолковывал так: этническая и лингвистическая близость славянских народов не является достаточным основанием, чтобы говорить об их культурном и характерном единстве. Евразийцы не были простыми преемниками идей славянофилов. Связывая культуру с религией, судьбой Православия, славянофилы по мнению евразийцев, были правы. Но только это одно не определяет культуру России ΧΙΧ-ΧΧ веков.

     Савицкий  особо отмечал, что нет оснований  говорить о славянском мире, его  культуре как о русской культуре. Русская культура своеобразна: в ней переплетаются и взаимодействуют евразийские и азиатские элементы. И в этом ее сильная сторона. Подобным образом сочетала культурные элементы Запада и Востока Византия. Ее культура - евразийская.

     Кроме того, евразийцы утверждали первенство духовного, культурного родства  над этнической общностью. Они также  признавали приоритет общности исторических судеб над этнической общностью. Так они понимали упомянутый выше тезис Леонтьева, который первым обратился к восточным корням русской культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Термин  «геополитика» очень популярен  в сегодняшнем российском политическом и научном лексиконе. Тем не менее, большую часть XX века существование геополитики,  как полноценной научной дисциплины среди общественных наук в России, всеми отрицалось. Причиной являлось то, что она была на вооружении большинства западных политиков в период «холодной войны». Многие её положения и выводы использовались для критики действий советского руководства. Последующие события всё расставили по местам, и, таким образом, в России нашлось достойное место для геополитики как науки и учебной дисциплины.

     Государство рассматривается как географический организм и вместе с тем - как политическое пространство. Географический организм - определённый ландшафт, понимаемый как природный, территориальный, социальный, экономический комплекс, в который входят рельеф, климат, почвы, вода, растительный и животный мир. От свойств поверхности во многом зависят своеобразие обитания людей в данном регионе, торговые отношения и, в конечном счёте, направленность и характер протекания политических явлений.

     Процесс становления русской геополитической  школы был длительным, занял несколько  этапов, что и определило противоречивость характера и содержание отечественной геополитической мысли. Большое влияние на ее становление оказал географический детерминизм.

     Для России характерны большое расширение территориальная монолитность, но при этом у нее ограничена свобода перемещения, ее доступ к теплым морям ограничен.

Информация о работе Истоки формирования геополитики в России