Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 23:51, курсовая работа
Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой. Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов.
Введение
Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж и внутрирегиональных связей.
Региональная
политика - это целостное и самодостаточное
звено политической основы общества, без
которого последнее, а также каждый человек
в отдельности и природная среда могут
лишь случайно и без гарантированного
успеха существовать на каждой конкретной
территории, оставаясь "наедине"
с государством, его экономической, внешней,
внутренней и иной политикой. Всякая политика
хороша настолько, насколько ей удается
поддерживать баланс различных интересов.
Региональная политика - не исключение.
Она в той мере политика и в той мере эффективна,
в какой достигнут и стабилизирован компромисс
между региональными интересами государства
и местными интересами самих регионов.
Объединительной идеей и государственной,
и местной региональной политики может
и должна стать устойчивость, стабильность
меж и внутрирегиональных отношений
Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполитической задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов.
От ее решения
зависело экономическое могущество страны.
Глава
1 Наследие СССР в
области региональной
политики
1.1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики
За несколько
последних десятилетий
Было бы величайшей «натяжкой» объяснять
распад Советского Союза стремлением
его народов к самоопределению. Национальные
чувства доминировали лишь при отделении
государств Прибалтики, Закавказья и правобережной
Молдовы. Население Украины (за исключением
Галиции), не говоря уже о жителях Белоруссии,
в своей массе не проявляли стремления
к разрыву с Россией. Процесс же активного
становления новых национальных государств
в Средней Азии и Казахстане явился, по
сути, вынужденной реакцией на развал
Союза, поскольку массовое движение за
независимость здесь практически отсутствовало.
В течение
веков Россия представляла собой
не просто государство, а единственное
в своем роде, связанное множеством
нитей сообщество этносов, населяющих
данное геополитическое пространство.
Это единство сложилось исторически
как модель мирного сожительства
и коллективной безопасности. Неконтролируемый,
подчас искусственный всплеск
Во многом насильственная
дезинтеграция СССР
привела:
1. к разрушению (или деформации) общего
пространства — хозяйственного, транспортного,
финансового, культурного и информационного;
2. возникновению в новых суверенных странах
многочисленных противоречий — межэтнических
распрей, противостояний внутри наций,
сепаратизма, автономистских движений
и территориальных споров;
3. экономическому хаосу, резкому снижению
ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве
вновь образованных государств;
4. ухудшению геополитического положения
и национальной безопасности новых международных
субъектов;
5.подрыву
научно-технического потенциала и местных
систем образования из-за отсутствия средств
и нарастающей «утечки мозгов»;
6. беспрецедентному росту криминогенности,
массовому нарушению прав человека и т.
п.
1.2. Дифференциация регионов Российской Федерации
Быстрый
переход от административно-плановой
к рыночной экономике в любой
из стран, выбравших этот путь, всегда
приводил к социально-экономическим
потрясениям различной
К
первой группе относятся регионы с высокой
концентрацией производств, ставших нерентабельными
при переходе от плановых к рыночным ценам
или внезапно потерявших покупательский
спрос на свою продукцию (такими являются
города, насыщенные предприятиями ВПК
и инвестиционного машиностроения, лишившимися
госзаказов, промышленные районы с предприятиями,
производившими потребительские товары,
которые стали неконкурентоспособными
на свободном рынке). Вторую
группу образует часть периферийных
регионов. Их положение ухудшилось из-за
опережающего роста транспортных тарифов
по сравнению с ценами на производимую
продукцию, вследствие чего многие транспортно-экономические
связи с внутренними регионами страны
стали неэффективными. К
третьей группе относятся регионы, ранее
получавшие из федерального бюджета значительные
средства на инвестиции и дотирование
производства и лишившиеся этих источников
финансового существования (например,
многие северные регионы). Ряд регионов
одновременно входят в две-три указанные
группы. Общее их свойство — объективно
ограниченные возможности саморегулирования
и саморазвития в рыночной среде.
Преимущества перехода к новым экономическим
условиям сумели использовать главным
образом регионы, сконцентрировавшие
торгово-посредническую и финансовую
деятельность (в первую очередь, Москва
и Санкт-Петербург), а также регионы экспортной
ориентации.
Многие региональные напряженности в
экономике переходного периода являются
проявлением противоречия между инерционностью
размещения материальных элементов национального
богатства (природных ресурсов, основных
производственных и непроизводственных
фондов) и возросшей динамичностью экономических
условий производства, труда, жизнеобеспечения.
