Мондиализм-история возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:56, реферат

Описание

Вместе с тем, становление США сверхдержавой и выход на последний этап, предшествующий окончательной планетарной гегемонии талассократии, заставил американских геополитиков рассматривать совершенно новую геополитическую модель, в которой участвовало не две основных силы, но только одна. Причем существовало два варианта развития событий: либо окончательный выигрыш Западом геополитической дуэли с Востоком, либо конвергенция двух идеологических лагерей в нечто единое и установление Мирового Правительства (этот проект получил название "мондиализма " от французского слова "monde", "мир"). В обеих случаях требовалось новое геополитическое осмысление этого возможного исхода истории цивилизаций. Такая ситуация вызвала особое направление в геополитике "геополитику мондиализма ". Иначе эта теория известна как доктрина "нового мирового порядка". Она разрабатывалась американскими геополитиками начиная с 70-х годов, а впервые громогласно о ней было заявлено президентом США Джорджем Бушем в момент войны в Персидском заливе в 1991.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…… 3
1 История возникновения мондиализма………………………………….. 4
2 Версии мондиализма………………………………………………...…... 6
3 Неомондиализм………………………………………..…………………. 8
Заключение………………………………………………………………… 12
Список использованных источников…………………………………….. 13

Работа состоит из  1 файл

Мондиализм.docx

— 34.78 Кб (Скачать документ)

     3 НЕОМОНДИАЛИЗМ 
 

     "Конец  Истории" Фрэнсиса  Фукуямы 

     После распада СССР и победы Запада, атлантизма мондиалистские проекты должны были либо отмереть, либо изменить свою логику. 

     Новой версией мондиализма в постсоветскую  эпоху стала доктрина Фрэнсиса Фукуямы, опубликовавшего в начале 90-х  программную статью "Конец Истории". Ее можно рассматривать как идейную  базу неомондиализма. 

     Фукуяма предлагает следующую версию исторического процесса. Человечество от темной эпохи "закона силы", "мракобесия" и "нерационального менеджирования социальной реальности" двигалось к наиболее разумному и логичному строю, воплотившемуся в капитализме, современной западной цивилизации, рыночной экономике и либерально-демократической идеологии. История и ее развитие длились только за счет нерациональных факторов, которые мало помалу уступали место законам разума, общего денежного эквивалента всех ценностей и т.д. Падение СССР знаменует собой падение последнего бастиона "иррационализма". С этим связано окончание Истории и начало особого планетарного существования, которое будет проходить под знаком Рынка и Демократии, которые объединят мир в слаженную рационально функционирующую машину. 

     Такой Новый Порядок, хотя и основанный на универсализации чисто атлантической  системы, выходит за рамки атлантизма, и все регионы мира начинают переорганизовываться по новой модели, вокруг его наиболее экономически развитых центров.   
 

     "Геоэкономика" Жака Аттали 

     Аналог  теории Фукуямы есть и среди европейских  авторов. Так, Жак Аттали, бывший долгие годы личным советником президента Франции Франсуа Миттерана, а также некоторое время директором Европейского Банка Реконструкции и Развития, разработал сходную теорию в своей книге "Линии Горизонта".

     Аттали  считает, что в настоящий момент наступает третья эра "эра денег", которые являются универсальным  эквивалентом ценности, так как, приравнивая  все вещи к материальному цифровому  выражению, с ними предельно просто управляться наиболее рациональным образом. Такой подход сам Аттали связывает с наступлением мессианской эры, понятой в иудейско-каббалистическом контексте (подробнее этот аспект он развивает в другой книге, специально посвященной мессианству "Он придет"). Это отличает его от Фукуямы, который остается в рамках строгого прагматизма и утилитаризма. 

     Жак Аттали предлагает свою версию будущего, которое "уже наступило". Доминация  на всей планете единой либерально-демократической  идеологии и рыночной системы  вместе с развитием информационных технологий приводит к тому, что мир становится единым и однородным, геополитические реальности, доминировавшие на протяжении всей истории, в "третьей эре" отступают на задний план. Геополитический дуализм отменяется. 

