Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:13, реферат
Большую роль в их формировании сыграли взгляды Ф. Ратцеля. Концепцию Ф.Ратцеля отличало внимание к пространству, как главной силе государства. Государство же, в свою очередь, рассматривалось им как живой организм, укорененный в почву деятельностью людей, заинтересованных в защите от внешнего мира.
Каждое государство и народ имеют свой "пространственный смысл" и свою "пространственную энергию", которые предопределяют их судьбу. Упадок государства, считал Ратцель, есть результат его слабеющего пространственной энергии.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Жизнь Ф. Ратцеля………………………………………………………………………………..4
Политическая география Ф. Ратцеля…………………………………………………………...5
Взгляды Ф. Ратцеля о пространстве……………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Список литературы……………………………………………………………………………..11
По мнению Ратцеля, вымирание диких народов происходит в случае самоуничтожения и под влиянием высшей культуры. Обе эти причины действуют вместе.
Таким образом, распространение культуры представляется ему самоускоряющимся разрастанием культурных народов на земном шаре, которое ведет к более полному осуществлению единства человеческого рода.
Ратцель рассматривает различия между народами по степени давления на них культуры, по характеру связи с природой. Он пишет:
«Культура делает нас свободными не в смысле полного отрешения от природы, а в смысле более разнообразной и широкой связи с нею. Крестьянин, собирающий свой хлеб в житницу, столько же зависит от почвы своего поля, сколько индиец, собирающий в болоте водяной рис, который он не сеял, но для первого эта зависимость менее тяжела, так как запас, который он предварительно собрал, освобождает его от забот, тогда как последнего близко затрагивает каждая буря, сбивающая колосья в воду. Мы не освобождаемся от влияния природы... мы освобождаемся только от влияния отдельных случайностей... вследствие того, что связь наша с нею становится разнообразнее»9.
Взгляды Ф. Ратцеля о пространстве
Ратцель как антропограф ставит своей задачей узнать человечество во всех его частях в том виде, в каком оно живет в настоящее время. Однако предпочтение он отдавал географическому положению, климату и почве. Вокруг них вращаются интересы народов. Государство у него — «живой организм, укорененный в почве». В государстве отражается объективное осмысление народом этой данности. Все это выражается в политике, вбирающей в себя географические, демографические и этнокультурные признаки нации. Но наиболее важным политико-географическим фактором в становлении государства является пространство. В «Политической географии» он утверждает, что государства — это пространственные явления, управляемые и оживляемые этим пространством, и описывать, сравнивать, измерять их должна география. Понимание государства как живого, пространственного, укорененного в почве организма — главная мысль теории Ратцеля. Отсюда видно, что пространственная экспансия государства выступает как естественный процесс, подобный росту живого организма, о чем в свое время писал основатель органической школы в социологии Г. Спенсер.
Пространство, по Ратцелю, есть жизненное пространство, геобиосреда, которая дает народу жизненную энергию. Иначе говоря, это жизненное непрерывное тело проживающего на нем этноса: характеристики государства развиваются из характеристик народа и почвы. Наиболее важные характеристики государства — размеры, местоположение и границы. Далее следуют типы почвы вместе с растительностью, ирригация и, наконец, соотношения с остальными конгломератами земной поверхности, в первую очередь с прилегающими морями и незаселенными землями. Но когда говорят о «нашей стране», к этому добавляется все то, что человек создал, и все связанные с землей воспоминания. Так географическое понятие превращается в духовную и эмоциональную связь жителей страны и их истории.
Ратцель утверждает:
«Государство является организмом... потому что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих... Обитаемое пространство... способствует развитию государства, особенно если это пространство окружено естественными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характеристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в него»10.
Пространство в концепции Ратцеля представляет собой природные рамки, в которых происходит экспансия народов, развитие государств. Упадок государства, по его мнению, есть результат слабеющей пространственной концепции и слабеющего пространственного чувства народа. Взгляд человека на мир предопределен пространством, в котором тот живет. В работах «Карты североамериканских городов и цивилизаций» (1874) и «Соединенные Штаты Северной Америки» (1880) ученый особо отмечает, что чувство пространства у американцев развито чрезвычайно высоко, они осмысленно реализовали то, к чему Старый Свет приходит постепенно, в большей степени опираясь не на разум, а на интуицию.
У Ратцеля мы видим истоки важной (особенно в наше время) концепции «мировой державы». Он первым высказал идею, что большие страны стремятся к максимальной географической экспансии, рамки которой выходят на планетарный уровень. Отсюда, по его мнению, Германия должна стремиться к объединению континентальных пространств и стать континентальной державой. Ратцель пытается обосновать в своей «Политической географии» мысль о том, что основные экономические и политические трудности Германии вызваны несправедливыми, тесными границами, не дающими простора для ее динамического развития. По этому поводу он пишет:
«Как показывают этнография и история, государство развивается на пространственной базе, все более и более сопрягаясь с ней, извлекая из нее все больше и больше энергии. Таким образом, государства оказываются пространственными явлениями, управляемыми и оживляемыми этим пространством»11.