По этой причине возникают диспропорции
между спросом и предложением на региональных
и межрегиональных рынках товаров, услуг,
факторов производства; между размещением
производителей и потребителей. Острота
региональных проблем усиливается также
несбалансированностью рыночных преобразований
в разных сферах. Например, рыночному саморегулированию
занятости в регионах препятствует отсутствие
гармоничного рынка жилья (способствующего
мобильности рабочей силы) и медленное
развитие малого и среднего бизнеса, поглощающего
высвобождающуюся рабочую силу из стагнирующих
или реконструируемых крупных предприятий.
Вследствие наложения друг на друга исторически
сложившихся диспропорций и факторов
переходного периода большая часть территории
России в настоящее время — это проблемные
регионы. Основными типами проблемных
регионов являются слаборазвитые, депрессионные,
экологически опасные, приграничные.
К слаборазвитым
(традиционно отсталым) относятся регионы,
которые в силу ряда причин хронически
отстают от среднероссийского уровня.
В эту категорию входит более половины
всех республик (северокавказских, Марий
Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской
части. До 80% и более населения этих субъектов
Федерации находится ниже официальной
черты бедности.
Депрессивные регионы характеризуются
наиболее глубоким спадом промышленного
производства (чаще всего это регионы
с высокой концентрацией ВПК и машиностроения,
потерявшие государственный заказ и инвестиционный
спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая
безработица. В их группу входят многие
индустриально развитые области Северо-Западного,
Центрального, Поволжского, Уральского,
Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского
районов. К экологически опасным относятся
регионы, испытывающие последствия различных
катастроф (Мурманская область, Поволжье,
Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося
Каспийского моря. В отдельную группу,
принимая во внимание геополитическую
ситуацию, целесообразно выделить ряд
приграничных регионов, так как здесь
помимо попыток поднять экономику необходимо
развернуть принципиально новую для них
пограничную и таможенную инфраструктуру,
что приведет к коренным изменениям даже
уклада жизни.
1.3. Региональные особенности кризиса экономики
Экономический
кризис в РФ в начале 1990-х гг. охватил
все регионы без исключения. Его основными
признаками являются падение объемов
производства и инвестиций, сокращение
внутреннего рынка, инфляция, безработица,
снижение реальных доходов населения,
рост государственного внешнего и внутреннего
долга. Кризисные явления в Российской
Федерации имеют значительные региональные
особенности. Наибольший спад производства
и соответственно безработица — в регионах,
которые концентрируют военную промышленность
(потеря государственных заказов), инвестиционное
машиностроение и производственные базы
строительства (инвестиционный кризис),
легкую промышленность (внешняя конкуренция
и снижение покупательского спроса). Инфляционный
взрыв в начале 1992 г. нанес максимальный
ущерб экономике регионов, вынужденных
иметь более значительные оборотные средства
(из-за концентрации производств с длительным
циклом и сезонного завоза грузов), и населению
регионов с более высокими денежными накоплениями
(Север, Дальний Восток). В стране из-за
больших расстояний и удорожания транспорта
различия между региональными рынками
товаров, капитала и труда сглаживаются
относительно медленно. Поэтому выход
из кризиса также будет неравномерным.
Формирование новых экономических отношений
в РФ сочетается с переходом от прежнего
унитарного (по существу) государства
к системе реального федерализма. Этот
этап проходит через многочисленные коллизии
в отношениях между центром и регионами,
в том числе в экономической сфере: распределение
государственной собственности, налогов,
финансовых трансфертов и т.д. Процесс
разделения предметов ведения, функций,
полномочий между федеральной властью,
субъектами РФ и местным самоуправлением
пока не смог преодолеть правовую асимметрию
(неравные права субъектов РФ: республик,
краев и областей, автономных округов)
и сопровождается нарушениями иерархии
законов, вспышками сепаратизма, межэтническими
напряжениями.
Своеобразие и драматизм региональных проблем России в 1990-х гг. определяются происходящими трансформациями экономической и политической систем.
Наибольшее
влияние оказывают пять переходных
процессов:
•формирование нового геополитического
и экономического пространства после
распада СССР;
•демонтаж
административно-плановой экономики и
переход к экономике рыночного типа с
нестабильным государственным регулированием;
•открытие национальной экономики для
внешнего рынка;
•длительный экономический кризис;
•изменения государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений «центра» и регионов.