     Но  единый мир получает все же новую геополитическую структуризацию, основанную на сей раз на принципах "геоэкономики ". Впервые концепции "геоэкономики" предложил развивать историк Фритц Рериг, а популяризировал ее Фернан Бродель. 

     "Геоэкономика" это особая версия мондиалистской  геополитики, которая рассматривает  приоритетно не географические, культурные, идеологические, этнические, религиозные и т.д. факторы,  составляющие суть собственно  геополитического подхода, но чисто экономическую реальность в ее отношении к пространству. Для "геоэкономики" совершенно не важно, какой народ проживает там-то и там-то, какова его история, культурные традиции и т.д. Все сводится к тому, где располагаются центры мировых бирж, полезные ископаемые, информационные центры, крупные производства. "Геоэкономика" подходит к политической реальности так, как если бы Мировое Правительство и единое планетарное государство уже существовали. 

     Геоэкономический  подход Аттали приводит к выделению  трех важнейших регионов, которые  в Едином Мире станут центрами новых  экономических пространств.

     1) Американское пространство, объединившее  окончательно обе Америки в  единую финансово-промышленную зону.

     2) Европейское пространство, возникшее после экономического объединения Европы.

     3) Тихоокеанский регион, зона "нового  процветания", имеющая несколько  конкурирующих центров Токио,  Тайвань, Сингапур и т.д.

     Между этими тремя мондиалистскими  пространствами, по мнению Аттали, не будет  существовать никаких особых различий или противоречий, так как и экономический и идеологический тип будет во всех случаях строго тождественным. Единственной разницей будет чисто географическое месторасположение наиболее развитых центров, которые будут концентрически структурировать вокруг себя менее развитые регионы, расположенные в пространственной близости. Такая концентрическая переструктурализация сможет осуществиться только в "конце Истории" или, в иных терминах, при отмене традиционных реальностей, диктуемых геополитикой. 

     Цивилизационно-геополитический дуализм отменяется. Отсутствие противоположного атлантизму полюса ведет к кардинальному переосмыслению пространства. Наступает эра геоэкономики. 

     В модели Аттали нашли свое законченное  выражение те идеи, которые лежали в основании "Трехсторонней комиссии", которая и является концептуально-политическим инструментом, разрабатывающим и осуществляющим подобные проекты.

     Показательно, что руководители "Трилатераля" (Дэвид Рокфеллер, Жорж Бертуэн тогда  глава Европейского отделения и  Генри Киссинджер) в январе 1989 году побывали в Москве, где их принимали  президент СССР Горбачев, Александр Яковлев, также присутствовали на встрече другие высокопоставленные советские руководители Медведев, Фалин, Ахромеев, Добрынин, Черняев, Арбатов и Примаков. А сам Жак Аттали поддерживал личные контакты с российским президентом Борисом Ельциным. 

     Несомненно  одно: переход к геоэкономической логике и неомондиализму стало возможным  только после геополитической самоликвидации евразийского СССР.

     Неомондиализм не является прямым продолжением мондиализма  исторического, который изначально предполагал присутствие в конечной модели левых социалистических элементов. Это промежуточный вариант между собственно мондиализмом и атлантизмом.   
 

     Посткатастрофический  мондиализм профессора Санторо 

     Существуют  более детальные версии неомондиализма. Одной из наиболее ярких является футурологическая геополитическая концепция, разработанная миланским Институтом Международных Политических Исследований (ISPI) под руководством профессора Карло Санторо. 

     Согласно  модели Санторо, в настоящий момент человечество пребывает в переходной стадии от биполярного мира к мондиалистской версии многополярности (понятой геоэкономически, как у Аттали). Международные институты (ООН и т.д.), которые для оптимистического мондиализма Фукуямы представляются достаточно развитыми, чтобы стать  ядром "Мирового Правительства", Санторо представляются, напротив, недейственными и отражающими устаревшую логику двухполярной геополитики. Более  того, весь мир несет на себе устойчивый отпечаток "холодной войны", геополитическая  логика которой остается доминирующей. Санторо предвидит, что такая  ситуация не может не кончиться периодом цивилизационных катастроф.

