Перспективы региональной политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 23:51, курсовая работа

Описание

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой. Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов.

Работа состоит из  1 файл

геополитика.docx

— 36.72 Кб (Скачать документ)

Введение

     Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с  их конкретными интересами, а также  методы, средства и институты, с помощью  которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж и внутрирегиональных связей.

Региональная  политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой. Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. 
Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж и внутрирегиональных отношений

Региональная  политика является составной частью общегосударственной политики в  области экономического и социального  развития страны. Можно считать, что  региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполитической задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов.

От ее решения зависело экономическое могущество страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1  Наследие СССР в области региональной политики 

1.1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики

За несколько  последних десятилетий региональная политика государства неоднократно корректировалась. Здесь можно отметить отраслевой метод планирования с  практически полным отстранением регионов от принятия хозяйственных решений; территориальный метод планирования, когда территории представляли в  директивные органы предложения  по развитию, скоординированные с  Госпланом СССР по вопросу соответствия макроэкономическим направлениям развития страны. Именно эта координация и  являлась мощнейшим рычагом государственной  политики, так как она определяла поток бюджетных средств в тот или иной регион. 
Было бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза стремлением его народов к самоопределению. Национальные чувства доминировали лишь при отделении государств Прибалтики, Закавказья и правобережной Молдовы. Население Украины (за исключением Галиции), не говоря уже о жителях Белоруссии, в своей массе не проявляли стремления к разрыву с Россией. Процесс же активного становления новых национальных государств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужденной реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.

В течение  веков Россия представляла собой  не просто государство, а единственное в своем роде, связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих данное геополитическое пространство. Это единство сложилось исторически  как модель мирного сожительства и коллективной безопасности. Неконтролируемый, подчас искусственный всплеск национализма на территории бывшего единого государства  имел мало общего с подлинным национальным возрождением народов. 
Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела: 
1.  к разрушению (или деформации) общего пространства — хозяйственного, транспортного, финансового, культурного и информационного; 
2. возникновению в новых суверенных странах многочисленных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и территориальных споров; 
3. экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных государств; 
4. ухудшению геополитического положения и национальной безопасности новых международных субъектов;

5.подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки мозгов»; 
6. беспрецедентному росту криминогенности, массовому нарушению прав человека и т. п.
 
 

1.2. Дифференциация регионов Российской Федерации

Быстрый переход от административно-плановой к рыночной экономике в любой  из стран, выбравших этот путь, всегда приводил к социально-экономическим  потрясениям различной продолжительности. В России данный переходный процесс  усложняется и удлиняется из-за неоднородности ее экономического пространства, сильных  различий регионов по возможностям адаптации  к рыночным условиям. По этой причине  особенно уязвимыми оказались три  группы регионов.

К первой группе относятся регионы с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или внезапно потерявших покупательский спрос на свою продукцию (такими являются города, насыщенные предприятиями ВПК и инвестиционного машиностроения, лишившимися госзаказов, промышленные районы с предприятиями, производившими потребительские товары, которые стали неконкурентоспособными на свободном рынке). Вторую группу образует часть периферийных регионов. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, вследствие чего многие транспортно-экономические связи с внутренними регионами страны стали неэффективными. К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из федерального бюджета значительные средства на инвестиции и дотирование производства и лишившиеся этих источников финансового существования (например, многие северные регионы). Ряд регионов одновременно входят в две-три указанные группы. Общее их свойство — объективно ограниченные возможности саморегулирования и саморазвития в рыночной среде. 
Преимущества перехода к новым экономическим условиям сумели использовать главным образом регионы, сконцентрировавшие торгово-посредническую и финансовую деятельность (в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург), а также регионы экспортной ориентации. 
Многие региональные напряженности в экономике переходного периода являются проявлением противоречия между инерционностью размещения материальных элементов национального богатства (природных ресурсов, основных производственных и непроизводственных фондов) и возросшей динамичностью экономических условий производства, труда, жизнеобеспечения. По этой причине возникают диспропорции между спросом и предложением на региональных и межрегиональных рынках товаров, услуг, факторов производства; между размещением производителей и потребителей. Острота региональных проблем усиливается также несбалансированностью рыночных преобразований в разных сферах. Например, рыночному саморегулированию занятости в регионах препятствует отсутствие гармоничного рынка жилья (способствующего мобильности рабочей силы) и медленное развитие малого и среднего бизнеса, поглощающего высвобождающуюся рабочую силу из стагнирующих или реконструируемых крупных предприятий. 
Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть территории России в настоящее время — это проблемные регионы. Основными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные.

К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднероссийского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (северокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности. 
Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов. К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря. В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.

