Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:39, реферат
В настоящее время остро стоит проблема иссякаемости природных ресурсов. Поэтому понятие концепции энергетической политики России и ее стратегии является очень важной задачей.
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.
Особое значение в реализации региональной энергетической политики приобретает координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках федеральных округов. В частности, по каждому федеральному округу предстоит разработать региональные энергетические программы (стратегии), в ходе которых уточнены и прогнозы территориальной динамики производства и потребления энергоресурсов.
Каждый
крупный регион России имеет свои особенности
топливо- и энергообеспечения. Их правильный
и своевременный учет – основа успешной
реализации государственной энергетической
политики.
Цели
и приоритеты энергетической
стратегии России
Целями энергетической стратегии являются формирование условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала ТЭК, обеспечение надежности энергоснабжения, снижение техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду. Главной задачей Энергетической стратегии России является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации[4].
При разработке Энергетической стратегии были рассмотрены и оценены следующие факторы социально-экономического развития:
В основу Энергетической стратегии положены два базовых варианта социально-экономического развития: умеренный и оптимистический, каждый из которых предусматривает реализацию основных положений проекта программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.
Все сценарии развития предусматривают выполнение следующих условий:
Сценарные условия учитывают направления дальнейшего реформирования налоговой системы и бюджетного процесса. Основные направления налоговой реформы в среднесрочный период будут включать:
При формировании сценариев учитывалось, что отрасли ТЭК оказывают положительное влияние на экономический рост в стране в целом не только путем непосредственного вклада в агрегированные показатели роста. Не менее важным является обеспечение устойчивости энергоснабжения, рациональных и предсказуемых уровней цен, воздействие ценовых факторов на характер технологических процессов в экономике. От процессов энергосбережения, тарифной политики в отраслях естественных монополий будет зависеть технологическая структура инвестиций в российской экономике и их отраслевое распределение. Тем самым развитие ТЭК будет влиять не только на количественные показатели экономического роста, но и на качественные его характеристики.
В основу Энергетической стратегии положены два базовых варианта социально-экономического развития: умеренный и оптимистический, каждый из которых предусматривает реализацию основных положений проекта программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.
Наряду с этими вариантами Энергетическая стратегия учитывает также возможность развития экономики России по благоприятному (промежуточному между двумя базовыми) и критическому вариантам.
Критический вариант - самый тяжелый для России - характеризуется неблагоприятным сочетанием внешних и внутренних условий и, прежде всего, низкими мировыми ценами на нефть, снижением спроса на российские сырьевые товары и другими осложнениями.
Приоритетными задачами Энергетической стратегии являются:
- надежное и полное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным ценам, стимулирующим энергосбережение и в перспективе обеспечивающим полное самофинансирование всех отраслей ТЭК;
- обеспечение энергетической безопасности государства, как важнейшей составляющей его экономической безопасности, снижение влияния внешних факторов риска, недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
- поддержание экспортного потенциала государства за счет повышения конкурентоспособности продукции ТЭК на внешних рынках и увеличения объемов поставок продукции перерабатывающих отраслей;
- расширение номенклатуры и диверсификация географической структуры экспорта продукции ТЭК;
- повышение эффективности производства и использования энергоресурсов, минимизация издержек и снижение совокупных затрат на продукцию ТЭК за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования, оптимизации структуры топливно-энергетического баланса, возможно полного использования минерально-сырьевой базы, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
- создание необходимых стимулов и условий для перехода экономики на энергосберегающий путь развития;
- поддержание надежной сырьевой базы и обеспечение на этой основе устойчивого развития отраслей ТЭК;
- обеспечение экологической безопасности и минимизация техногенного воздействия на окружающую среду за счет внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки и реализации продукции;
- развитие рыночных отношений и институциональной структуры, поэтапное дерегулирование и либерализация потенциально конкурентных секторов ТЭК при усилении мер антимонопольного регулирования;
- формирование всеобъемлющей и стабильной правовой базы функционирования энергетического сектора экономики;
- совершенствование качества управления ТЭК для повышения эффективности его функционирования.
Главным средством достижения целей и решения задач Энергетической стратегии является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. Государственное регулирование этих процессов будет осуществляться на основе применения следующих инструментов:
- взаимоувязанной ценовой, налоговой, инвестиционной политики государства, политики в области регулирования внешнеторговой деятельности, защиты и развития внутреннего рынка;
- проведения эффективной антимонопольной политики и институциональных преобразований в ТЭК в направлении развития рыночных отношений и конкуренции;
- стимулирования инновационной, инвестиционной и энергосберегающей активности хозяйствующих субъектов.
Реализация
этих инструментов государственного воздействия
будет основана на совершенствовании
законодательства и нормативно-правовой
базы функционирования энергетического
сектора.
Топливно-энергетический
баланс
Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) является частью Энергетической стратегии, основой для разработки соответствующих инструментов и механизмов экономического регулирования в ТЭК. Прогноз потребности страны в топливе и энергии разработан в соответствии со сценарными условиями экономического развития, которые определяют общую динамику энергопотребления.
На основании прогнозируемых макроэкономических параметров социально-экономического развития страны вариантно определены экономически целесообразные объемы и структура энергопотребления, уровни экспорта, необходимые для обеспечения прогнозируемого экономического роста на период до 2020 года.
Однако необходимо отметить, что приведенные в тексте и в приложении 1 показатели прогнозных балансов ТЭР носят ориентированный характер и подлежат корректировке в соответствии с изменениями макроэкономических условий и проводимой экономической политики (ценовой, налоговой, таможенной, инвестиционной и др.).
Относительный анализ экономических параметров альтернативных энергоносителей показывает, что с учетом состояния и перспектив сырьевой базы, затраты на добычу, транспорт и потребление энергоносителей будет трансформироваться в направлении экономической предпочтительности угля по сравнению с газом и другими энергоносителями. В электроэнергетике в районах, не имеющих достаточных собственных природных энергоресурсов и прежде всего в европейской зоне, аналогичным экономическим приоритетом обладают атомные электростанции. Эти ключевые экономические предпосылки в сочетании с соображениями обеспечения энергетической безопасности как России в целом, так и ее регионов, являются основой оптимизации структуры топливно-энергетического баланса страны.
В соответствии с принятыми вариантами социально-экономического развития и изложенными предпосылками были выполнены расчеты по оптимизации топливно-энергетического баланса страны на период до 2020 года по опорным годам пятилеток. Разработанные на период до 2020 года балансы топливно-энергетических ресурсов предусматривают:
Балансами топливно-энергетических ресурсов предусматривается рационализация структуры потребления топлива и энергии в направлении его экономической оптимизации и большей диверсификации энергоресурсов. Так, за предстоящее двадцатилетие при общем росте энергопотребления на 25,4-38,4%, потребление природного газа возрастет на 18,4-23,7%, нефтепродуктов – на 35,8-50,1%, тогда как угля – на 35,7-70,3%, а электроэнергии, выработанной на АЭС – в 2,2-2,5 раза. В результате доля газа в структуре потребления первичных энергоресурсов снизится с 50,3% в 2002 году до 46,9-44,8% в 2020 году, в том числе в производстве электроэнергии - с 65,5% до 57,3-50,4%.
Информация о работе Концепция энергетической политики. Энергетическая стратегия России