     Далее он излагает предполагаемый сценарий этих катастроф: 

     1) Дальнейшее ослабление роли международных институтов

     2) Нарастание националистических  тенденций среди стран, входивших  в Варшавский договор и в  Третьем мире. Это приводит к  хаотическим процессам.

     3) Дезинтеграция традиционных блоков (это не затрагивает Европы) и  прогрессирующий распад существующих  государств.

     4) Начало эпохи войн малой и  средней интенсивности, в результате  которых складываются новые геополитические  образования.

     5) Угроза планетарного хаоса заставляет  различные блоки признать необходимость  создания новых международных  институтов, обладающих огромными  полномочиями, что фактически означает  установление Мирового Правительства.

     6) Окончательное создание планетарного  государства под эгидой новых  международных инстанций (Мировое  Правитель ство).

Эта модель является промежуточной между мондиали стским оптимизмом Фрэнсиса Фукуямы  и атлантистским пессимизмом  Самуила Хантингтона.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Великий русский философ XIXв. Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891гг.) заметил: «Форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающей материи развиваться. Разрывая узы естественного деспотизма, явление гибнет. <...>процесс разложения, процесс вторичного упрощения целого и смешения составных частей...». В данном случае (мондиализм), хотят упростить всё человечество, перемешав части – государства и нации.

     Не  особенно церемонятся и с якобы  «самым ценным» – человеческой личностью. Экс-президент Европейского банка  реконструкции и развития Жак  Аттали предсказывает создание миниатюрного электронного устройства, которое «будет служить удостоверением личности, чековой  книжкой и телефонным аппаратом  и "факсом", то есть фактически превратится  в паспорт кочевника будущего. Это будет что-то вроде искусственного "самого себя" ». Протез человеческого «Я».

      Компьютеризация довольно занятным образом переплетается с вышеописанными идеологическими моментами. В Брюсселе создан компьютер, именуемый «Зверем» (Beast), в который собираются ввести данные на всех жителей Европы, с кодами, содержащими цифры 666. Планируется ввести «ЭКАМ – (электронное) удостоверение личности, ввести канцерогенную печать на руку и лоб. Этот контроль может быть осуществлен путем вживления в наше тело передатчика мощностью в 1 Ватт. Можно будет разрушить все кровеносные сосуды, что может причинить смерть...». Как бы издеваясь над религиозными чувствами христиан, используется совершенно конкретная символика, упомянутая в Апокалипсисе.

     Итак, мондиалистская утопия, подобно любой  другой, ведет к созданию тоталитарного  режима, опаснейшей тирании, разрушающей  всё человеческое.

      Следовательно, чтобы противодействовать данному  развитию событий необходимо активно  бороться против проводников мондиалистской идеологии: «Билдбергского клуба», «Трехсторонней комиссии», ООН, ЮНЕСКО, Международного валютного фонда и др. Однако, нельзя забывать о важнейшей роли, которую играют данные организации в миром сообществе. В рамках интернационализации и глобализации мирового хозяйства экономическое, политическое, социальное развитие между экономиками немыслимо без помощи именно этих структур.  Т.о. идеи мондиализма оставляют много вопросов для рассуждения о предназначении человека, государства, мира…Но любая идеология должна быть направлена на решение одной задачи: улучшения благосостояния жизни населения нашей планеты, без ущемления его прав и прав каждого взятого человека в отдельности.

        

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Дергачев, В.А. Геополитика / В.А. Дергачев. - Киев: ВИРА-Р, 2000. - 448 с.
  2. Нартов, Н. А. Геополитика / Н.А. Нартов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 176 с.
  3. Тихонравов, Ю. В. Геополитика: Учебное пособие /Ю.В. Тихонравов. - М.: ИНФА - М., 2000. – 178 с.

Информация о работе Мондиализм-история возникновения