Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает
его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне
международном. Объясняется это тем, что сама природа политики
характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и
сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому
важными составляющими предмета политологии выступает международная
политика, ее природа, закономерности функционирования развития.
Введение 3
Основные понятия, сведения международной политики и международныx отношений 4
1. Понятия и сведения о мировой политике 4
1. Субъекты мировой политики 6
1. Основные признаки международных организаций 9
2. Понятия и сведения о международных отношениях 11
1. Типология международных отношений 12
2. Проблемы и концепции международных отношений 13
3. Современные тенденции развития международных отношений 13
1. Геополитика – основное направление мировой политики и международных
отношений 17
Заключение 22
Но есть и другая точка зрения с акцентом на то. что прогнозное моделирование, основанная на геополитических ценностях потеряла свою позитивную значимость. Исследователь Э. Кочетов считает, что "геополитические категории в системе внешнеэкономических связей - это опаснейший пережиток, рудимент влияния внешнеполитических установок на внешнеэкономическую стратегию. Геостратегические установки несут в себе в определенной степени милитаристскую нагрузку. Геоэкономика же должна восприниматься как цельный, самостоятельный экономический мир, в котором все атрибуты национальной экономики, спроецированные на глобальную систему, имеют свою причудливую и развитую форму». Исследователь утверждает, что из трех глобальных направлений (геополитика, геоэкоиомпка, геостратегия) «геоэкономика обладает очень цепкой «памятью»: пример СНГ. СЭ11-мировая экономика «запомнила» экономические границы (второй ярус), взвешенно относится к третьему ярусу - границам стратегических устремлений России («естественный геоэкономический баланс»). Но при беспристрастном анализе нельзя неоправданно преувеличивать роль экономики как стратегического фактора в современных исторических условиях кризиса государств-наций. Поскольку паритетная плотность сил в нынешнем многополярном мире делает даже могущественные экономические державы всего лишь союзниками или партнерами в достижении масштабных целей и реализации собственные интересов. При этом интересно отметить, что участие государства в планетарной геополитической динамике гарантируется только исторически закрепленной комбинацией рынка, политической демократии и индустриально-информационных технологий. Следующим признаком того, что государство не является носителем геоэкономического потенциала выступает разнородность государств и диверсификация средств сил, а также небывалое усиление роли негосударственных организаций, преследующих свои гораздо более узкие цели. Государства различны по своему научно-техническому и экономическому потенциалу и имеют уязвимые отрасли общественной жизнедеятельности. В то же время современный уровень информационных технологий делают средства влияния на политику государства крайне разнообразными, что и вынуждает страны идти на поиск региональных союзников, участвовать в глобалистских тенденциях. Здесь предоставлено широкое поле маневрирования для таких государств как Кыргызстан, которым важно лишь правильно расставить внешнеполитические акценты через призму стратегических интересов держав и ключевых факторов. Отсюда раскрывается несколько парадигм, определяющих систему международных отношений и имеющие новые прогнозные возможности.
С другой стороны, в качестве невообразимо мощного геополитического фактора может выступить мусульманство. Кроме того, в связи с становлением новой картины мира ряд государств выказывают намерение стать центрами регионального тяготения. К примеру, очевидна попытка использования богатого культурно-исторического потенциала для влияния на международные события - «Великий Иран», «Великая Турция», «Великое будущее Узбекистана», «Великий Туркестан» и т.д Карпович О. Международно-правовые проблемы защиты национальных меньшинств. // Юрист. - 1998. - №6 - С. 57.
