Контрольная работа по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание

Востребованность геополитики во многом оказалась связанной с возможностью её использования в качестве средства идеологической мотивации внешней политики и обоснования приоритетов в данной области. В условиях кризиса мировоззренческих парадигм на постсоветском пространстве и продолжающегося поиска российской идентичности геополитика отчасти обрела статус некого универсального учения, способного объяснять международные процессы факторами пространства.

Содержание

Введение
В чем Вы видите связь теории и практики управления и геополитики?
Раскройте геополитические аспекты концепции национальной безопасности РФ.
Практическое задание: Используя шкалу мощи государств, охарактеризуйте геополитический вес Франции в Евросоюзе.
Тест
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 71.66 Кб (Скачать документ)

Интересы  личности состоят в реализации конституционных  прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы  общества состоят в упрочении  демократии, в создании правового, социального  государства, в достижении и поддержании  общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы  государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности  России, в политической, экономической  и социальной стабильности, в безусловном  обеспечении законности и поддержании  правопорядка, в развитии равноправного  и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация  национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной  власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной  целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению  политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных  конфликтов, терроризма.

Национальные  интересы России в социальной сфере  заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные  интересы в духовной сфере состоят  в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма  и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные  интересы России в международной  сфере заключаются в обеспечении  суверенитета, упрочении позиций  России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и  взаимовыгодных отношений со всеми  странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками  Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и  свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные  интересы России в информационной сфере  заключаются в соблюдении конституционных  прав и свобод граждан в области  получения информации и пользования  ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных  информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные  интересы России в военной сфере  заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и  территориальной целостности, в  предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении  условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные  интересы России в пограничной сфере  заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы  Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством  Российской Федерации порядка и  правил осуществления экономической  и иных видов деятельности в пограничном  пространстве Российской Федерации.

Национальные  интересы России в экологической  сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими  составляющими национальных интересов  России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в  том числе международного, а также  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при  ведении военных действий или  вследствие этих действий.

III. Угрозы  национальной безопасности Российской  Федерации 

Состояние отечественной  экономики, несовершенство системы  организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и  увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных  отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозами, прежде всего, являются: сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнация аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, рост внешнего и внутреннего государственного долга, тенденция к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление  научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток  за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой  передовых позиций в мире, деградацией  наукоемких производств, усилением  внешней технологической зависимости  и подрывом обороноспособности России.

  Сепаратистское устремление ряда субъектов Российской Федерации  ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей  способствуют усилению напряженности  во взаимоотношениях регионов и Центра, представляя собой угрозу федеративному  устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся  в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия  для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического  устройства и экономической деятельности. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности.

Последствия этих просчетов проявляются в  ослаблении правового контроля за ситуацией  в стране, в сращивании отдельных  элементов исполнительной и законодательной  власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими  сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью  и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы  терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося  конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной  системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая  обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов  обеспечения правопорядка квалифицированных  кадров увеличивают степень воздействия  этой угрозы на личность, общество и  государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере  создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую  массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, рост безработицы.

Угрозой физическому  здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиям  социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

 

Основные  угрозы в международной сфере  обусловлены следующими факторами:

  • стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
  • опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
  • укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;
  • возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
  • распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
  • возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;
  • притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации  в международной сфере проявляются  в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров  влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов  и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском  регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана  открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к  доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с  внешнего и внутреннего информационного рынка. Разработка рядом государств концепции информационных войн. Нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают  уровень и масштабы угроз в  военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход  НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока  и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих  держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной  техники нового поколения создают  предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного  изменения форм и способов ведения  военных действий.

Активизируется  деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных  служб и используемых ими организаций.

Усилению  негативных тенденций в военной  сфере способствуют затянувшийся процесс  реформирования военной организации  и оборонного промышленного комплекса  Российской Федерации, недостаточное  финансирование национальной обороны  и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это  проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере  обусловлены:

  • экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;
  • активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения  экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости  от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной  деятельности.

IV. Обеспечение  национальной безопасности Российской  Федерации 

Информация о работе Контрольная работа по "Геополитике"