1.3. Региональные особенности кризиса экономики

Экономический кризис в РФ в начале 1990-х гг. охватил все регионы без исключения. Его основными признаками являются падение объемов производства и инвестиций, сокращение внутреннего рынка, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения, рост государственного внешнего и внутреннего долга. Кризисные явления в Российской Федерации имеют значительные региональные особенности. Наибольший спад производства и соответственно безработица — в регионах, которые концентрируют военную промышленность (потеря государственных заказов), инвестиционное машиностроение и производственные базы строительства (инвестиционный кризис), легкую промышленность (внешняя конкуренция и снижение покупательского спроса). Инфляционный взрыв в начале 1992 г. нанес максимальный ущерб экономике регионов, вынужденных иметь более значительные оборотные средства (из-за концентрации производств с длительным циклом и сезонного завоза грузов), и населению регионов с более высокими денежными накоплениями (Север, Дальний Восток). В стране из-за больших расстояний и удорожания транспорта различия между региональными рынками товаров, капитала и труда сглаживаются относительно медленно. Поэтому выход из кризиса также будет неравномерным. 
Формирование новых экономических отношений в РФ сочетается с переходом от прежнего унитарного (по существу) государства к системе реального федерализма. Этот этап проходит через многочисленные коллизии в отношениях между центром и регионами, в том числе в экономической сфере: распределение государственной собственности, налогов, финансовых трансфертов и т.д. Процесс разделения предметов ведения, функций, полномочий между федеральной властью, субъектами РФ и местным самоуправлением пока не смог преодолеть правовую асимметрию (неравные права субъектов РФ: республик, краев и областей, автономных округов) и сопровождается нарушениями иерархии законов, вспышками сепаратизма, межэтническими напряжениями.

Своеобразие и драматизм региональных проблем  России в 1990-х гг. определяются происходящими  трансформациями экономической  и политической систем.

Наибольшее  влияние оказывают пять переходных процессов: 
•формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

•демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике рыночного типа с нестабильным государственным регулированием; 
•открытие национальной экономики для внешнего рынка; 
•длительный экономический кризис;

•изменения государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений «центра» и регионов.

Распад  СССР радикально изменил геополитическое  и геоэкономическое положение Российской Федерации в Евразии. Новые государства (республики бывшего СССР) отделили РФ от непосредственного соседства с Центральной и Западной Европой и Ближним Востоком. Страна лишилась большинства портов на Черном и Балтийском морях и ряда железнодорожных, автомобильных и трубопроводных коммуникаций международного значения. Нарушились экономические связи российских регионов с республиками бывшего СССР (товарообмен упал в 3-4 раза), и появилась необходимость их замещения собственным производством или связями с «дальним» зарубежьем. Образовались пробелы в минерально-сырьевой базе (отсутствие достаточных запасов марганцевых, титановых, хромитовых руд и д. р.).

Возникли  новые приграничные регионы (26 субъектов  РФ) с их специфическими инфраструктурными, производственными, гуманитарными  проблемами. В Россию хлынул поток  переселенцев, в основном русскоязычных, которых необходимо было размещать  и обустраивать, по возможности с  меньшими социальными и экономическими издержками (всего за 1992-1997 гг. в РФ прибыло из ближнего зарубежья около 5 млн чел.) 
Либерализация внешнеэкономической деятельности несомненно ускорила рыночные преобразования российской экономики и позволила активнее использовать преимущества международного разделения труда. Регионы стали напрямую выходить на мировые товарные и финансовые рынки, привлекать иностранные инвестиции для модернизации своей экономики. Однако для различных регионов либерализация внешнеэкономической деятельности имела существенно разные последствия. Выигрывают в основном регионы — экспортеры продукции, пользующейся устойчивым внешним спросом (нефти, газа, цветных металлов, алмазов), а также крупные торгово-посреднические центры (Москва, портовые города). В то же время в трудное положение попали регионы, концентрирующие производства, не выдерживающие конкуренции с импортируемой продукцией или сильно зависящие от дорогого импортного сырья (например, «текстильные» районы европейского Центра).

Просто  критиковать прежнюю региональную политику — непродуктивно, так как  уже нет той системы и сейчас необходима переоценка сложившейся  системы размещения производительных сил с точки зрения сохранения или преобразования ее элементов  и связей. Наибольшую озабоченность  вызывает такое наследие прошлого, как чрезмерная концентрация многих производств, узкая специализация  регионов, дальние расстояния между  поставщиками и потребителями, существование  моногородов (атомные городки, угольные поселки, где большая часть населения  зависит от функционирования одного предприятия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2  Перспективы  региональной политики в Российской Федерации 
Регионализация и дезинтеграция.

В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и  уменьшение интенсивности межрегиональных  связей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции — выпадение региона  из экономической системы — выход  из состава государства, его обособление  или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции  не устранены и по сей день, они  проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и д. р.

Примеров  интеграционной направленности пока очень  мало (в Российской Федерации —  Беларусь). Однако политическая опасность  распада ослабевает, начинает активно  действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты следует  поддержать государству, в чем и  отразится один из аспектов его региональной политики.

Огромные  различия российских регионов по всем условиям развития и федеральное  устройство страны обрекают на неудачу  унифицированные подходы к проведению реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции. 
Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформу в коммунальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.

Модели  реформ. В последние 3—4 года региональная политика в России стремительно проходит этапы официального признания. Она превращается в политическую моду. Редкое программное заявление государственных властей обходится без утверждений о приоритетности региональной политики. 
Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие. Основные вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей: 
осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и д. р.); ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической деятельности; завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т. п.); 
сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль за ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т. д.). Существует также в современной региональной политике проект ТАСИС СМЕРУС 9503, отражающий основные европейские тенденции. Роль проектов ТАСИС состоит в сопровождении позитивной динамики и в участии в создании условий для развития, а именно:

Информация о работе Перспективы региональной политики в Российской Федерации