И, наконец, утратившая
свою былую актуальность парадигма
столкновения цивилизацией, где в
качестве системообразующих и
Таким образом, геополитическое прогнозирование повышает экономическую роль государства в формировании будущей системы безопасности. Самой важной характерной чертой геополитической аналитики является, что можно выделить приоритеты среди, может быть, очень важных и даже системообразующих принципов социального развития: религиозных, военных, экономических, экологических и т.д. факторов. Несомненным преимуществом такого анализа является синтез, казалось бы, несводимых друг к другу военных и религиозных, экологических и экономических, политических и культурно-этических ценностей. Другим важным признаком геополитических доктрин является теоретическая и эмпирическая совместимость, представленная как принципиальная доказуемость теоретических выкладок на эмпирическом уровне и, наооорот, эмпирические представления о политической, экономической, военной или экологической действительности свободно укладываются и прогнозируемы теоретических концепциях. Поиск геополитических приоритетов во внешней политике на материалах Кыргызстана актуальными являются обсуждаемые проблемы по взаимоотношениям и перспективам связей с Россией, Китаем и исламским миром. Кыргызстан, приняв в качестве ориентира государственного устройства и формы правления демократию светского типа, пытается найти разумный компромисс между геополитическими центрами тяготения, а может быть равноудаленную дистанцированнованность, что, несомненно, приведет, если не к деликатной изоляции, то к отторжению на периферию без права возврата в лоно демократического мира. Это и есть доминирующая тенденция во внешней политике Кыргызстана. Тенденции стратегического плана как псламизация фундаменталистского толка также отпугивают как и опасение быть поглощенным Китаем, с которым объединяет более близкая этническая дистанция. Среди векторов геополитической ориентации наиболее предпочтительным выглядит доктрина долгосрочного развития, направленного на стратегическое партнерство с Россией, поскольку она выгодно отличается дальней этнической дистанцией в сравнении с Китаем и тюркоязычными региональными лидерами. Кроме того, она не пытается выступать в качестве религиозного донора фундаменталистко- экстремистского толка в отличие от исламского мира. Глубина кризиса и широта круга проблем, занимающие ныне Россию не дает возможности ей навязывать политико-экономические, часто не апробированные модели в отличие от Запада. Но с другой стороны, Россия не имеет достаточных финансовых средств для поддержания геополитического союза в дальних географических границах, к таким пределам может быть причислен и Кыргызстан. Военная база в Канте не имеет решающего значения как действенный фактор, Наиболее оптимальной внешнеполитической программой для нового субъекта международного права является создание инновационных и конституционных форм национальных интересов, специфичных только для нашего государства, т.е. своего рода зоны суверенной и совместной деятельности. Необходимо не замалчивать как щекотливую тему некоторые проблемы, где мы выступаем в виде претендентов или конкурентов, пусть даже более слабых. Во времена цивилизации открытой политики следует ясно формировать принципы той геополитической ниши, которую Кыргызстан намерен занять. От того, что насущные проблемы будут замалчиваться, Кыргызстан не выиграет. Поскольку, не формулируя наши требования мы оставляем на уровне невысказанного, следовательно, де-факто несуществующих в межгосударственной практике ценностей. Проблемы водоохраной системы Кыргызстана или территориальные взаимные претензии не исчезнут, если их откладывать в долгий ящик только из желания не испортить отношения с дружественными соседями или из интересов личной политической конъюнктуры на следующие сроки. Соседи всегда будут соседями, а дружественность будет зависеть не от проблем, которые не решаются, а от комплекса факторов, регуляция которых вполне по силам внешнеполитическому потенциалу Кыргызстана.
2.3 Сотрудничество Кыргызстана в рамках ШОС
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - международная организация, объединяющая Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан.В 1996-2000 годах руководители этих стран ("Шанхайская пятерка") встречались поочередно в Шанхае, Москве, Алматы, Бишкеке и Душанбе.Душанбинская встреча 2000 года ознаменовала завершение первого круга встреч глав государств "Шанхайской пятерки". На базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, заключенных между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соответственно в 1996 и 1997 годах и сформировалась ШОС.
На встрече глав пяти государств 15 июня 2001 года в Шанхае лидеры "Шанхайской пятерки" приняли в свои ряды Узбекистан. В тот же день была подписана декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Деятельность ШОС привлекает к себе повышенный интерес со стороны международного сообщества. Подписанная в ноябре 2002 года Временная схема взаимоотношений ШОС с другими международными организациями и государствами позволила осуществить контакты ШОС с ООН и АСЕАН. По итогам московской встречи на высшем уровне (май 2003) была принята политическая декларация, в которой зафиксированы конкретные договоренности по развитию сотрудничества в рамках организации, а также общие подходы по актуальным международным проблемам. В документе подтверждена "необходимость соблюдения и выполнения основных целей и принципов Устава ООН и общепризнанных норм международного права Цели ШОС.
Целями организации провозглашены укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества между государствами-участниками в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе. Принципы будущей организации в области безопасности зафиксированы в принятой здесь же "Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".
На ее основе создана Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС) - постоянно действующий орган, предназначенный для содействия координации и укрепления взаимодействия компетентных органов стран-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
На саммите ШОС в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года подписаны Хартия и Соглашение о Региональной антитеррористической структуре ШОС (РАТС).На очередном саммите ШОС, прошедшем с 28 по 29 мая 2003 года в Москве, было завершено документальное оформление организации: подписана Декларация глав государств - членов ШОС, утверждающая комплекс документов, регламентирующих порядок работы уставных органов ШОС и ее финансового механизма. В частности, подписаны документы, касающиеся функционирования постоянных органов ШОС - секретариата и исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры. Секретариат было решено разместить в Пекине, а штаб-квартиру - в Бишкеке Муратбек Иманалиев «Очерки в внешней политики Кыргызстана. Бишкек, Сабыр, 2002 г. С. 87-97..
Информация о работе Понятия и сведения о международных отношениях