Распад СССР радикально изменил геополитическое и геоэкономическое положение Российской Федерации в Евразии. Новые государства (республики бывшего СССР) отделили РФ от непосредственного соседства с Центральной и Западной Европой и Ближним Востоком. Страна лишилась большинства портов на Черном и Балтийском морях и ряда железнодорожных, автомобильных и трубопроводных коммуникаций международного значения. Нарушились экономические связи российских регионов с республиками бывшего СССР (товарообмен упал в 3-4 раза), и появилась необходимость их замещения собственным производством или связями с «дальним» зарубежьем. Образовались пробелы в минерально-сырьевой базе (отсутствие достаточных запасов марганцевых, титановых, хромитовых руд и д. р.).
Возникли
новые приграничные регионы (26 субъектов
РФ) с их специфическими инфраструктурными,
производственными, гуманитарными
проблемами. В Россию хлынул поток
переселенцев, в основном русскоязычных,
которых необходимо было размещать
и обустраивать, по возможности с
меньшими социальными и экономическими
издержками (всего за 1992-1997 гг. в РФ
прибыло из ближнего зарубежья около
5 млн чел.)
Либерализация внешнеэкономической деятельности
несомненно ускорила рыночные преобразования
российской экономики и позволила активнее
использовать преимущества международного
разделения труда. Регионы стали напрямую
выходить на мировые товарные и финансовые
рынки, привлекать иностранные инвестиции
для модернизации своей экономики. Однако
для различных регионов либерализация
внешнеэкономической деятельности имела
существенно разные последствия. Выигрывают
в основном регионы — экспортеры продукции,
пользующейся устойчивым внешним спросом
(нефти, газа, цветных металлов, алмазов),
а также крупные торгово-посреднические
центры (Москва, портовые города). В то
же время в трудное положение попали регионы,
концентрирующие производства, не выдерживающие
конкуренции с импортируемой продукцией
или сильно зависящие от дорогого импортного
сырья (например, «текстильные» районы
европейского Центра).
Просто
критиковать прежнюю
Глава
2 Перспективы
региональной политики
в Российской Федерации
Регионализация
и дезинтеграция.
В России
наблюдаются признаки дезинтеграции:
усиление замкнутости регионов и
уменьшение интенсивности межрегиональных
связей. Предельная ситуация в процессе
дезинтеграции — выпадение
Примеров
интеграционной направленности пока очень
мало (в Российской Федерации —
Беларусь). Однако политическая опасность
распада ослабевает, начинает активно
действовать такой объединяющий
фактор, как заинтересованность товаропроизводителей
в преодолении ограничений
Огромные
различия российских регионов по всем
условиям развития и федеральное
устройство страны обрекают на неудачу
унифицированные подходы к
Суть регионализации — учет специфики
регионов в общероссийской структурной,
инвестиционной, финансовой политике;
перенос ряда реформ на региональный уровень
(например, реформу в коммунальном секторе);
разработка специальных программ по реформам
для регионов с особыми условиями развития.
Модели
реформ. В последние 3—4 года региональная
политика в России стремительно проходит
этапы официального признания. Она превращается
в политическую моду. Редкое программное
заявление государственных властей обходится
без утверждений о приоритетности региональной
политики.
Объективные различия стартовых условий,
дифференцированное отношение федеральных
властей к разным регионам и различия
в политике региональных властей определяют
неравномерность осуществления реформ
и их региональное разнообразие. Основные
вариации определяются примерно следующими
моделями поведения региональных властей:
осуществление рыночных преобразований
даже ценой усиления социальной дифференциации
(Москва и д. р.); ориентация на увеличение
экспорта с использованием различия в
мировых и внутренних ценах и льгот по
внешнеэкономической деятельности; завоевание
для своего региона льгот от федерального
правительства (налоговые льготы, субсидии
и т. п.);
сохранение существенных элементов административно-плановой
экономики на региональном уровне (контроль
за ценами, нормированное распределение
товаров, запрет на их вывоз и т. д.). Существует
также в современной региональной политике
проект ТАСИС СМЕРУС 9503, отражающий основные
европейские тенденции. Роль проектов
ТАСИС состоит в сопровождении позитивной
динамики и в участии в создании условий
для развития, а именно:
Информация о работе Перспективы региональной политики в Российской Федерации