Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 00:35, реферат
Мондиализм — это движение, выражающее солидарность популяций на Земле, нацеленное на установление надгосударственных законов и федеративной структуры на всей планете, при уважении разнообразия культур и личностей.
Мондиализм
Слово "мондиализм" происходит от французского слова "le monde", "мир". Под мондиализмом можно понимать однополярный порядок мироустройства, когда всей мировой политикой управляет только один полюс силы.
Смысл мондиализма сводится к постулированию неизбежности полной планетарной интеграции, перехода от множественности государств, народов, наций и культур к “униформному миру”.
До определенного момента данная идея оставалась уделом небольших (часто полусекретных) организаций масонского типа, но постепенно она получила признание в серьезных политических сферах и стала мало-помалу воплощаться в жизнь. Первые шаги в этом направлении были сделаны через создание Лиги Наций, предшественницы нынешней ООН и при учреждении ЮНЕСКО
Мондиалистское движение делится на две составляющие - на условно "правых" и условно "левых". "Правые" настаивают на самых радикальных рыночных реформах, на полном торжестве либеральной идеологии и на отказе от даже слабых намеков на социализм или социальную ориентацию общества. С их точки зрения, "новый мировой порядок" следует устанавливать как можно скорее и любой ценой, при этом они не имеют ничего против применения грубой силы и диверсионных методов в случае сопротивления их проектам. "Правые" мондиалисты однозначно полагают, что высшей универсальной ценностью являются деньги, некий "общий знаменатель" нынешнего и особенно грядущего мира, а их основной мировоззренческой установкой является философия "индивидуализма", гуманистического "эгоизма".
"Левые" мондиалисты, напротив, считают, что создание мирового государства есть сложный и поэтапный процесс, который следует осуществлять не столько с помощью прямого давления, сколько с помощью хитрых, дипломатических и "культурно-социальных" методов. "Левые" мондиалисты часто выступают под "социал-демократическими" лозунгами, говорят о «гуманистических ценностях», понимая под этим не столько агрессивный и тотальный индивидуализм, сколько приведение разнородного (культурно, расово, религиозно и т.д.) человечества к единому знаменателю, к космополитическому, интернациональному конгломерату в рамках единого "мирового сообщества". "Левые" мондиалисты не против рынка, они за его ограничение, за его подчинение глобальным социальным космополитическим проектам.
"Правые" мондиалисты, как правило, отстаивают главенство "богатого Севера" над планетой и опираются на геополитическое могущество США. "Левые", напротив, часто говорят о необходимости «расового и культурного смешения», о «сплавлении всего человечества в единую субстанцию без каких-либо приоритетов» Севера или Юга.
Здесь я остановлюсь на 2 теориях мондиализма.
Первая наиболее пацифистская и “примиренческая” версия мондиализма (поэтому относится к левому мондеализму) известна как “теория конвергенции”.
Теория конвергенции (лат. сonvergentio - сближение разного, вплоть до возможного слияния в единое) - учение, обосновывавшее мирное сосуществование двух систем, капитализма и социализма, возможность и необходимость сглаживания экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом, их последующему синтезу в некое "смешанное общество". Разрабатывалась в середине 1950-х годов ряда западных социологов, политологов, экономистов и философов: Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Б.Рассел, П.Сорокин и др. Эта концепция появилась в годы идеологического и военного противостояния двух общественно-политических систем, социализма и коммунизма, представители которых боролись между собой за передел мира, пытаясь насадить, нередко военным путем, свой порядок во всех уголках планеты. Противостояние, помимо отвратительных форм, которое оно принимало на политической арене (подкуп лидеров африканских стран, военное вмешательство, экономическая помощь и т.д.), несло человечеству угрозу термоядерной войны и глобального уничтожения всего живого. Передовые мыслители Запада все больше приходили к мысли, что безумному соревнования и военной гонке надо противопоставить нечто такое, что примирит две враждующие социальные системы. Так родилась концепция, согласно которой, заимствуя друг у друга все лучшие черты и тем самым сближаясь друг с другом, капитализм и социализм смогут ужиться на одной планете и гарантировать ее мирное будущее. В результате синтеза должно появиться нечто среднее между капитализмом и социализмом, что соединит преимущества обеих систем и при этом не будет иметь их недостатков.
Марксизм Советов рассматривался как преграда, которую можно преодолеть, перейдя к его умеренной, социал-демократической, ревизионистской версии – через отказ от тезисов “диктатуры пролетариата”, “классовой борьбы”, “национализации средств производства” и “отмены частной собственности”. В свою очередь, капиталистический Запад должен был бы ограничить свободу рынка, ввести частичное государственное регулирование экономики и т.д. Общность же культурной ориентации могла бы быть найдена в традициях Просвещения и гуманизма, к которым возводимы и западные демократические режимы, и социальная этика коммунизма (в его смягченных социал-демократических версиях).
Мировое Правительство, которое могло бы появиться на основе “теории конвергенции”, мыслилось как допущение Москвы до атлантического управления планетой совместно с Вашингтоном. В этом случае начиналась эпоха всеобщего мира, холодная война заканчивалась бы, народы смогли бы сбросить тяжесть геополитического напряжения.
(Однако
невозможность успешного развития этих
стран в рамках существовавшей в «их огосударствленной
экономической системе, глубокий кризис,
а затем и крах этой системы привели к
тому, что) Уже в 1980-х гг. теория конвергенции
утратила былую популярность и стала предметом
истории экономической мысли.