Связь между почвой, пространством, народом взаимоукрепляется, становится чем-то единым, немыслимым одно без другого. По мнению ученого, государства имеют тенденцию врастать в естественные замкнутые пространства. Тенденция эта может быть реализована, удовлетворена лишь в границах континентов. Сущность государства такова, что оно развивается, соревнуясь с соседними государствами, причем наградой в борьбе в большинстве случаев являются части пространства. Государство, если оно желает быть подлинно великой державой, должно иметь в качестве своей пространственной основы площадь приблизительно в пять миллионов квадратных километров12.
В книге «О законах пространственного роста государств» (1901) Ратцель сформулировал семь соответствующих законов.
1. Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.
2. Рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, торговли, т.е. повышенную активность во всех сферах жизни общества.
3. Рост государства идет за счет поглощения (присоединения) малых государств.
4. Граница — это периферийный орган государства, она является признаком его роста, силы или слабости и изменений в его организме.
5. Государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами.
6. Первотолчок к территориальному росту приходит к неразвитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций.
7. Тенденция к слиянию —
Рост государств Ратцель считает «всеобщей, универсальной тенденцией. Развитие контактов людей, обмен, торговля — это прелюдия к установлению политического контроля государства над новыми колонизируемыми территориями»13. Торговля и война у него — две формы, две стадии в процессе территориального государства.
Ратцель одним из первых высказал мысль о возрастании значения моря для развития цивилизации. В книге «Море — источник могущества народов» (1900) содержатся все основные идеи, на которых и поныне базируется наука геополитика. Каждая мощная держава, справедливо полагает ученый, должна развивать свои военно-морские силы, так как этого требует планетарный масштаб полноценной экспансии.
Исследования Ратцеля — исходная теоретическая база для многих его последователей, и в первую очередь для Р. Челлена и К. Хаусхофера14.
Заключение
Фридрих Ратцель (1844-1904)
– один из теоретиков геополитики, хотя
сам он этого термина в своих трудах не
использовал. Он писал о «политической
географии». Его главный труд, увидевший
свет в 1897 году так и называется «Politische
Geographie»(«Политическая география»). Одним
из главных положений позиции Фридриха
Ратцеля является понимание государств
как пространственных организмов.
Ратцель участвует в войне 1870 года, куда
оправляется добровольцем и получает
Железный Крест за храбрость. В политике
он постепенно становится убежденным
националистом, а в 1890 году вступает в
«Пангерманистскую лигу» Карла Петерса.
Он много путешествует по Европе и Америке
и добавляет к своим научным интересам
исследования по этнологии. Он становится
преподавателем географии в техническом
институте Мюнхена, а в 1886 переходит на
аналогичную кафедру в Лейпциге.
Но самой основной его книгой была «Политическая
география».
Мировоззрение Ратцеля было основано
на эволюционизме и дарвинизме и окрашено
ярко выраженным интересом к биологии.
Основные положения его мировоззрения
заключаются в следующем:
1)Государства – это организмы, которые
рождаются, живут, стареют и умирают.
2)Рост государств как организмов определен
заранее. География, следовательно, ставит
своей задачей вскрыть и описать законы,
которые управляют этим ростом.
3)Исторический пейзаж откладывает свой
отпечаток на гражданина государства.
4)Главной идеей является теория «жизненного
пространства».
Ратцель выдвинул гипотезу о противостоянии
между «континентальными державами» и
«морскими державами». В рамках «политической
географии» он заявляет о понятиях «чувство
пространства» и «жизненная энергия»
для выживания наций и государств в условиях
конфликта.
Фридриха Ратцеля нельзя назвать геополитиком
в полном смысле слова. Он был профессором
политической географии, разработал концепцию
биогеографии, как он это называл, в которой
рассматривал государство как одну из
форм жизни.
Важнейшим его теоретическим достижением
явилось введение в политический обиход
термина «пространство». Он считал, что
пространство является фундаментальным
понятием, управляющим общественными
отношениями. Государство, по его мнению,
развивается успешно тогда, когда его
политические деятели и его население
обладают чувством пространства.
Список литературы:
1 Maull O. Friedrich Ratzel zum Gedachtnis // Zeitschrift fur Geopolitik. 1929. № 8. S. 617.
2 Фридрих Ратцель: жизнь, антропогеография и геополитика // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. V. Вып. 1 – 2 (15 – 16).
3 Ратцель Ф. Земля и жизнь. Сравнительное землеведение. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1906.
4 Там же. С. 543 – 544.
5 Ратцель Ф. Земля и жизнь. Сравнительное землеведение. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1906.
6 Ратцель Ф. Народоведение. СПб.: Просвещение, 1900. С. 9.
7 Там же. С. 10.
8 Ратцель Ф. Народоведение. СПб.: Просвещение, 1900. С. 11.
9 Ратцель Ф. Народоведение. СПб.: Просвещение, 1900. С. 13 – 14.
10 Ратцель Ф. Человечество как жизненное явление на земле. М.: Книжное дело, 1901. С. 131.
11 Ratzel F. Politische Geographie. Munch. – Lpz., 1897. S. 3.
12 Idem. S. 321.
13 Ратцель Ф. Человечество как жизненное явление на земле. С. 105 – 106.
14 Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Единство, 2007.