2-ая концепция – «геоэкономика» Жака Аттали (относится к правому мондиализму). Аттали(бывший долгие годы личным советником президента Франции Франсуа Миттерана) считает, что в настоящий момент наступает третья эра – “эра денег”, которые являются универсальным эквивалентом ценности (, так как, приравнивая все вещи к материальному цифровому выражению, с ними предельно просто управляться наиболее рациональным образом.)
Жак Аттали предлагает свою версию будущего, которое “уже наступило”. Доминация на всей планете единой либерально-демократической идеологии и рыночной системы вместе с развитием информационных технологий приводит к тому, что мир становится единым и однородным, геополитические реальности, доминировавшие на протяжении всей истории, в “третьей эре” отступают на задний план. Геополитический дуализм отменяется.
Но
единый мир получает все же новую
геополитическую
“Геоэкономика” – это особая версия мондиалистской геополитики, которая рассматривает приоритетно не географические, культурные, идеологические, этнические, религиозные и т.д. факторы, составляющие суть собственно геополитического подхода, но чисто экономическую реальность ( в ее отношении к пространству.) Для “геоэкономики” совершенно не важно, какой народ проживает там-то и там-то, какова его история, культурные традиции и т.д. Все сводится к тому, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупные производства. “Геоэкономика” подходит к политической реальности так, как если бы Мировое Правительство и единое планетарное государство уже существовали.
Геоэкономический подход Аттали приводит к выделению трех важнейших регионов, которые в Едином Мире станут центрами новых экономических пространств.
1)
Американское пространство, объединившее
окончательно обе Америки в
единую финансово-промышленную
2)
Европейское пространство, возникшее
после экономического
3)
Тихоокеанский регион, зона “нового
процветания”, имеющая несколько
конкурирующих центров – Токио,
Между этими тремя мондиалистскими пространствами, по мнению Аттали, не будет существовать никаких особых различий или противоречий, так как и экономический и идеологический тип будет во всех случаях строго тождественным. Единственной разницей будет чисто географическое месторасположение наиболее развитых центров, которые будут концентрически структурировать вокруг себя менее развитые регионы, расположенные в пространственной близости.
Несомненно
одно: переход к геоэкономической логике
и неомондиализму стало возможным только
после геополитической самоликвидации
евразийского СССР.
Вывод: Мондиализм
- это особое идеологическое направление,
которое на основании реальных интеграционных
процессов в современном мире предполагает
в конечном итоге полное
объединение всего человечества
в едином государстве под управлением
единого Мирового Правительства. Такой
проект предполагает в качестве необходимого
условия отмирание традиционных государств,
народов, рас, культур и религий и создание
некоей новой особой "общечеловеческой
цивилизации", различие внутренних
секторов которой между собой будет сведено
к минимуму (а в перспективе и совсем исчезнет).
Важно заметить при этом, что идеологической
базой такой "общечеловеческой цивилизацией"
должна стать именно западная
цивилизация, расцененная как наиболее
эффективная и "прогрессивная"
с ее либеральной идеологией
и рыночной экономикой.
Мондиалисты в России
"Перестройка", приведшая к гибели социализма в мире и распаду СССР, была однозначно осуществлением мондиалистского проекта, по "гомогенизацию" мира, по конвергенции и окончательному завершению планетарной интеграции в рамках "нового мирового порядка". Но в ходе этой перестройки произошло чередование двух форм "мондиализма", сопровождавшихся, соответственно, сменой политических, структурных, социальных, экономических и кадровых ориентаций.
Горбачев
был и остается классическим представителем
"левого" мондиализма, примерным
учеником и последователем архитекторов
"нового мирового порядка" в его "мягкой",
"социальной", "демократической"
форме. Он был ориентирован на политическую
конвергенцию с Западом (а не просто на
самороспуск социализма), он до последнего
старался сохранить распадающийся Союз
(хотя и в новой форме "единого демократического
пространства»), он говорил об "общеевропейском
доме (т.е. о варианте интеграции именно
в региональный, а не в мировой рынок),
он был сторонником "эволюционного"
развития мондиализации и придерживался
гуманистически-
Но по тем или иным причинам классический лево-мондиалистский курс Горбачева сменился радикальной ориентацией на правый мондиализм с приходом к власти Ельцина. Радикальные реформы, проводимые Ельциным и его советниками, на практике означали не "эволюционную" интеграцию в мировое сообщество, а полную политическую и экономическую капитуляцию перед лицом предельно жесткого варианта буржуазной рыночной идеологии. Ельцин ориентировался не на Европу, но на США. Он стремился войти сразу в "мировой рынок", минуя стадию регионализации. Он разрушил "единое экономическое пространство" СССР, открыв двери сепаратизму республик, при этом не только не поддерживая центростремительные тенденции в них, но грубо отталкивая любые промосковские инициативы. Экономически Ельцин открыл дорогу самым радикальным типам рыночного приватизационного процесса, утвердив идеологию "индивидуализма" и социального эгоизма в качестве государственной нормы, следуя программам Джефри Сакса, верного последователя концепций Фридмана и фон Хайека, осуществлявшего практически «внешнее управление» экономикой России в 1991-1993 годах.
В августе 1991 года политический курс мондиализации России однозначно и резко перешел от лево-мондиалистского проекта (Горбачев) к право-мондиалистскому (Ельцин). Все внутри- и внешнеполитические, а также социально-экономические и структурные трансформации, произошедшие в этот момент полностью объясняются именно такой сменой мондиалистской формулы реформ.
В политических терминах можно сказать, что переход власти от Горбачева к Ельцину означал переход от демократической ориентации политики (с социальным оттенком) к либеральной (с антисоциальным оттенком).